Работа с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава1: Интеллектуальная одаренность, ее психологические проявления …………………………………………………………………6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………………………..6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…..12
Глава 2: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...19
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....19
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..23
Глава 3: Опытно-экспериментальное исследование одаренности….....26
3.1 Методы диагностики умственной одаренности…………….............26
3.2 Выявление одаренных детей………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………..41
Используемая литература…………………………………………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая4купрс.docx

— 98.74 Кб (Скачать файл)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-ПЛАНА

 

Целью Мастер-плана "Одаренные   дети"   является создание благоприятных условий для  развития  одаренных  детей  в  интересах личности, общества и государства.  

Мастер-план предусматривает решение следующих задач:

- создание   оптимальных   условий  для удовлетворения образовательных  потребностей, развития  и  реализации  потенциальных способностей одаренных  детей;

- внедрение нового содержания  образования, прогрессивные технологии  в работу с одаренными детьми;

- создание системы целенаправленного  выявления и отбора одаренных  детей;

- стимулирование творческой деятельности  одаренных детей;

- формирование уважительного отношения  взрослых к правам ребенка  в соответствии с Конвенцией  ООН «О правах ребенка»

 

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Создать условия для сотрудничества  школы с высшей и средне-специальной профессиональной школой и другими социально-культурными институтами села, района, республики. Пригласить на работу учёных, имеющих степень кандидата или доктора наук, владеющих уникальными педагогическими технологиями работы с одарёнными детьми.

2. Формировать систему выявления  интеллектуально - талантливых детей  через внеклассную деятельность  школы по учебным предметам, вовлечение  в исследовательскую деятельность, увеличение числа школьников - участников  различных конкурсов, олимпиад, конференций.

3. Организовать профильные летние  лагеря для одарённых детей; научные, экологические, археологические и  краеведческие экспедиции.

4. Наладить систему поддержки  одарённых детей, выражающуюся прежде всего в создании условий для их участия в олимпиадах, форумах, лагерях и фестивалях республиканского, всероссийского и международного уровня.

5. Создать «Центр одаренных детей»  за счет привлечения финансовых  средств социальных партнеров.

6. В опыт школы внедрять следующие  формы работы с одаренными  детьми:

1) обучение индивидуальное или  в малых группах по программам  творческого развития в определенной  области;

2) работа по исследовательским  и творческим проектам в режиме  наставничества (в качестве наставника  выступают, как правило, ученый, деятель  науки или культуры, специалист  высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические  конференции и семинары.

 

ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И РАБОТЫ С НИМИ

 

1-й этап - анамнестический: (начальные  классы) при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

2-й этап - диагностический: (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.

3-й этап-этап формирования, углубления  и развития неординарных способностей  ребенка приходится на старшую  школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

 

1 раздел. Изучение одаренных  детей  и организация  работы с ними.

 

      Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Выявить всех  одаренных детей и завести журнал.

сентябрь

Галиева Л.Х.

2.

Путем наблюдения за детьми, изучения результатов их деятельности, анкетирования установить их интересы склонности.

1 четверть

Классные

руководители

3.

Организовать работу с одаренными детьми в кружках по направлениям:

-общеобразовательные предметы

(«Юный математик», «Юный  физик», «Юный химик», экология, информатика  «Русское слово», КИД «Планета», тат.язык и литература;

-художественно-эстетическое:

-(рисование, лепка,театральный, «Юные музыканты»);

- прикладного и технического  творчества:

(«Юный техник», «Мастерица»);

-спортивно-оздоровительное:

(«Спортивные  игры», теннис, ОБЖ).

сентябрь

Учителя- предметники, педагоги доп.обр.

4.

Создание индивидуальных программ для работы с одаренными детьми.

октябрь

учителя-предметники

5.

Организация исследовательской работы по предметам и проведение научно-практических конференций.

в течение года

учителя-предметники

6.

Организация  и проведение школьных предметных олимпиад.

с 1 по 15 декабря

Учителя

7.

Участие в районных предметных олимпиадах.

декабрь,

январь

администрация,

учителя

8.

Участие в республиканских предметных олимпиадах.

февраль

администрация,

учителя

9.

Получение детьми дополнительного образования в заочных школах и предметных лагерях.

июнь, июль, август

администрация

10.

Участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах, турнирах, фестивалях.

В течение года

Коллектив школы


 

2 раздел. Познавательная деятельность.

 

1.

Неделя русского языка  и литературы

октябрь

Тихомирова З.Г.

2.

Неделя географии, экологии, химии.

Ноябрь

Галиева Л.Х.

3.

Неделя природоведения для нач. классов

Ноябрь

Закирова А.А.

4.

Неделя татарского языка и литературы в нач. классах

Декабрь

Гайфутдинова Р.З.

5.

Неделя физики, математики, информатики

январь

Смехова С.М.

6.

Шахматно-шашечный турнир

январь

Губайдуллин Ф.Г.

7.

Неделя английского языка

февраль

Губайдуллина З.Н.

8.

Неделя тат. языка и литературы

март

Ахметзянова Р.Г.

Хидиятуллина Р.М.

9.

Неделя русского языка и литературы в нач. классах

март

Гайфутдинова Р.З.

10

Игра «Счастливый случай» по жизни и творчеству Г.Тукая

апрель

Ахтямова Е.Ф.


 

3 раздел. Художественно-эстетическое  воспитание.

 

1.

Праздник цветов.Конкурс на лучшую композицию из цветов.

сентябрь

Глиева Л.Х.

2.

Конкурс-выставка «Природа и фантазия»

ноябрь

Учителя нач.классов.

3.

Участие в фестивале «Твое свободное время и твое здоровье».

ноябрь

Фархутдинова Л.

4.

Участие в фестивале школьных театров здоровья.

ноябрь

   -  «  -

5.

Конкурс рисунков «Зимние узоры»

декабрь

Губайдуллин Ф.Г.

6.

Выставка прикладного творчества «Город мастеров»

декабрь

руководители

кружков

7.

Конкурс снежных скульптур.

январь

Галиева Л.Х.

8.

Участие в конкурсе «Играй,гармонь».

февраль

Хидиятуллина Р.

9.

Участие в конкурсе военно-патрио-

тических стихов «Люблю Отчизну я».

 

февраль

 

Учителя- словесники.

10

Отчет работы кружков.

март

Руководители кружков.

11.

Участие в фестивале детского творчества

«Весенняя капель-2013».

апрель

Бигашева Р.К.

Фархутдинова Л.


     

4 раздел. Физическое воспитание.

 

1.

День  бегуна.

октябрь

Нуриахметов Д.Ш

2.

3.

Первенство школы по волейболу.

Товарищеская встреча по волейболу.

ноябрь

ноябрь

Нуриахметов Д.Ш.

4.

Открытие зимнего сезона.

декабрь

  Нуриахметов Д.Ш.

5.

Лыжные гонки на призы Деда Мороза

декабрь

Нуриахметов Д.Ш.

6.

Соревнования по силовым видам спорта

январь

Нуриахметов Д.Ш.

7.

Спорт-шоу.

январь

инициатив.гр.

8.

Военно-спортивная неделя.

февраль

Гайфутдинов Р.Г.

Нуриахметов Д.Ш

9.

Закрытие зимнего сезона.

март

Нуриахметов Д.Ш.

 

10.

Соревнования  по легкой атлетике.

апрель

Нуриахметов Д.Ш.

11.

Районные соревнования по баскетболу.

апрель

Нуриахметов Д.Ш.

12.

Президентские состязания.

май

Нуриахметов Д.Ш __


 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Информация о работе Работа с одаренными детьми