Работа с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава1: Интеллектуальная одаренность, ее психологические проявления …………………………………………………………………6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………………………..6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…..12
Глава 2: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...19
2.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....19
2.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..23
Глава 3: Опытно-экспериментальное исследование одаренности….....26
3.1 Методы диагностики умственной одаренности…………….............26
3.2 Выявление одаренных детей………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………..41
Используемая литература…………………………………………….......45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая4купрс.docx

— 98.74 Кб (Скачать файл)

В результате теоретической работы было установлено, что одаренность–высокий уровень развития способностей, любых – общих (умственных) и специальных; существует две точки зрения: 1) если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности; 2) сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности.

Также мы выяснили, что одаренность необходимо рассматривать в возрастных аспектах, поскольку на генетический фон с возрастом фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности и могут. При анализе данной литературы мы выделили три вида кризиса: 1) кризис креативности, 2) кризис интеллектуальности, 3) кризис мотива достижений, приведены рекомендации как избежать этих кризисов.

Наряду с этим была рассмотрена проблема школьного обучения, проблемы его современности, качества учителя работающего с одаренным ребенком.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Алабугина Ю. Толковый словарь русского языка для школьников
  2. В.Даля «Толковый словарь живого Великого руского языка»
  1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

  1. Больша́я росси́йская энциклопе́дия (сокращённо БРЭ)
  2. Иммануил Кант. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с. 
  3. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с
  4. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 84 93.
  5. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г
  6. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
  7. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

11/См.: Нордау, М. Психофизиология гения и таланта // Вестник знаний. – СПб., 1908.

12.Одаренность: Рабочая концепция / под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

13.Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

14.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.

15.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.

16.Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

17.Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

18.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.

19.Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,

20.Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

21.Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

22.«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.

23.Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

24.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

25.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

26.«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

27.«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

28.Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

29.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

30.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

31.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

32.«Словарь иностранных слов» - М.: «Русский язык», 1981.

     33.А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс, 1996

     34.Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982

       35.Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест на креативность мышления ( по Гилфорду)


Рис 1. Концентрические окружности Рис. 2. Два круга в одном  Рис. 3. Синусоида

 

Приложение 2

КРАТКИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

Это – тест для определения Вашей способности решать задачи.

Тест,  который Вам будет предложен  сейчас, содержит  50 вопросов. На выполнение всех заданий Вам дается 20 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не тратьте много времени на один вопрос, если вопрос кажется слишком трудным, переходите к следующему вопросу. Может быть у Вас останется время вернуться к трудному заданию.

  Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста  на Ваши вопросы отвечать не  будут.

 

1. Одиннадцатый месяц года –  это:

                      1 – ОКТЯБРЬ;

                       2 – МАЙ;

                       3 – НОЯБРЬ;

                       4 – ФЕВРАЛЬ.

2.  СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

                       1 – РЕЗКИЙ;

                       2 – СТРОГИЙ;

                       3 – МЯГКИЙ;

                       4 – ЖЕСТКИЙ;

                       5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

3. Какое из приведенных ниже  слов отлично от других?

                     1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

                     2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

                     3 – УВЕРЕННЫЙ;

                     4 – ДОВЕРИЕ;

                    5 – ВЕРНЫЙ.

4.   Верно ли то, что сокращение  “н.э.” означает “нашей эры”  ( “новой эры” ) ?

                     1 – ДА;                     2 – НЕТ.

5. Какое из следующих слов отлично  от других?

                     1 – ЗВОНИТЬ;

                     2 – БОЛТАТЬ;

                     3 – СЛУШАТЬ;

                     4 – ГОВОРИТЬ;

                     5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему   значению слову:

                     1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

                     2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

                     3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

                     4 – НЕВИННЫЙ;

                     5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже  слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ  к НОС?

                     1 – СЛАДКИЙ;

                     2 – ЯЗЫК;

                     3 – ЗАПАХ;

                     4 – ЗУБЫ;

                     5 – ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже  пар слов являются полностью  идентичными?

               Sharp, M.C.        Sharp, M.C.

               Fielder, E.H.      Filder, E.N.

                Connor, M.C.       Conner, M.G.

                Woesner, O.W.      Woerner, O.W.

               Soderquist, P.E.      Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

                     1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

                     2 – ЯВНЫЙ;

                     3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

                     4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

                     5 – ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько  подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав  на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11.                Слова СТУК и СТОК имеют:

                   1 – сходное значение;

                   2 – противоположное;

                   3 – ни сходное, ни противоположное.

12.  Три лимона стоят 45 копеек.  Сколько  ( в копейках ) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел  являются полностью одинаковыми?

                        5296   5296

                      66986   69686

                     834426   834426

                    7354256   7354256

                   61197172   61197172

                   83238324   83238234

14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:

                     1 – ДРУЖЕСКИЙ;

                     2 – ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;

                     3 – ЧУЖОЙ;

                     4 – РОДНОЙ;

                     5 – ИНОЙ.

15.      Какое число является наименьшим?

       1)        6

       2)      0.7

       3)        9

       4)      36

       5)      0.31

       6)         5

16.    Расставьте предлагаемые ниже  слова в таком порядке, чтобы  получилось правильное предложение. В качестве ответа введите  номер последнего слова.

             ЕСТЬ    СОЛЬ    ЛЮБОВЬ    ЖИЗНИ

               1                2                3                 4

17.      Какой из приведенных ниже  рисунков наиболее  отличен от  других?

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

Информация о работе Работа с одаренными детьми