Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:36, реферат
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
ВВЕДЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определение музыкально-дидактической игры
1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР
2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
2.2 Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на "вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства".
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
Таким образом, музыкально-слуховые
представления - это способность, проявляющаяся
в воспроизведении по слуху мелодии. Она
называется слуховым, или репродуктивным
компонентом музыкального слуха.
Как свидетельствуют
наблюдения, и многочисленные эксперименты,
во время восприятия музыки человек
совершает заметные или незаметные движения,
соответствующие ее ритму, акцентам. Это
движения головы, рук, ног, а также невидимые
движения речевого, дыхательного аппаратов.
Часто они возникают бессознательно, непроизвольно.
Попытки человека остановить эти движения
приводят к тому, что либо они возникают
в другом качестве, либо переживание ритма
прекращается вообще. Это говорит о наличии
глубокой связи двигательных реакций
с восприятием ритма, о моторной природе
музыкального ритма. Но чувство музыкального
ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную
природу. Содержание музыки эмоционально.
Ритм же - одно из выразительных средств
музыки, с помощью которого передается
содержание.
Чувство ритма
– это способность активно (двигательно)
переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и
точно воспроизводить его.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку.
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР
2.1 Методика
использования музыкально-
Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Все музыкально-дидактическиеигры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
2.2 Анализ сценарных
планов музыкально-
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма, то игры и пособия можно квалифицировать по этому основанию. Музыкально- дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предлагают наличие определенных правил игровых действий или сюжета. Музыкально- дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки).
Игры и пособия в процессе слушания способствуют узнаванию знакомых мелодий определению характера музыки смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, т.е. способствуют развитию ладового чувства. В процессе слушания музыки, дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Для этого использовались следующие игры: «Укрась мелодию», «Найди нужную иллюстрацию» по произведению К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»; «Вальс-
Шутка» Шостаковича (1 ч. – на колокольчиках, 2 ч. – на металлофончиках).
Для закрепления жанров в музыке можно использовать подвижные игры, в которых дети согласовывают движения с характером музыки: марш, танец, колыбельная; игра «Подбери нужную картинку». Игра «Кого встретил колобок»? – развивает чувство формы; игра «Нарисуй музыку» - на определение характера это игра детям дается сложно. Игра «Отгадай, что делает кукла», «Солнышко и дождик», «Найди игрушку», «Музыкальный телефон», «Чудесный колпачок», «Волшебный мешочек» - инструменты, а среди них игрушка, «Назови композитора», «Оркестр» и т.д.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Игры могут проводиться в процессе пения. Такие игры помогают научить детей петь выразительно. Для чистого интонирования использую такие игры: «Бубенчики», «Лесенка-чудесенка» - учатся определять звуки по высоте, «Музыкальное лото» -определи песню по вступлению – на закрепление знакомых песен. Игра «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) – развивает умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистра, а также «Где мои детки», «Кто пришёл в гости», «Угадай-ка», «Громкая, тихая музыка» и т.д.
Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предлагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Часто использую дидактические игры с выполнением творческих заданий. Использую музыкальные инструменты: «Кого завет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Прогулка», «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм», «Девочки и мальчики», «Игра с бубном», а также игры из книги Ирины Каплуновой «Этот удивительный ритм» например «Игры с картинками», «Гусеница», «Божьи коровки» и т.д. Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята».