Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:36, реферат
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
ВВЕДЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определение музыкально-дидактической игры
1.2 Значение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР
2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
2.2 Анализ сценарных планов музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-
Приложение №3
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Магнитофон.
- Кассеты и диски с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»
(Большие карточки (25/15) с изображением взрослых животных :курицы, утки, гуся, птицы и несколько маленьких карточек (10/15) их детенышей + описание)
« ДОЖДИК ЛЬЕТ И КАПАЕТ»
(Палочки + картинка + описание)
« НАУЧИ ИГРУШКУ ТАНЦЕВАТЬ»
( Маленькая игрушка + описание)
« ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
( Ярко оформленный мешочек в котором находятся маленькие мягкие игрушки: кошка, собачка, корова, медведь, зайчик и др.)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« УСТАЛАЯ И РЕЗВАЯ ЛОШАДКА»
(Палочка + картинка + описание)
Приложение №4
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – три ступеньки
- Инструменты: металлофон, погремушки, колокольчики, бубен,
музыкальные коробочки, молоточки, любые звучащие инструменты.
- Киндеры с зерном внутри.
- Палочки.
- Настольные МДИ.
- Звучащие коробочки (спичечные коробочки с зерном внутри).
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Книжки – песенки.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ»
(Трафареты большой и маленькой птички + лесенка + описание настольной и подвижной игры)
« УГАДАЙ - КА»
(4 – 6 больших карточек (20/10) каждая разделена на две части. На первой половине изображено взрослое животное (гусь, утка, корова, коза, собака, кошка), на второй их детеныши + фишки по две на каждую карточку + описание игры)
« КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
(Плоскостной домик с шестью окошками (три вверху и три внизу), + описание)
« КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА»
(Фланелеграф + изображения на фланели: большой домик, девочка, курица, цыплята 2 – 3 шт. + описание игры)
« ЗАЙЦЫ»
( Фланелеграф + изображение леса на фланели + изображение зайцев спящих, танцующих, играющих в барабан + описание игры)
« НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»
(Музыкальные игрушки:
дудочка, колокольчик,
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
Приложение №5
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
- Лесенка – пять ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)
« ЛЕСЕНКИ»
(Пятиступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)
« ТРИ МЕДВЕДЯ»
(Карточки, на которых изображены три медведя из сказки + фишки + палочки)
« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)
« ПРОГУЛКА»
(Палочки + карточки с изображением долгих и коротких звуков + описание игры)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»
(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
Приложение №6
«ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ»
- Лесенка – семь ступенек
- Инструменты: металлофон, губные гармошки, баян, барабан, бубен,
колокольчики, музыкальные молоточки, любые звучащие инструменты,
детское пианино или его плоскостное изображение.
- Портрет композитора.
- Настольные МДИ.
- Мини – Фланелеграф + кружочки – ноты.
- Магнитофон.
- Набор кассет и дисков с записями детских песен.
- Инструменты из бросового материала.
«НАСТОЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
« МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»
(Карточки (4 – 5 шт) с изображением нотного стана (30/15) + ноты кружочки + описание игры)
« ЛЕСЕНКИ»
(Семи ступенчатые лесенки – раскладушки + описание игры)
« ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»
(Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пуста; картинки иллюстрирующие содержание этой песни + описание игры)
« ВЕСЕЛО – ГРУСТНО»
(Карточки с изображением лиц человека (солнышка, цветка, звездочки, тучки, колобка и т.д.) в трех настроениях – веселое, грустное, спокойное + запись музыкальных произведений соответствующих характеров)
« СОБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»
(Карточки с черно-белым изображением инструмента = разрезанные детали цветного изображения этого инструмента + кассета с записью звучания муз. инструментов (балалайка, труба, гармошка, металлофон, бубен, барабан) + описание игры)
«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»
(Карточки с прорезями на каждого играющего + изображение матрешек вставляющихся в прорези + описание игры)
«УЗНАЙ И СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»
(Мини – Фланелеграф + графическое изображение долгих и коротких звуков).
« ПЕСНЯ – ТАНЕЦ – МАРШ» (Карточки, разделенные на три части. В первой части ребенок поющий, во второй – танцующий, в третьей – марширующий. +кассета с музыкальной записью + описание игры
Приложение №7
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ
в младшей группе
|
|
|
| |
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Научи матрешек плясать»; |
|
|||
«В лесу»; |
|
|||
«Что делают зайцы»; |
|
| ||
«Солнышко и дождик». |
|
|
|
|
ЧУВСТВО РИТМА «Усталая и резвая лошадка»; |
|
|
|
|
«Дождик льет и капает»; |
|
|
||
«Спой имя»; |
| |||
«Прогулка»; |
|
|
|
|
«Кто идет?» |
|
|
||
«Мышки бегают». |
|
|
||
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Птичка и птенчики»; |
|
|||
«Где мои детки?»; |
|
| ||
«Кто в гости пришел?»; |
|
| ||
«Курица и цыплята»; |
|
|
||
«Кто в домике живет?»; |
|
|
||
«Угадай-ка». |
|
|
|
|
ДИНАМИКА «Тихие и громкие звоночки» |
|
|
||
«Веселые киндеры» |
|
| ||
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Музыкальное окошко» |
|
|
||
«Угадай на чем играю» |
|
|
|
|
«Кто это?» |
|
| ||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «Найди игрушку»; |
|
|||
«Волшебный мешочек»; |
|
|||
«Веселый телефон»; |
|
|
|
|
«Музыкальный волчок»; |
|
|
|
|
«Буратино»; |
|
| ||
«Веселые колпачки». |
|
Приложение №8
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МДИ
в средней группе
|
|
|
| |
ХАРАКТЕР МУЗЫКИ «Отгадай, что кукла делает» (марш-пляска-колыбельная) ; |
|
|
||
«Песня – игра – марш»; |
| |||
«Что делают зайцы»; |
|
|
||
«Солнышко и дождик». |
|
|||
ЧУВСТВО РИТМА «Музыкальные молоточки»; |
|
|
|
|
«Весёлый паровоз»; |
|
| ||
«Весёлые подружки»; |
|
|||
«Кто едет в поезде?»; |
|
|
|
|
«Кто как идет?». |
|
|
||
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ «Птичка и птенчики»; |
|
|||
«Барабан и треугольник»; |
|
|
||
«Три медведя»; |
|
| ||
«Куры»; |
|
|
||
«Качели»; |
|
|
|
|
«Ну-ка, угадай-ка». |
|
|||
ДИНАМИКА «Тише – громче в бубен бей» |
|
|
||
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ «Узнай по голосу»; |
|
|
||
«День рождение Петрушки»; |
|
|
|
|
«Узнай инструмент»; |
|
|
| |
«Колпачки». |
|
| ||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО «До-ре-ми» |
|
|
||
«Подумай и назови» |
|
|||
«Веселый телефон»; |
|
| ||
«Буратино»; |
|
|
||
«Веселые колпачки». |
|
|