Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Актуальность  темы исследования. Познать внутренние свойства предметов и явлений окружающего мира и отношения между ними человек может только благодаря обобщению данных наблюдений. Другими словами, посредством особого психического процесса – процесса мышления. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Кратко, мышление можно представить как психический процесс получения знаний о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком  окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности старшего дошкольника.

Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Среди исследователей мыслительных операций человеческого мозга следует назвать Р. Немова, А.Г. Маклакова (анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация), Е.С. Самойленко (сравнение), С.В. Маланов (обобщение и классификация).

Возникновение мышления и, соответственно, мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью. В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности (А.А. Смирнов, A.H. Леонтьев). Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова. 

Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка – в тех из них, которые указывают уже на некоторые, вначале хотя бы еще и не осознанные, обобщения, соответствующие связям и отношениям предметов и явлений действительности. Другими словами, речь идет о трудовой и изодеятельности детей старшего дошкольного возраста. Например, анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности старшие дошкольники постоянно взаимодействуют с различными предметами и явлениями. Практическое освоение их и приводит к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Степень разработанности  темы исследования. Проблеме развития мышления, в том числе, формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.

В современной психологической  литературе существует значительное число  исследований, позволяющих описать  строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия, свойства, влияющие на процессы овладения знаниями, самих процессов и их результатов, выражаемых не только в виде знаний и умений, но и в способах их применения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др.).

В соответствии с вышесказанным мы выбрали тему исследования «Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности».

Проблема исследования: каковы возможности развития мыслительных операций старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности.

Ее решение требует составить цель. Цель исследования – изучить возможности развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности.

Объект исследования – мыслительные операции старших дошкольников.

 Предмет исследования – влияние элементарной трудовой деятельности на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;

- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;

- выявить уровень развития  мыслительных операций у детей  старшего дошкольного возраста;

- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- наблюдение;

- тестирование;

- педагогический эксперимент (констатирующий этап);

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: старшая группа МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы развития мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности

 

 

1.1. Особенности мыслительных операций у детей старшего

дошкольного возраста

 

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. 

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. 

На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного). В это время закладывается фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. 

Ряд авторов А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум трактуют мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [26, с.112].

Р. Немов определяет мышление  как сложнейшую и  многостороннюю психическую деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям [20]. 

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: 

  • предметно-действенное (или наглядно-действенное) – для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами; 
  • наглядно-образное – характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти;
  • словесно-логическое (абстрактное) – характеризует старших школьников и взрослых людей [7, с.65]. Мышление словесно-логическое – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре данного вида мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в  ходе последовательного рассуждения, и  интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов. 

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в  учебнике и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства). 

В-четвертых, мышление подразделяется по  действенности контроля на критическое и некритическое [7, с.65-67].

Выделяют следующие мыслительные операции у детей старшего дошкольного возраста: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и другие.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Анализ и синтез – это взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ. П.Я. Гальперин отмечает, что способность к аналитико-синтаксической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта, его различные признаки или соединять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции [7].

Синтез у дошкольников развивается  раньше, чем способность к анализу. И анализ, и синтез у детей развивается по механизму интериоризации, т.е. сначала у дошкольников практический анализ и синтез, а к старшему возрасту, они переходят в план внутренних умственных действий.

Для развития анализа и синтеза  хороши задания на выбор предмета из группы по любому признаку, задание  на выбор нескольких предметов по указанному признаку, на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам.

Сравнение требует умения находить сходство и различия между предметами. При сравнении ребенок должен уметь выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Ребенку легче сначала найти признаки различия объектов затем признаки их сходства.

Классификация – это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется «основанием классификации». С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т.д.), по размеру (большие и маленькие), по цвету, по форме и по другим признакам. Например, кто бегает, кто плавает; что можно, что нельзя есть и т.д. это классификация по заданному основанию. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному детьми самостоятельно. Педагог задает количество групп, а дети ищут соответствующие основания. Например, бытовые приборы, спортивное оборудование [7].

Обобщение – оформление в словесной форме результатов процессов сравнения. Оно хорошо понимается ребенком, если является результатом его деятельности. Для дошкольника возможны эмпирические виды обобщения, т.е. обобщение результатов своей деятельности. Для этого нужно соответствующим образом организовывать работу над заданием: подобрать объекты деятельности, задать вопросы в специально разработанной последовательности.

В соответствии с требованиями примерной образовательной программы «Детство», старший дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения [11]. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений, соблюдают последовательность, например, дней недели, ориентируются в пространстве. Наибольшее внимание формированию мыслительных операций уделяется в образовательной области «Познание» с интеграцией в другие образовательные области: «Труд», «Чтение художественной литературы» и т.д.

В ходе формирования мыслительных операций старшие дошкольники различают и правильно называют все цвета спектра и ахроматические цвета: черный, серый, белый; дифференцируют оттенки цвета (темно-красный, светло-серый), различают и называют 3-5 тонов цвета (например, малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый), различают теплые и холодные цвета.

Знают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), умеют воссоздавать фигуры из частей, делить фигуры на части, анализируют с помощью взрослого структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

С помощью сенсорных  эталонов оценивают соответствующие свойства предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).

Целенаправленно используют разные способы обследования с помощью органов чувств и действий с предметами (рассматривают, обследуют руками контур и поверхность, взвешивают на ладонях, извлекают звук, нюхают). Наблюдают и выделяют сходное и отличительное между знакомыми предметами.

Самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки (по тону цвета, форме, объему, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности).

Различают музыкальные  звуки по разным характеристикам – высоте, тембру, громкости, длительности. Проявляют интерес к звукам родного языка. Верно отражают признаки предметов, их структуру и пространственную организацию в продуктивных видах деятельности (рисунках, аппликации, конструировании, лепке).

Дети 5-6 лет овладевают умениями сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты (на предметном уровнях) на основе выделения их существенных свойств: формы, размера, объема, массы, наполненности сосудов, расположения в пространстве, временных длительностей и отношения объектов: подобия (такой же, как...; столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое). Узнают, от какого целого та или иная часть. На сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертой частью целого (показывают неразделенные объекты и две-три части целого разного размера).

Информация о работе Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности