Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Примечание. Обе части  инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

2. Методика «Времена года».

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку (Приложение 2) и просят, внимательно посмотреть на это рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

3. Методика «Найди отличия».

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического  мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают 2 картинки (Приложение 3), на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

4. Методика «Что здесь лишнее?».

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия  картинок (Приложение 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

5. Методика «Раздели на группы».

Цель: выявить уровни сформированности мыслительных операций у старших дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку (Приложение 5) и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 – высокий уровень,

5-7 – средний уровень,

0-4 – низкий уровень.

Сформулированные критерии и выделенные уровни сформированности у старших дошкольников мыслительных операций представлены в Таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Уровни и критерии сформированности у детей операций мышления

Уровни

Критерии

Баллы

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Высокий

За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле

За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков

За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал

Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними

Ребенок выделил все  группы фигур за время до 2,5 мин

8-10

Средний

Ребенок заметил и  отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Ребенок правильно определил  на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение

За отведенное время нашел 8-10 отличий

Ребенок справился с  задачей от 1,5 до 2,5 мин

Ребенок выделил 7-9 групп  фигур за время от 2,5 до 3 мин

5-7

Низкий

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной

Ребенок правильно определил  времена года меньше, чем на 3-х  картинках и не назвал ни одного признака

За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

За время 3 мин выделил  меньше чем 5 групп фигур

0-4


 

 

В процессе обследования важно было вызвать интерес у каждого  ребенка к данной деятельности, привлечь и сконцентрировать внимание на определенном задании. Для этого использовались игровые приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети охотно выполняли предлагаемые задания, но не все задания дети выполняли с одинаковым интересом. Например, большинство детей с большим удовольствием отнеслись к заданию «Нелепицы». Возможно, повышенный интерес к заданию отразился на результатах констатирующего этапа обследования, это задание дало самый высокий балл оценки. Некоторые дети отнеслись с большим интересом к заданию «Найди отличия», что позволило выполнить его достаточно быстро. С заданием на определение уровня сформированности операции обобщения и классификации дети испытывали трудности, как правило, это было связано с тем, что детям были не знакомы некоторые из представленных предметов. Данила К. успешнее остальных справлялся с предложенными заданиями, это было связано с тем, что он был более инициативен и внимателен. Самый низкий результат, практически по всем видам заданий показала Ангелина О., очень застенчивый и стеснительный ребенок.

Проведенные исследования показали уровни сформированности операций мышления у детей, которые отображены в Таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Уровни сформированности операций мышления у старших дошкольников

Имя

ребенка

Анализ  (методика 1)

Синтез

(методика 2)

Сравнение

(методика 3)

Обобщение

(методика 4)

Классификация (методика 5)

Уровень

1

Даша Д.

8

В

7

С

8

В

5

С

4

Н

6,4

С

2

Рома Г.

9

В

8

В

7

С

6

С

6

С

7,4

С

3

Данила К

9

В

9

В

9

В

8

В

7

С

8,4

В

4

Никита И.

8

В

7

С

4

Н

3

Н

2

Н

4,8

Н

5

Ангелина О.

6

С

5

С

3

Н

3

Н

2

Н

3,6

Н

6

Катя Т.

6

С

6

С

4

Н

3

Н

3

Н

4,4

Н

7

Яна Ш.

6

С

6

С

4

Н

3

Н

2

Н

4,2

Н

8

Олеся О.

6

С

5

С

3

Н

3

Н

3

Н

4

Н

9

Миша С.

6

С

8

В

7

С

5

С

3

Н

5,8

С

10

Лена Д.

5

С

6

С

7

С

6

С

4

Н

5,6

С


 

Исследования показали, что на высоком уровне 1 ребенок, на среднем –5 детей, на низком уровне – 4 ребенка.

Результаты отражены на Рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Уровни сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

 

Высокий уровень – 1 человек, что соответствует 10%;

Средний уровень – 5 человек, что соответствует 50%;

Низкий уровень – 4 человека, что соответствует 40%.

Качественный  анализ результатов.

Таким образом, из результатов видны различия в уровнях сформированности каждой операции. Операции обобщения и классификации стоят на более низком уровне по отношению к остальным операциям. Результаты свидетельствуют о необходимости проведения опытно-экспериментальной работы.

 

2.2. Рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций посредством элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы предлагаем следующие рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций посредствам элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется провести разные виды трудовых операций, включающие различные занятия:

- «Мы дежурим». Цель  этого занятия – закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы; развивать операции анализа и синтеза;

- «Сервировка стола к обеду». Цель занятия – формировать знания о процессе сервировки стола. Развивать восприятие трудового процесса, навыки обобщения и классификации;

- «Как правильно ухаживать  за комнатными растениями». Цель – добиться усвоения детьми знания о том, как правильно поливать комнатные растения, рыхлить почву, вытирать пыль. Воспитывать интерес к занятию, развивать навыки анализа и синтеза, обобщения.

В деятельности воспитателя  необходимо уделить внимание следующим  аспектам. Следить за правильностью  выполнения и последовательностью действий полива и рыхления растений. Необходимо, чтобы дети могли четко сформулировать и обосновать последовательность этих действий.

Учитывая возросший  опыт детей в старшей группе, их знания и умения, рекомендуется реже использовать показ, предоставлять детям большую самостоятельность. Однако при этом необходимо контролировать их действия, повышать требования к качеству выполненной работы, уметь анализировать свою деятельность. Оценку давать доброжелательную и эмоциональную.

Чтение художественной литературы помогает детям способствовать формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М.Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В.В. Маяковский «Кем быть», Е.А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе», Джани Родари «Чем пахнут ремесла»).

Немаловажную роль играет и работа с родителями воспитанников  группы. Для этого подойдут такие формы работы как родительские собрания, консультации (индивидуальные и коллективные), практические рекомендации по привлечению детей к домашним делам (совместным со взрослыми и самостоятельным). Важным моментом является оформление родительского информационного стенда, где можно размещать полезные советы и рекомендации по привлечению детей к труду. Также можно проводить мониторинги родительского мнения о содержании трудовой деятельности старших дошкольников детском саду, а также анкетирование с целью выявления знаний родителей о полезности трудового воспитания в формировании разносторонне развитой личности дошкольника.

Ванную роль играют организованные дежурства, как групповые, так и  индивидуальные.

Прежде, чем распределить обязанности дежурных между детьми, надо напоминать, что необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также учить детей некоторым правилам распределения обязанностей.

При распределении между  детьми заданий, используется такая последовательность:

1) рассказать детям о пользе труда, так как они должны иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

2) перечислить детям весь объем предстоящей деятельности и представить его как одно общее задание для всех детей, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.».

Основное внимание во время работы детей надо обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

Таким образом, мы не только перечислили весь объем предстоящей работы, но и выделили задания, которые стали содержанием труда отдельных дежурных. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», надо ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить свою работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

Обращать внимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражали свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Информация о работе Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности