Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа
Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в программе «Детство», на наш взгляд, даны общие положения о содержании и результативности образовательной области «Труд», в программе «От рождения до школы», наоборот, содержание данной образовательной области подробно расписано. Тем не мене, в соответствии с положениями Примерной программы «Детство» и программы «От рождения до школы» образовательной области «Труд» наблюдаются схожие выводы.
Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым.
Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (экспериментирование с материалами, использование обобщенных способов конструирования и т.п.).
Отсутствие предварительных знаний о трудовом процессе резко снижает эффективность трудового занятия. Поэтому занятиям по трудовому обучению предшествуют занятия по наблюдению соответствующего трудового процесса взрослого (занятию по обучению мытью посуды, например, предшествует занятие по наблюдению за тем, как моет посуду няня и т.п.).
Таким образом, в содержании трудовой деятельности старших дошкольников в условия детского сада выделяются следующие виды деятельности: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными.
1.3.Содержание работы по развитию мыслительных процессов у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности.
Мышление как познавательная
теоретическая деятельность теснейшим
образом связано с действием.
Человек познает
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления [28]. Как замечает Г.А. Урунтаева, «мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется» [29, с.98]. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики.
Труд в дошкольном возрасте име
К старшему дошкольному возрасту трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда, они могут определять цели трудовых действий, владеют способами их достижения. При этом в некоторых случаях труд начинает обслуживать игру: дети изготавливают коврики для продажи их магазине или для украшения кукольного домика, пекут печенье для угощения гостей и прочее. К концу дошкольного возраста труд полностью обособляется от игры, что является следствия становления основных компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами.
Развитие мыслительных операций посредством элементарной деятельности осуществляется через все виды трудовой деятельности, доступные старшим дошкольникам.
Первым по времени и по сложности ребенок овладевает самообслуживающим трудом, когда дети совершенствуют свои навыки и умения в чистке зубов, мытье рук, еде и способности обслужить себя. У детей развиваются умения запомнить последовательность действий, формируются знания о культурно-гигиенических навыках. При этом целесообразно обращать внимание детей на количество застегнутых/расстегнутых пуговиц, последовательность действий при чистке зубов, значение и важность гигиены в жизни человека.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе, участвовать в организации бытовых процессов (накрытие и сервировка стола, уборка игрушек, подготовка к занятиям и т.д.). Особенностью этого вида трудовой деятельности является его общественная направленность, так как направлен, прежде всего, на потребности коллектива группы. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями. В этом виде трудовой деятельности эффективно развиваются мыслительные операции старшего дошкольника. Например, при сервировке стола ребенок сортирует тарелки по их размеру, ложки и вилки по их расположению вокруг тарелок и т.д.
Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, убирать снег на площадке, собирать опавшие листья. В процессе труда в природе старшие дошкольники приобретают навыки работы с орудиями труда: лопатой, граблями, лейкой и т.д. Этот вид труда, а также хозяйственно-бытовой труд позволяют детям работать в коллективе, парами, тройками. Зная общую поставленную задачу, дети могут самостоятельно попытаться разбить ее на составные задачи и распределить поручения между собой. Тем самым, развиваются такие мыслительные операции как анализ и синтез.
Разновидностью труда в природе является труд на участке огорода. помимо ознакомления детей со свойствами растений, условиями их выращивания, ухода за ними, дети также развивают мыслительные способности. В частности, при посадке растений или рассады можно обратить внимание детей на размеры и длину грядок, на глубину посадки саженцев, на способы высадки растений и т.д.
Ручной труд предполагает работу с различными инструментами: ножницами, иглами, клеем, бумагой, картоном и т.д. Осваивая работу с перечисленными инструментами и материалами, дети анализируют свойства используемых материалов, учатся сравнивать их, находить отличия. Также дети учатся использовать оптимальные способы работы в зависимости от инструмента или характера выполняемой работы. Выделяют части предметов, обсуждают последовательность их изготовления или применения и т.д. Все перечисленное способствует развитию мышления и мыслительных операций старших дошкольников.
Что касается ознакомления с трудом взрослых, то в старшем дошкольном возрасте оно носит более систематичный характер. Дети знакомятся с профессиями взрослых, умеют соотносить орудия и инструменты с нужными профессиями, учатся формулировать причинно-следственные связи.
Таким образом, содержание трудовой деятельности старших дошкольников включает в себя следующие основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
В каждом из указанных видов развиваются мыслительные операции старших дошкольников: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и другие.
Основными методами трудовой деятельности при этом являются расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
ГЛАВА II. Исследовательская работа по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности
2.1. Выявление уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода в старшей группе.
Для исследовательской работы были отобраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек, примерно одного уровня развития по рекомендации психолога и воспитателя группы.
Исследовательская работа включает констатирующий этап эксперимента.
Цель – выявление уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарной трудовой деятельности.
Основными задачами этого этапа были:
Н.Н. Поддьяков указывал, что критериями формирования операций мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение [25].
Показатели:
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе МБДОУ детский сад № 15 «Дружная семейка» г. Белгород были выделены основные положения:
1) какая трудовая деятельность имела место в старшей группе.
Дежурства:
а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);
б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);
в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).
2) какая работа выполняется детьми помимо дежурств:
а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);
б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);
в) труд в природе;
Проанализировав планы воспитателя группы, мы выяснили, что осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку. Зимой сажают корнеплоды – свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц. Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике. Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);
г) ручной труд.
Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.
Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.
Работа с природным материалом: мочалкой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).
3) было определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) были охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:
Обследование уровня сформированности операций мышления проводились индивидуально с каждым ребенком (по методическим предложениям Т.Д. Марцинковской) [19].
1. Методика «Нелепицы».
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики:
Вначале ребенку показывают картинку (Приложение 1). В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».