Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Куровая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы можем сформировать следующие практические рекомендации.

Во-первых, в качестве базовой основы по формированию мыслительных операций посредством элементарной трудовой деятельности следует использовать теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин [8]), т.е. интериоризация любого действия должна включать в себя несколько этапов: мотивационный, составление схемы ориентировочной основы действия, обработки действия в материальном и материализованном планах, в плане громкой речи, внешней речи и «про себя» во внутреннем плане.

Во-вторых, практическая деятельность детей с предметами (орудиями и инструментами) в трудовой деятельности должна быть обеспечена многообразием демонстрационного и раздаточного материалов.

В-третьих, действия детей должны быть связаны с деятельностью моделирования собственных действий и поведения.

В-четвертых, следует использовать различные приёмы организации речевого сопровождения действий. В условиях любой игры или упражнения можно ввести правило: если действия выполняются без проговаривания, то участник получает штрафное очко.

В-пятых, следует предусмотреть различные формы организации деятельности детей:

  • самостоятельная деятельность каждого ребёнка с последующей проверкой ответа каждого или совместным обсуждением результатов;
  • работа парами, группами, коллективная.

В-шестых, можно использовать приёмы организации контроля за усвоением действия. На первых заданиях (особенно действия моделирования) необходим пооперационный контроль (после выполнения каждой операции или действия), затем эпизодический контроль и общий контроль результата действий.

 

Заключение

 

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, а также проведя практическую исследовательскую работу, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, в данном исследовании изучена проблема особенностей формирования мышления и мыслительных операций и детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом мышления детей старшего дошкольного возраста является наглядно-образное, которое позволяет ребёнку использовать потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи.

У ребёнка старшего дошкольного  возраста идёт интенсивное развитие и совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения. Анализ становится всё более дробным, а синтез более обобщённым и точным.

Во-вторых, в результате анализа научной литературы нами рассмотрены и выделены ряд психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию и совершенствованию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Также было проанализировано содержание трудовой деятельности и ее роль в формировании мыслительных операций старших дошкольников. Проведён анализ программ, которые рекомендованы для работы со старшими дошкольниками по развитию мыслительных операций в процессе трудовой деятельности: примерная образовательная программа «Детство», «Успех», «От рождения до школы». Нами установлено, что в программах нет четких рекомендаций по использованию методических приёмов, направленных на формирование мыслительных операций у старших дошкольников в трудовой деятельности.

В-третьих, в результате проведенной практической исследовательской работы по выявлению уровня сформированности мыслительных операций у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности мы выяснили, что в группе 1 ребенок имеет высокий уровень развития мыслительных операций, 5 детей – средний и 4 ребенка – низкий уровень. Мы установили, что уровни сформированности разных мыслительных операций различны. Так, операции обобщения и классификации стоят на более низком уровне по отношению к остальным операциям. Результаты предварительной диагностики были представлены в таблице и на рисунке.

В-четвертых, было проведено изучение содержания трудовой деятельности в экспериментальной группе, были проведены наблюдения за деятельностью детей и воспитателя.

По результатам наблюдений мы выяснили, что в группе проводятся следующие виды трудовой деятельности: дежурства (в столовой: дети накрывают на стол и убирают посуду, готовят дидактические материалы к занятиям, убирают рабочие места и др.); в уголке природы (ухаживают за растениями и животными, ведут календарь погоды и др.), хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, собирание и раскладывание игрушек и др.); труд в природе (сезонная – уборка листьев, снега, полив растений, уборка скамеек после игр с песком и др.), ручной труд (работа с бумагой, с тканью, с природным материалом).

Были охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности и т.д.).

В-пятых, на основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, а также проведенной практической исследовательской работы были разработаны практические рекомендации воспитателям по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Основа рекомендаций – теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).

 

 

Также необходимо использовать различные методы, приемы и формы  организации трудовой деятельности при формировании мыслительных операций старших дошкольников. Необходимо рационально сочетать самостоятельную деятельность детей с групповой (парами, тройками, подгруппами) и совместной деятельностью со взрослым.

Также необходимо обеспечить процесс формирования мыслительных операций посредством трудовой деятельности всевозможным раздаточным и дидактическим материалом, наглядностью. Это поможет детям проводить анализ свойств материалов, предметов, инструментов, используемых в трудовой деятельности и т.д.

Кроме того, необходимо использовать средства художественной литературы и организованную работу с родителями воспитанников. В качестве средств и форм такой работы можно предложить родительские собрания, консультации, рекомендации, оформление родительского уголка, мониторинг и анкетирование.

Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы и практической исследовательской работы мы решили сформулированные во введении задачи, что позволило достичь поставленной цели. Своевременно и правильно сформированные мыслительные процессы у детей облегчают ребёнку учёбу в школе, социальную адаптацию, интеграцию его в обществе.

Перспективы дальнейшей работы по данной проблеме – это  перенос сформированных умений детей  на новый материал других разделов программ, а также в самостоятельную игровую деятельность детей.

 

 

Список использованной литературы

  1. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – С.62-65.

  1. Березка Т.Г. Дошкольное образование Белгородчины: люди, события, время: альманах / [Т.Г. Березка, Л.Н. Волошина, О.В. Демидович и др.; под общ. ред. Л.Н. Волошиной]. – Белгород: Белгород, 2012. – 119 с. 

  1. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. – 2000. – № 30.

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 136 с.

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Педагогика, 2003. – 233 с.
  2. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 13-16.
  3. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / Послесловие к книге Дж. Флейвелла «Генетическая психология Жана Пиаже». – М.: «Просвещение», 2007. – 255 с.
  4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. – М., 2010. – 277с.
  5. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. – С. 7-11.
  6. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
  8. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2002
  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 414 с.

  1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 236 с.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 128 с.

  1. Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С. 25-34.
  2. Максимова Т.Г., Поддьяков Н.Н. Развитие коррекции практического действия в зависимости от его результата у дошкольников / В сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2002. – № 1. – С. 231-237.
  3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Наука, 2001. – 247 с.
  4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Дрофа, 2007. – 229 с.
  5. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  6. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 239 с.
  7. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  8. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С.56-59.
  9. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 2007. – 277 с.
  1. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – М.: ТЦ «Сфера»; СПб.: Речь, 2010. – 137 с.

  1. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Под ред. А.Г. Шмелева, В.В. Столина. – М.: НФРА-М, 2009. – 281 с.

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 432с.

  1. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АН СССР, 2008. – 238 с.
  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Академия, 1999. – 334 с.

  1. Успех: основная образовательная программа дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Н.Е. Веракса, А.Г. Гогоберидзе и др. / под ред. Н.В. Фединой. – М.: Просвещение, 2009. – 260 с.

 


Информация о работе Развитие мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности