Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа
Задачи исследования:
- раскрыть особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание работы по развитию мыслительных операций у старших дошкольников в процессе элементарной трудовой деятельности;
- выявить уровень развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать практические рекомендации воспитателю по развитию мыслительных операций в процессе элементарной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы можем сформировать следующие практические рекомендации.
Во-первых, в качестве базовой основы по формированию мыслительных операций посредством элементарной трудовой деятельности следует использовать теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин [8]), т.е. интериоризация любого действия должна включать в себя несколько этапов: мотивационный, составление схемы ориентировочной основы действия, обработки действия в материальном и материализованном планах, в плане громкой речи, внешней речи и «про себя» во внутреннем плане.
Во-вторых, практическая деятельность детей с предметами (орудиями и инструментами) в трудовой деятельности должна быть обеспечена многообразием демонстрационного и раздаточного материалов.
В-третьих, действия детей должны быть связаны с деятельностью моделирования собственных действий и поведения.
В-четвертых, следует использовать различные приёмы организации речевого сопровождения действий. В условиях любой игры или упражнения можно ввести правило: если действия выполняются без проговаривания, то участник получает штрафное очко.
В-пятых, следует предусмотреть различные формы организации деятельности детей:
В-шестых, можно использовать приёмы организации контроля за усвоением действия. На первых заданиях (особенно действия моделирования) необходим пооперационный контроль (после выполнения каждой операции или действия), затем эпизодический контроль и общий контроль результата действий.
Заключение
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, а также проведя практическую исследовательскую работу, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, в данном исследовании изучена проблема особенностей формирования мышления и мыслительных операций и детей старшего дошкольного возраста.
Основным видом мышления детей старшего дошкольного возраста является наглядно-образное, которое позволяет ребёнку использовать потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи.
У ребёнка старшего дошкольного возраста идёт интенсивное развитие и совершенствование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения. Анализ становится всё более дробным, а синтез более обобщённым и точным.
Во-вторых, в результате анализа научной литературы нами рассмотрены и выделены ряд психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию и совершенствованию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Также было проанализировано содержание трудовой деятельности и ее роль в формировании мыслительных операций старших дошкольников. Проведён анализ программ, которые рекомендованы для работы со старшими дошкольниками по развитию мыслительных операций в процессе трудовой деятельности: примерная образовательная программа «Детство», «Успех», «От рождения до школы». Нами установлено, что в программах нет четких рекомендаций по использованию методических приёмов, направленных на формирование мыслительных операций у старших дошкольников в трудовой деятельности.
В-третьих, в результате проведенной практической исследовательской работы по выявлению уровня сформированности мыслительных операций у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности мы выяснили, что в группе 1 ребенок имеет высокий уровень развития мыслительных операций, 5 детей – средний и 4 ребенка – низкий уровень. Мы установили, что уровни сформированности разных мыслительных операций различны. Так, операции обобщения и классификации стоят на более низком уровне по отношению к остальным операциям. Результаты предварительной диагностики были представлены в таблице и на рисунке.
В-четвертых, было проведено изучение содержания трудовой деятельности в экспериментальной группе, были проведены наблюдения за деятельностью детей и воспитателя.
По результатам наблюдений мы выяснили, что в группе проводятся следующие виды трудовой деятельности: дежурства (в столовой: дети накрывают на стол и убирают посуду, готовят дидактические материалы к занятиям, убирают рабочие места и др.); в уголке природы (ухаживают за растениями и животными, ведут календарь погоды и др.), хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, собирание и раскладывание игрушек и др.); труд в природе (сезонная – уборка листьев, снега, полив растений, уборка скамеек после игр с песком и др.), ручной труд (работа с бумагой, с тканью, с природным материалом).
Были охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности и т.д.).
В-пятых, на основе проведенного
анализа психолого-педагогическ
Также необходимо использовать различные методы, приемы и формы организации трудовой деятельности при формировании мыслительных операций старших дошкольников. Необходимо рационально сочетать самостоятельную деятельность детей с групповой (парами, тройками, подгруппами) и совместной деятельностью со взрослым.
Также необходимо обеспечить процесс формирования мыслительных операций посредством трудовой деятельности всевозможным раздаточным и дидактическим материалом, наглядностью. Это поможет детям проводить анализ свойств материалов, предметов, инструментов, используемых в трудовой деятельности и т.д.
Кроме того, необходимо использовать средства художественной литературы и организованную работу с родителями воспитанников. В качестве средств и форм такой работы можно предложить родительские собрания, консультации, рекомендации, оформление родительского уголка, мониторинг и анкетирование.
Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы и практической исследовательской работы мы решили сформулированные во введении задачи, что позволило достичь поставленной цели. Своевременно и правильно сформированные мыслительные процессы у детей облегчают ребёнку учёбу в школе, социальную адаптацию, интеграцию его в обществе.
Перспективы дальнейшей работы по данной проблеме – это перенос сформированных умений детей на новый материал других разделов программ, а также в самостоятельную игровую деятельность детей.
Список использованной литературы