Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64

Вложенные файлы: 1 файл

экскурсии и дошкольный возраст.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)


Развитие  наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих

экскурсий

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих

экскурсий

  1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 
    6 лет…………………………………………………………………………….8
  2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших 
    дошкольников………………………………………………………………..24
  3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43

Глава 2.  Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

  1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………………………………….......50
  2. Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни 
    растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64
  3. Мониторинг усвоения знаний, умений, навыков……………………………………………………………………………..72

Заключение………………………………………………………………..78

Библиографический список………………………………………………...79

Приложение

 

Введение

В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Это процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым экологическим взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. (31, стр.12).

Дошкольное  детство - начальный этап становления  человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, правильность отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям, как части природы. Такие отношения строятся на знаниях природоведческого характера. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, что всё в природе подчиняется определённым законам. (1, стр.33).

При ознакомлении детей с растениями необходимо опираться  на чувственный опыт ребёнка, так  как особенность дошкольников заключается в том, что они проявляют заинтересованность только к тому, что вызывает у них положительные эмоции. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о сезонных изменениях в жизни растений. Основой чувственного познания природы является наблюдение.

Наблюдению  как важному методу познания природы  предавали большое значение все выдающиеся педагоги дошкольного воспитания (П.М. Басе, А.А. Быстрое, С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, О. Иогансон, Н.Н. Поддъяков, П.Г. Саморуков, Е.И. Тихеева и др.)

 

Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. Наиболее важными для организации наблюдения являются: наличие природных объектов; определение содержания объектов; изыскания соответствующей организации наблюдений и оптимальных форм включения в них детей. (30, стр.18).

Для нас, жителей средней  полосы России, где очень ярко выражены сезонные изменения в жизни растений, использовать для наблюдения данное явление просто необходимо. Поэтому темой нашей работы стала «Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий».

Актуальность  выбранной темы определена тем, что для эффективного осуществления работы по развитию представлений старших дошкольников о сезонных изменениях в жизни растений необходимо организовать наблюдение, направленное на чувственное восприятие природы, используя при этом разнообразные способы фиксации наблюдаемых явлений.

Ещё достаточно мало исследований посвящено этой теме. Эта проблема актуальна, так как восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

Через ощущения и восприятие при непосредственном контакте с окружающим миром, ребёнок получает знания и представления.

Развитие  наблюдательности у детей в значительной степени определяет их умственное развитие на основе воспитания и образования, на основе выработки сознательной направленности на восприятие внешнего мира.

Проблема  экологического воспитания детей в  педагогике рассматривалась в различных позициях. Этот вопрос изучали Н.Ф. Виноградова, А.Ф. Мазурина. С.Н. Николаева, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский.

Содержание  экологического образования детей  отражено в программе воспитательно-образовательной  работы  с  детьми:   «Юный  эколог»  С.Н.

 

Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, раздел «Ребёнок познаёт окружающий мир» программы «Детство», «Мир природы и ребёнок» Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой.

Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Наблюдения расширяют  кругозор человека, повышают его интерес  и любовь к природе.

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий.

Объект: развитие наблюдательности у детей 6 лет.

Предмет: развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий.

Гипотеза: развитие наблюдательности у детей 6 лет в процессе природоведческих экскурсий будет проходить эффективно, если:

    1. на этапе подготовки к экскурсии будет проведена беседа и 
      серия тренинговых упражнений, способствующих развитию 
      умения концентрировать внимание на объекте наблюдения, 
      выделять главное и малозаметные детали;
    2. на этапе проведения экскурсии будут организованы ситуации, 
      в ходе которых у детей будет развиваться умение выделять 
      существенные сезонные изменения объектов наблюдения и 
      относительно малозаметные;
    3. на   заключительном   этапе   существенные   и   малозаметные 
      изменения    объектов    наблюдения    будут    зафиксированы 
      воспитателем и детьми. Зафиксированные результаты будут 
      использоваться   в  качестве  пособий  для  развития  умений 
      наблюдать в ходе подготовки к следующей экскурсии.
    4.  

Задачи:

  1. на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, 
    возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать 
    подход   к   организации   и   проведению   серии   природоведческих 
    экскурсий, направленных на развитие наблюдательности;
  2. провести   диагностическое    исследование    с    целью   выявления 
    исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
  3. в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать 
    на практике разработанную серию экскурсий;
  4. в    ходе    повторного    диагностического    исследования    выявить 
    итоговый  уровень  развития   наблюдательности   у   детей   6   лет, 
    достигнутый    в    ходе    проведённой    серии    природоведческих 
    экскурсий.

Экспериментальной базой является МДОУ «Заокский детский  сад № 3» п. Заокского Тульской области.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у  детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

1.1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет

Наблюдательность  — это качество личности, заключающееся в высоком уровне развития умения наблюдать, то есть концентрации внимания на том или ином объекте; умение замечать и воспринимать детьми явления существенные и относительно малозаметные. (21, стр.24)

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. (24, стр.88)

Концентрация  внимания — это степень сосредоточения, углубления в деятельность при отвлечении от всего остального. (24, стр.88)

В нашей работе мы выделяем 3 вида умений:

1. умение концентрировать  внимание на объекте наблюдений;

2. умение выделять главные отличительные признаки в объекте наблюдений;

     3. умение выделять незначительные малозаметные признаки.

 Этапы формирования умений.

Процесс формирования и развития знаний, отношений сопровождаются формированием соответствующих умений. Последовательность формирования умений можно вывести из представления о структуре деятельности. А она такова: мотив — цель - действие — результат.

Следовательно, всё начинается с мотивации. При  этом решается вопрос: ради чего нужна та или иная деятельность (мотив). Затем определяется предполагаемый результат (цель). После чего решается вопрос, как эту цель можно достигнуть (выбор способов действий).

Формирование  умений идёт эффективно, если охватываются следующие звенья:

- осознание дошкольниками  содержания  и  значения формируемого умения;

  • формулировка на основе изученного материала одного или нескольких 
    правил деятельности;
  • показательное выполнение данного действия воспитателем;

         -первые попытки выполнения действия дошкольниками, осуществляемые под постоянным контролем со стороны воспитателя, при этом деятельность, состоящая из нескольких действий, может выполняться по частям;

- самостоятельное систематическое выполнение действия - упражнение.

Умение наблюдать  играет огромную роль в самых разнообразных  областях человеческой деятельности. Наблюдательность необходима каждому человеку. Она развивается постоянно, в процессе приобретения детьми опыта той или иной деятельности и приобщение к различным знаниям.

Развитие  наблюдательности — важная задача формирования адекватного восприятия действительности. (37, стр.16)

В наблюдательности как в совокупности личностных качеств  и способностей человека выделяют несколько наиболее важных черт: инициативность, любознательность, настойчивость и повышенная чувствительность к воздействиям внешнего мира. (5, стр.10)

Наблюдение — это специально организованное восприятие объекта, процесса или явления в естественных условиях. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдений,   отвечать   на   вопросы   взрослых,   самостоятельно   ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в любых условиях.

Наблюдению как важному  методу познания природы придавали  очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (П.М. Басе, Н.А. Быстрое, С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, О. Иогансон, П.Г. Саморукова, Е.И. Тихеева и др.) В 1950-70-е гг. в Москве, Ленинграде, Минске проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение (А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.) Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщающие представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимых природных наблюдениях объектов и явлений. (24, стр.22).

Практикой дошкольного  воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что наилучшими условиями формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.

Осмысленное восприятие предметов зарождается  рано. Однако недостаточное знание и опыт маленького ребёнка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, особенно полученные от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей. (36, стр.14). Наблюдательность как качество личности развивается в процессе наблюдения.

Педагогический  процесс, направленный формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос и о том, что же должно составлять содержание наблюдений: перечисление предметов, их описание, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдений — от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому. С.Л. Рубинштейн считает, что для ребёнка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребёнка обычно существуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпритация, как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников - познание ими в процессе наблюдений взаимосвязей в природе, для понимания специфики живого.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий