Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64

Вложенные файлы: 1 файл

экскурсии и дошкольный возраст.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Помимо содержания чрезвычайно  важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми. Следует отметить, что в практике дошкольного воспитания сложился традиционный тип занятия, на котором происходит знакомство с новым видом растений. Цель такого занятия - познакомить детей со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ними. На занятии даётся исчерпывающая информация об объекте, и в дальнейшем новых сведений о нём дети не получают. Такой способ познания объекта малоэффективен в плане экологического воспитания детей - он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов создаваемой ему среды, не доводит до осознанного уровня понимания необходимости выполнять все трудовые обязанности, в результате которых только и создаются полноценные условия существования растений. Занятие - наблюдение как организационная форма ознакомления детей с любым живым существом недостаточно для формирования у них осознанно-правильного   отношения   к   нему,   основанного   на   знании   конкретных зависимостей его жизни, к тому же, не получая новых знаний, дети утрачивают познавательный интерес к объекту.

Многолетняя работа в детском саду и исследование педагогов позволила проверить эффективность иного подхода к организации познавательной деятельности дошкольников. Его суть - проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом. Каждое наблюдение имеет свою цель и определяет содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания.

Циклы наблюдений - это систематическое накопление детьми конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающего ребёнка, что возможно при условии чёткого определения, содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Возможность формирования конкретных знаний о взаимосвязях в природе, о специфике живого, о воздействии человека на него делает наблюдение важным методом воспитания дошкольников. (45, стр.36).

Преимущества  цикла наблюдений перед занятием очевидны и сводятся к следующему. В цикле осуществляется распространение всего объёма знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивает постепенное и более надёжное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет продемонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющееся представление. Именно многоразовое, но с разной целью, обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создаёт прочную чувственную основу знаний, что обеспечивает успех следующего за ним занятия. Проведение наблюдений в различные режимные моменты экономит учебное время занятий и делает работу с детьми разнообразной. (39, стр.42).

Психологи считают наблюдение сложной умственной деятельностью. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого. Даже совсем маленький ребёнок способен удержать своё внимание на предметах, которые его заинтересовали. В первую очередь это объекты живой природы.

Организуя наблюдение в  природе, воспитатель решает в комплексе  ряд задач: формирует у детей представления о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. Кроме того, в процессе наблюдения идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстрапаляции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности выводы стимулирует развитие речи.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий наблюдение можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, подчёркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступают такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцце, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.

Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Однако сами наблюдения в свою очередь взаимосвязаны с различными видами деятельности человека. (45, стр.20).

Наряду с  содержанием имеет значение организационно-методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений может быть достигнута лишь в том случае, если дошкольники увидят специальное его содержание. С этой точки зрения важными являются следующие моменты:

    1. компактное   проведение   цикла:   одно   наблюдение   должно 
      следовать за другим без больших перерывов во времени. В этом 
      случае     содержание     каждого     следующего     наблюдения, 
      наслаиваясь на предыдущее, укрепляет общую систему знаний 
      об объекте;
    2. преобладание визуального источника знаний над словесным: 
      дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не 
      со слов воспитателя. Вопросы    и очень короткие пояснения 
      педагога направляют внимание детей и побуждают их называть 
      увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к 
      наблюдению;
    3. в  наблюдении должны  принимать  участие  все  дети,  такая 
      организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и 
      накопить   у   них   необходимый   объём   конкретных   знаний, 
      которые затем будут использованы в обсуждении на занятии;
    4. учёт     биологических     особенностей,     видовой     специфики 
      объектов. Дети смогут увидеть запланированные моменты их 
      жизни, если специально созданы условия. Организация таких 
      наблюдений       предполагает       включение       элементарного 
      опытничества, что может улучшить и ускорить достижение 
      программной цели;
    5. использование     двигательной     активности     дошкольников: 
      включение в наблюдение соответствующих его содержанию 
      учреждений, действий с предметами

Детское наблюдение - это не изолированный от других вид деятельности. Оно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с экспериментированием.

Наблюдение  является важной составной частью эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результативность. Но наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Очень тесно  связаны между собой наблюдение и развитие речи, причём связи эти имеют двусторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает процесс наблюдения, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн и A.M. Леушина показали, что совершенство связанных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Связь детского наблюдения с изобразительной деятельностью  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будут результаты природоведческого наблюдения. В то же время чем лучше наблюдатель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем прочнее он передаст его детям во время изобразительной деятельности.

Наблюдение связано  и с другими видами - чтение художественной литературы, с музыкальным воспитанием, но эти связи не столь выражены.

Из вышесказанного видно, что наблюдения взаимосвязаны  с различными видами деятельности, а особенно с речью ребёнка. (43, стр.26).

Целесообразно классифицировать наблюдение по различным природным циклам:

      1. по  характеру   объектов,   используемых   в  наблюдении: 
        наблюдения   за   растениями;      за   объектами   неживой 
        природы, объектом которых является человек;
      2. по месту проведения наблюдений:   в групповой комнате; в лесу; в поле; по   количеству   детей:   индивидуальное   (1-4   ребёнка); групповое (5-10 детей); коллективное (вся группа);
      3. по причине их проведения: случайные; запланированные; 
        поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
      4. по   характеру   включения   в   педагогический   процесс: 
        эпизодические; систематические;
    1. по продолжительности: кратковременное; длительное;
      1. по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: 
        однократные; циклические;
    1. по месту в цикле: первичные; повторные; итоговые;
      1. по характеру мыслительных операций: констатирующие; 
        сравнительные; обобщающие;
      2. по    характеру    познавательной    деятельности    детей: 
        иллюстративные;  поисковые; решение  наблюдательных

задач.

Всё вышесказанное говорит  о том, роль наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений велика, в процессе развития ребёнка. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это говорит о том, что в процессе обучения необходимо строить таким образом, чтобы необходимые основные сведения дети усваивали не вербально, а наглядным методом. Именно во время наблюдений обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, а главное развивается речь. (40, стр.31).

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы  они лучше запечатлелись в памяти детей, и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений учитывают и другие виды памяти: двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная фиксация увиденного; необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служат обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным  делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако, высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы, напротив, постоянно приучать детей к фиксации увиденного, и тогда эксперимент приобретёт завершённость.

Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребёнка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнять необходимые операции, способность расшифровать зарисованное. Данная работа, в отличие от других видов труда, является сугубо добровольной. Воспитатель не имеет права обязать ребёнка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя незримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребёнок сам захотел это сделать. Для фиксации наблюдений, существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений.

В старшей  группе дети регулярно ведут календарь  погоды и природы. На базе календарей проводятся обобщённые занятия, посвященные выявлению общих закономерностей причин сезонных изменений в жизни растений, а так же более глубокое ознакомление с явлениями в пределах каждого сезона. В этом возрасте дети уже немного знакомы со значением света, воды, тепла и питательных веществ для растений, и педагог имеет возможность начать увязывать сезонные изменения с исчезновением и появлением этих факторов.

Выбор способа  фиксации наблюдений диктуется дидактическими задачами, которые педагог планирует  решить с детьми на данном этапе обучения.

Согласно трем группам  умений, которые выделяются в нашей  работе, мы предлагаем использовать различные  формы фиксации наблюдений. Например, для развития концентрации внимания детей на объекте наблюдения подходит использование «готовых форм».

Использование готовых форм. Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрирует педагог. Готовые формы могут быть: картинки; фотографии; схематические зарисовки, сделанные педагогом; объемное изображение объекта; отдельные буквы и слова; натуральные объекты; циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение; листы бумаги с прорезями, в них вставляются плоские фигурки, изображающие объект; записи звуков.

Знакомя детей  с ними, воспитатель показывает 2-3 фотографии и предлагает установить, на какой из них изображено то же событие, которое мы сейчас наблюдали. Если в дальнейшем планируется возвратиться к увиденному, выбранная фотография вкладывается в альбом. При изучении динамики процесса аналогичная работа проводится на каждой новой стадии. Фотографии помечаются номерами, и затем вкладывается детьми в той же последовательности, в какой развивается изучаемый процесс. Фотографии можно сделать самим или подбирать в книгах и журналах. Детального сходства между реальным процессом и изображением на фотографии добиваться не следует, достаточно сходимости реальных и изображённых объектов по ключевым признакам.

Циферблат представляет собой круг или квадрат, вырезанный из картона. В его центре укреплена свободно вращающаяся стрелка; при необходимости стрелок может быть несколько. По всему циферблату укрепляются картинки, соответствующие содержанию изучаемых процессов и явлений.   Чтобы   циферблат   можно   было   повторно   использовать   для наблюдений за другими объектами, необходимо предусмотреть возможность лёгкой сменяемости картинок. На циферблате можно регистрировать стадии развития растений и состояние погоды, отмечать, какие птицы прилетают на участок, и что съедает черепаха или хомячок. Окончив наблюдение, дети поворачивают стрелку таким образом, чтобы она указывала на соответствующее изображение.

Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий