Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64
Но надо учитывать, что календари составляются для каждой географической широты, так как в разных местах фенологические сроки будут разными.
Наши зимы представляют серьёзные испытания для растений. Универсальным способом защиты растений от морозов является значительное снижение обмена веществ и замедления всех биохимических процессов. Это достигается за счёт разных механизмов, в частности при уменьшении количества воды в различных органах. Одновременно концентрация веществ в соках растений повышается, и благодаря этому температура их замерзания понижается.
Однолетние растения
при наступлении холодов
Деревья и кустарники, в отличие от трав, теряют на зиму не всю надземную часть, а только листья. Стебли сохраняются, но обмен веществ в них значительно понижается. Кроме того, накапливаются вещества, препятствующие замерзанию соков. Если почвы осенью не удобрены, таких веществ образуется мало и вероятность вымерзания растений резко повышается. Подготовка растений к зиме начинается задолго до наступления холодов. Сигналом для них служит уменьшение длины светового дня и понижение температуры почвы. В средней полосе эти факторы проявляют своё действие примерно с середины августа. В это время наступают первые холодные ночи. Охлаждение почвы приводит к замедлению сокодвижения; в результате листья получают меньше воды и питательных веществ.
Из-за ускорения
светового дня в листьях
Листопад - это нормальный физиологический процесс. Растение не просто теряет листья, а активно их сбрасывает. В период листопада между черешком листа и стеблем образуется специальный пробковый слой, состоящий из неживых клеток; он называется отделительным. Благодаря ему на месте сброшенного листа не остаётся ранки. Нужно доступно объяснить детям отличия естественного сбрасывания листьев от насильственного их обрыва человеком. (38, стр. 39)
Сбросив листья, растение предохраняет себя от холодного повреждения. Но у листопада есть ещё одна важная функция: за летний период растение откладывает в листьях ядовитые продукты обмена, аналогичные тем, которые животные организмы удаляют через почки. Таким образом, сбрасывая листья, растение избавляется от ненужных и ядовитых продуктов обмена.
По мере понижения температуры обмен веществ всё более замедляется; в итоге растение впадает в состояние абсолютного покоя. Оно как бы спит. Данное состояние названо абсолютным потому, что разбудить растение в это время не удаётся: ветки, внесённые в помещение, не распускаются.
Оно длится до конца декабря-начала января и затем сменяется так называемым относительным, или вынужденным покоем.
В это время растения уже «проснулись», но не трогаются в рост из-за низкой температурной среды.
Сигналом к весеннему
пробуждению природы является увеличение
продолжительности светового
После цветения на деревьях и кустарниках образуются плоды. Когда семена в плодах созреют, а деревья накопят достаточное количество питательных веществ, они начинают готовиться к зиме. Один сезонный цикл заканчивается и начинается новый.
В принципе деревья и кустарники хорошо приспособлены к перенесению неблагоприятных условий в своей климатической зоне. Однако это не означает, что они могут выжить в любых условиях. «Неплановые» оттепели «обманывают» растения. У них начинается сокодвижение, понижается концентрация веществ в соках, в результате растения замерзают при более высокой температуре, возникает вероятность гибели деревьев даже при незначительных заморозках.
Очень плохо переносят растения и охлаждение корней. Чаще всего вымерзание деревьев связано с Холодовым повреждением корневой системы, а не надземной части. Человек старается помочь своим зелёным друзьям, укрывая корневую систему с осени перегноем, а зимой - снегом. Растения теплолюбивых сортов он переносит на более холодостойкие корневые системы, прививая их к местным дичкам, не боящиеся морозов. Опасно для растений и обледенение, а также сильные ветры.
В настоящее
время имеется несколько
Календарными называются сроки, приуроченные к началу определённого месяца.
Астрономические сроки ориентированы на положение солнца на небе и продолжительность светового дня.
Фенологическими называются сроки наступления одинаковых событий в мире растений. Эти сроки позволяют сравнивать между собой состояние живой природы в разных местностях независимо от их географического положения, высоты над уровнем моря, удаления от морских берегов, размера населённого пункта, его экологического состояния.(6, стр.110).
Наиболее удобными объектами организации фенологических наблюдений являются растения. У них наступление основных событий -распускание листьев, цветение, плодоношение - определяется суммарным количеством тепла, полученного к каждому конкретному сроку. Поэтому растения являются надёжными интегративными указателями критических периодов природы. Фенологи выявили для каждого времени года комплексы характерных явлений, и это позволило им не только чётко определить границы сезонов, но и разделить каждый сезон на несколько периодов.(7, стр. 22).
Весной выделяют предвесенний период и 3 основных периода. Предвесенний период, образно названный М.М. Пришвиным весной света, начинается с началом сокодвижения у бородавчатой берёзы и остролистного клёна. В это время в средней полосе продолжительность светового дня достигает 12 часов и непрерывно увеличивается. Появляются первые проталины, зацветает мать-и-мачеха. Началом первого периода считается зацветание ореха-лещины, а за ним - и других деревьев без листьев, опыляемых ветром, соцветие которых образовалось осенью прошлого года: берёзы, ольхи, тополя, ивы. Для того, чтобы определить, наступил ли первый период весны, достаточно посмотреть на любое из названных растений. Тогда же цветут хохлатка плотная, гусиный лук. Концом первого и началом второго периода считается зацветание остролистного клёна. Заканчивается второй период с зацветания сирени. В это время цветут деревья и кустарники, опыляемые насекомыми - яблоня, груша, вишня, слива, а также травянистые растения, такие как ландыш и земляника.
Третий период начинается с зацветания сирени и длится до начала цветения озимой ржи. Это - разгар весны. Выше поднимается солнце, длиннее и теплее становятся дни. Зацветает большое количество разных растений, созревают плоды тополя, ивы, появляются проростки яровых, активно растут двулетние и многолетние растения.
Лето делится на два периода.
Первый период начинается с зацветания озимой ржи и продолжается до зацветания мелколистной липы. Для него характерны массовое цветение яровых трав, созревание земляники.
Второй период начинается с зацветания мелколистной липы и заканчивается появлением осенней раскраски у таких деревьев, как берёза и липа. В лесу созревают не только ягоды, но и грибы.
Осень тоже делится на два периода.
Первый период — это время созревания поздних плодов и появление осенней раскраски деревьев. Начинается листопад. Этот период завершается картиной золотой осени.
Второй период начинается с рассеивания плодов клёна и липы. Осыпаются листья, обнажаются ветви.
Зима начинается с момента остановки рек. Внешне она на периоды не делится: стоят холода, кругом лежит снег. Однако у животных организмов можно выявить два чётких периода.
Первый период характеризуется полным покоем растений - деревьев и кустарников. Растения спят, отдыхают. В это время ветка, срезанная с дерева и принесенная в помещение, не распустится. Этот период в какой-то мере аналогичен сну животных.
Второй период называется относительным покоем. Растения уже «проснулись», но не могут развиваться из-за холодов. В это время ветка, внесённая в тёплое помещение, распустится, а у осины, тополя, ивы можно получить и цветение. Под снегом начинается рост и развитие подснежников, которые зацветают ранней весной.
Признаком окончания зимы является начало сокодвижения у бородавчатой берёзы и остролистного клёна.
В старшей группе дети регулярно ведут календарь погоды и природы. На базе календарей проводятся обобщённые занятия, посвященные выявлению общих закономерностей причин сезонных изменений в жизни растений, а так же более глубокое ознакомление с явлениями в пределах каждого сезона. В этом возрасте дети уже немного знакомы со значением света, воды, тепла и питательных веществ для растений, и педагог имеет возможность начать увязывать сезонные изменения с исчезновением и появлением этих факторов. К концу пребывания в старшей группе дошкольники должны знать в обобщённом виде основные закономерности сезонных изменений в жизни растений, понимать зависимость растений и животных от явлений, протекающих в неживой природе.
Содержание наблюдений за растениями складывается из следующих моментов:
Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде. Если планируется привлечь всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально, можно ограничиться альбомным листом.
Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, и на их основе проводится итоговое заключение по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе. Однако, если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжать фиксацию погодных условий. Наблюдать за погодой можно до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.
Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и определяется целями обучения, вкусами педагога и имеющимися возможностями.
Календарь природы можно назвать усложнённым вариантом календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.
Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нём создают сменные рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы».
Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом и никакой формализации не подлежит. Сезонные календари сохраняют в течение года и используются на обобщающих занятиях.
Дневник наблюдений служит для регистрации явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к организации наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневников, способ регистрации наблюдений определяется педагогом, а ещё лучше -принимается детьми после коллективного обсуждения. При регистрации динамики процесса необходимо проводить фиксацию результатов на нескольких стадиях.
В старшей и подготовительной к школе группах календарь природы и дневник наблюдений записывается всеми детьми по очереди. Эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы. Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.
Когда необходимые навыки станут достаточно прочными и большинство детей осознают смысл производимых операций, можно переходить к специальной по сложности форме - ведению индивидуальных календарей и дневников. На первых порах их заполнение ведётся коллективно, и руководящую роль выполняет педагог. Когда же дети в совершенстве овладеют этими умениями, вводится самая высшая форма работы: дети и воспитатель ведут свои дневники порознь и только в первую неделю сверяют их, проверяя совпадения полученных данных.
Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям: использование готовых форм; наблюдение детей за работой воспитателя; привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с необходимой операцией; заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди; коллективное заполнение индивидуального календаря под руководством воспитателя; самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдений.
Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий