Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и проверить на практике возможности развития наблюдательности у детей 6 лет в процессе проведения природоведческих экскурсий. Задачи: на основе теоретического анализа литературы выявить механизмы, возможности развития наблюдательности у детей 6 лет. Разработать подход к организации и проведению серии природоведческих экскурсий, направленных на развитие наблюдательности; провести диагностическое исследование с целью выявления исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет;
в ходе формирующего этапа экспериментальной работы реализовать на практике разработанную серию экскурсий;
в ходе повторного диагностического исследования выявить итоговый уровень развития наблюдательности у детей 6 лет, достигнутый в ходе проведённой серии природоведческих экскурсий.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих
экскурсий
1. Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей 6 лет………………………………………….8
2. Организация и проведение природоведческих экскурсий у старших дошкольников…………………..24
3. Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий…………………43
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет……………………………………………………50
Формирование умения наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений у детей 6 лет в ходе природоведческих экскурсий………………64
Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если воспитатель принял новую группу или нового ребёнка, не имеющих соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить их фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.
1.3.Наблюдательность и особенности её развития у детей 6 лет в процессе природоведческих экскурсий
Развитие наблюдательности играет огромную роль в процессе природоведческих экскурсий.
При анализе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, определена цель: всестороннее развитие и воспитание подготовки детей к школе; задачи: физическое, умственное, нравственное, художественно- эстетическое, музыкальное воспитание детей от рождения до 7 лет. Содержанием воспитания и обучения являются знания, умения и навыки.
В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой прописаны задачи воспитания и обучения 6 лет: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
В разделе природное окружение упор делается на развитие умений наблюдать явления природы, помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. (45, стр. 136)
Расширять и уточнять представления о растениях (травянистые растения; растения леса, луга, сада; комнатные растения).
Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений.
Указывается на то, что к концу года дети могут: анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Знать 2-3 вида травянистых растений. Иметь представления о растениях и способах вегетативного размножения; о помощи человека в труде.
Анализ программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой показал необходимость развития наблюдательности у детей 6 лет, как основу для восприятия динамических процессов, протекающих в природе.
На этапе подготовки к экскурсиям была проведена исследовательская работа по выявлению объёма информации об объекте у детей экспериментальной группы. Эта работа проводилась как индивидуально, так и со всей группой. В ходе исследования были использованы предметные картинки с изображением времён года, с целью уточнения, пополнения и конкретизации умений наблюдать.
Так же была проведена дидактическая игра «Когда это бывает?», с целью уточнения умения детей различать сезонные изменения в природе; развивать концентрацию внимания, умение замечать существенные и малозаметные признаки.
Была проведена
Для дидактической игры «Весной, летом, осенью», цель которой уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений; учить детей классифицировать по этому признаку, использовались предметные картинки, на которых нарисованы растения, цветущие в это время.
Проводилась беседа по картинкам. Детям задавались вопросы:
- назови, где растёт растение;
- что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
- почему нужно так делать?
- найди картинку с изображением зимы, лета, осени;
- как ты догадался?
- почему на дереве нет листьев?
- почему летом все растения зелёные и цветут?
В дидактической игре «Путаница» детям давалось задание:
- расположить части растений правильно и назвать их:
- зачем растениям нужны листья, стебель, корень и цветок?
Детям было предложено задание «Разложи по группам»:
- картинки с изображением деревьев и растений;
- картинки с изображением кустарников, травы, цветов;
- объяснить свои действия.
Мы предлагаем цикл экскурсий, направленных на развитие умений наблюдать:
Тема: «Парк ранней весной». Цель: уточнить и расширить представления детей о признаках наступления весны в природе; подводить к установлению связей между сезонными изменениями и состоянием растений; учить различать деревья и кустарники по характерным признакам; познакомить с первыми весенними цветами; уточнить и расширить знания детей о строении растений, функциях частей, росте и развитии растений; развивать умение наблюдать и анализировать объекты и явления природы, устанавливать зависимость, делать выводы; развивать умение видеть и любоваться красотой природы во всех её проявлениях; воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе экскурсии дети подойдя к парку, останавливались у входа, чтобы рассмотреть общий вид парка, полюбовались его красотой. Полюбовались первыми признаками весны. Задавались детям вопросы: как узнать, что деревья пробудились? Как различать деревья, когда на них нет листьев? Рассматривали деревья, исследовали кору, силуэт. Отмечали характерные особенности и различия деревьев. Рассматривали цветы мать-и-мачехи. Спрашивалось у детей: Где раньше пробуждаются растения? (на месте, где хорошо прогревает солнце).
Проводилась индивидуальная работа с детьми, отвечая на детские вопросы. Проводилась подвижная игра «К названному дереву беги». Цель: упражнять детей в умении определять дерево по особенностям силуэта и коры.
В заключение экскурсии подводился краткий итог, повторяли приметы ранней весны.
Тема: «Луг летом». Цель: продолжать формировать представление, что луг - это сообщество травянистых растений; развивать умение замечать и правильно называть знакомое растение луга; учить устанавливать зависимость между внешним видом растений и условиями произрастания; расширять знания о стадиях роста и развития растений, функциях их частей, о строении растений; подводить к установлению связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений; развивать наблюдательность.
В ходе этой экскурсии предложить детям найти знакомое растение луга и назвать его. Отметить характерные особенности строения: обратить внимание на светло-зелёный цвет листьев. Спросить у детей почему такого цвета листья. Познакомить детей с новым растением луга. Выделить характерные признаки, в сравнении с хорошо известным. Спросить детей, почему на тропинке не растёт трава, попытаться вскопать палочкой почву на тропинке. Показать подорожник и спросить, почему он так называется. Дети ищут самостоятельный ответ.
Провести подвижную игру «Найди растение по описанию». Цель: упражнять детей в умении определять растение по описанию, умение самому описывать характерные признаки растений.
В конце экскурсии подвести её итог.
Тема: «Хвойный лес». Цель: продолжать развивать представление, что лес - это сообщество различных растений; учить называть и определять лес по составу деревьев; знакомить с характерными особенностями строения, произрастания ели; продолжать учить определять состояние растений по характеру удовлетворения его потребностей; познакомить детей со мхом; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями; развивать умение видеть и любоваться красотой природы.
В ходе экскурсии предложить детям отметить красоту леса. Спросить детей, какие деревья растут в этом лесу. Рассмотреть ствол и ветви ели. Отметить, что ствол покрыт ветвями до самого низа. Объяснить детям, почему нижние ветви выступают из-под верхних. Дать детям задание: раздвинуть ветви ели и посмотреть внутри хвою. Спросить, почему нет хвои внутри кроны: обратить внимание на ель. Почему эта ель меньше других. Обратить внимание детей на землю вокруг хвои. Предложить детям найти травянистые растения. Познакомить детей со мхами. Предложить рассмотреть и потрогать его. Объяснить детям, почему мох растёт в еловом лесу.
Провести с детьми подвижные игры. Ответить на детские вопросы. В конце экскурсии подвести её итог.
Тема: «В парк осенью». Цель: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках осени, об отдельных растениях, их характерных особенностях; существенных сторонах познавательных объектов; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и состоянием растений; развивать умение сравнивать, выделять характерные признаки растении; находить общее. Программное содержание каждой экскурсии предполагало решение в комплексе образовательных, воспитательных и развивающих задач. Образовательные задачи включали: уточнение и расширение знаний детей о многообразии растительного мира, о среде произрастания растений; расширение и уточнение знаний о строении растений и функциях их частей, о потребностях растений; подведение к установлению связей и зависимостей состояний растений от характера удовлетворения его потребностей, между сезонными условиями; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи включали: развитие умения наблюдать и анализировать объекты и явления природы; устанавливать зависимости, делать выводы.
Воспитательные задачи включали: воспитывать умение замечать и любоваться красотой природы во всех её проявлениях; бережно относиться к природе.
В заключительной части вместе с детьми подводился итог экскурсии, акцентировалось внимание детей на основных моментах. Использование этой части художественного слова создавало положительное эмоциональное отношение к природе, желание прийти на это место ещё раз.
В ходе экскурсии предложить детям остановиться у входа в парк, чтобы показать детям общий вид парка, полюбоваться его красотой. Отметить первые признаки осени в жизни растений. Рассмотреть деревья, исследовать кору. Отметить характерные особенности различных деревьев, рассмотреть и сравнить цветущие травянистые растения по характерным признакам. Предложить детям пройтись по дорожке парка, обратить внимание детей на состояние погоды. Рассмотреть растения цветника. Выделить их характерные особенности. Предложить детям собрать немного опавших листьев берёзы и липы. Провести подвижную игру: «Найди пару». Цель: упражнять детей в сравнении листьев деревьев по внешнему виду.
В конце экскурсии подвести её итог, и повторить приметы осени.
После каждой экскурсии проводилась беседа по итогам наблюдений, заполнение вместе с детьми альбома наблюдений. Решались задачи углубления и систематизации знаний детей, полученных в процессе природоведческих экскурсий. Во время беседы задавались вопросы, помогающие детям воспроизвести в памяти ход экскурсий. Происходил анализ явлений, объектов, рассмотренных ранее, выделение их особенных признаков.
Такой анализ обеспечивал переход к обобщениям, приводил в систему разрозненные факты. Далее ставились вопросы, требующие обобщения вывода, установления зависимостей и связей.
Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу, использовались разнообразные методы и приёмы. В одном случае - это загадки, в другом — наглядные пособия и дидактические игры, изготовление из природного материала собранного детьми.
Такие методы и приёмы создавали познавательный настрой детей, повышали их активность, желание принимать участие в обсуждении темы.
Беседы с детьми после экскурсий в процессе заполнения альбома наблюдений позволили получить общее представление об эффективности усвоения детьми знаний, даваемые в процессе экскурсий.
Глава 2. Работа по развитию наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий
2.1. Диагностика исходного уровня развития наблюдательности у детей 6 лет
С целью проверки гипотезы данного исследования был проведен
подготовительный этап работы. Базой для этого являлась старшая группа МДОУ «Заокский детский сад № 3» п. Заокского Тульской области. В эксперименте участвовало семь человек.
Работа состояла из 3 этапов:
Цель подготовительного этапа работы: выявить исходный уровень развития умения наблюдать у детей 6 лет.
Для выявления уровня развития умения наблюдать у детей 6 лет была использована методика Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. Диагностика заключалась в том, что она позволяет выявить уровень развития умения наблюдать у детей 6 лет.
Цель конкретизировалась следующими задачами:
Информация о работе Развитие наблюдательности у детей 6 лет средствами природоведческих экскурсий