Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:46, дипломная работа
Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. 4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста------------------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение --------------------------------------------------------------
Литература----------------------------------------------------------------------------
1балл: желание слушать музыку отсутствует,
восприятие фрагментарное,
неустойчивое, сохраняется лишь в период
установки на восприятие.
Третий критерий – ясность в эстетических суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний.
3 балла: ясность, убедительность, объективность высказываний; активное использование музыкально-эстетических знаний, их определённость и устойчивость; владение «словарём эмоций»; наличие оценки-обобщения и оценки-рассуждения;
2 балла: неубедительная аргументация
без опоры на музыкально-
эстетические знания; знания о музыке
неопределённые; частичное владение
«словарём эмоций»; наличие оценки-констатации;
1 балл: низкий уровень музыкально-эстетических знаний, аргументация не соответствует содержанию музыки либо обоснование отсутствует; «словарь эмоций» не используется; наличие спонтанных оценок.
Четвёртый критерий - наличие творческих оценочных действий, их адекватность содержанию музыкальных произведений.
3балла: соответствие творческих действий эмоционально-образному содержанию, средствам выражения музыки; самостоятельность и инициативность творческих проявлений;
2 балла: творческие действия соответствуют общим эмоциональным характеристикам музыки; отсутствие самостоятельности и творческой инициативы; наличие элемента подражательности;
1 балл: творческо-действенные оценочные проявления либо отсутствуют, либо не соответствуют характеру музыки; копирование образцов, предложенных педагогом.
Количественная оценка уровня оценочного отношения к музыке выводилась из суммы оценок по каждому из четырёх критериев по каждому заданию, таким образом, наивысшее количество баллов после выполнения 2-х серий заданий у одного ребёнка составило 24 балла.
В зависимости от суммы набранных баллов дети были разделены на 3 уровня по качественным проявлениям оценочного отношения к музыке: 1-й уровень-низкий-от 8 до 12 баллов; 2-й уровень - средний - от 13 до 18 баллов; 3-й уровень - высокий - от 19 до 24 баллов.
С целью
выявления первоначального
В тестовом обследовании ставилась задача определить исходный уровень оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе индивидуальных музыкальных предпочтений. Тестовые задания предполагали сравнение музыкальных произведений на основе объщеэстетических представлений о музыке. Была использована методика выявления музыкальных предпочтений, разработанная О.П.Радыновой и И.В.Груздовой.
С этой целью были подобраны три пары музыкальных произведений, в каждой из которых одно было произведением дидактической направленности, написанным специально для детей данного возрастного периода; второе - из числа высокохудожественных произведений музыкальной классики. Подбор музыкальных произведений в парах осуществлялся на основе эмоционального родства и единой жанровой принадлежности.
Детям предлагалось прослушать разные пары музыкальных произведений (детскую песню и произведение классической музыки), выбрать в каждой паре понравившееся музыкальное произведение и попытаться обосновать свой выбор.
В результате выполнения данного обследования было выявлено две группы детей. Первую группу составили дети, которые предпочли классическую музыку, во вторую группу вошли дети, остановившие свой выбор на произведениях дошкольного репертуара. Детей с неопределёнными музыкальными предпочтениями не было выявлено. Те дети, которые затруднялись сразу определить свой выбор, после некоторых колебаний определялись во мнении.
Так же детям предлагалось согласно с характером музыки нарисовать рисунок ( сюжет по выбору ребенка) и исполнить танец.
Результаты диагностического обследования уровня развития оценочного отношения к музыкальной классике детей старшего дошкольного возраста.
Уровни |
Число детей |
Высокий |
4 |
Средний |
13 |
Низкий |
11 |
Диагностирующий эксперимент позволил выявить уровень оценочного отношения к музыке у детей 6-го и 7-го года жизни. Результаты эксперимента констатировали, что оценочное отношение к музыке у детей старшего дошкольного возраста не развито, дети не могут адекватно оценить свои музыкальные впечатления. Наибольшие затруднения вызвали высказывания эстетических суждений о музыке: оценки были односложными, немотивированными, примитивными.
Анализ результатов диагностирующего исследования показал необходимость в выявлении методик, направленных на развитие оценочного отношения к музыке у детей 6-го и 7-го года жизни.
2.2.Методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.
Для успешного развития оценочных процессов при восприятии и анализе музыки необходимо поэтапное и последовательное применение определенных методов и приемов, направленных на активизацию музыкально-оценочной деятельности.
В основе музыкального репертуара могут быть использованы произведения из авторской программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», которые составляют «золотой фонд» мировой музыкальной классики. Таким образом, с периода дошкольного детства дети получают представление об эталонах красоты, по отношению к которым осуществляется музыкально-оценочная деятельность не только в старшем дошкольном возрасте, но и в дальнейшей жизни.
В своем исследовании мы опираемся на методы, предлагаемые О.П.Радыновой в авторской программе: метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений, метод уподоблений характеру звучания музыки, метод эстетического обобщения, метод интерпретации, метод проблемных вопросов, игровые методы, прием констатации-описания, метод цветового уподобления характеру музыки.
Так, контрастное сопоставление музыкальных
произведений, как считает
О.П.Радынова, заинтересовывает
детей, обостряет слуховое внимание, демонстрируя
произведения в проблемной форме. Для
сравнения автор рекомендует использовать
контрастные произведения одного жанра,
произведения с одним названием, произведения
в пределах одного настроения, сравнение
интонаций музыки и речи, сравнение различных
вариантов интерпретации одного произведения.
Сравнивать музыку близкой и далёкой контрастности
с постепенным уменьшением контрастности
образов, что помогает детям тоньше различать
характер музыки, придаёт их восприятию
активный оценочный характер.
Данный метод использовался с последующим усложнением:
-сравнение контрастных признаков: в разных произведениях,
в одном произведении;
-сравнение подобных признаков: в разных произведениях,
в одном произведении.
Метод эстетического
обобщения способствует осознанию взаимосвязи образно-смыслового
содержания и выразительных
Метод уподоблений звучанию музыки способствует осознанию музыкального образа, активизирует, по мнению О.П.Радыновой, творческую деятельность детей. Данный метод применяется на том этапе развития отношения к музыке, который предполагает практическо-действенные оценочные проявления старших дошкольников. Используются моторно-двигательное, цветовое и полихудожественное уподобления звучанию музыки, как наиболее эффективные, для обучения в старшем дошкольном возрасте.
Метод интерпретации направлен на то, чтобы дети могли высказать своё мнение о произведении, а затем объяснить его. Метод способствует формированию оценки-рассуждения. Поскольку важной составной частью методики является формирование и развитие аргументированных оценочных суждений, в процессе выполнения усложняющихся заданий (от знакомых музыкальных произведений к незнакомым) дети осмысливают музыкальные впечатления и осваивают понятийный аппарат оценочной лексики. После прослушивания музыкального произведения ребёнок должен сделать вывод, выражающий личное отношение к музыке, затем обосновать его.
Метод проблемных вопросов, который включает в себя вопросы-размышления, вопросы-обобщения, вопросы-предположения, вопросы-рассуждения, вопросы-сравнения. Все вопросы требуют активной интеллектуально-оценочной деятельности, так как помогают ребёнку думать об услышанной музыке, размышлять о ней.
Метод цветового уподобления характеру музыки помогает выявить оценочные проявления у детей, для которых словесное описание характера музыки представляет некоторые трудности. Он направлен на формирование оценки-констатации эмоционально-образного содержания музыки в практическо-действенной форме. Ребята охотно выражают свои оценки настроения музыки в цвете. С этой целью на занятии используется фланеле-граф и многоугольники разного цвета. Каждый цвет включает в себя отте-ночную «растяжку» в 5-6 цветов, что позволяет более гибко реагировать на все изменения эмоционально-образного содержания произведения. В процессе восприятия и после него дети выражают отношение к услышанному, выбирая карточки разных оттенков и выкладывая цветовую палитру, соответствующую характеру музыки. Педагог оценивает не только степень адекватности восприятия и переживания, но и уровень осознания музыкальных впечатлений ребёнком.
Метод уподоблений звучанию музыки способствует осознанию музыкального образа, активизирует, по мнению О.П.Радыновой, творческую деятельность детей. Данный метод может применятся на том этапе развития отношения к музыке, который предполагает практическо-действенные оценочные проявления старших дошкольников. Возможно использование моторно-двигательное, темброво-и негру ментальное, цветовое и полихудожественное уподобления звучанию музыки, как наиболее эффективные, на наш взгляд, для обучения в старшем дошкольном возрасте.
По мнению учёных, отчётливому восприятию и переживанию предметов и явлений помогает адекватное вербальное определение и название. Исходя из данной точки зрения, мы предполагаем, что под воздействием сформированной способности к рационально-смысловой оценке будет повышаться уровень других, доступных ребёнку, оценочных проявлений, что соответственно окажет влияние на развитие оценочного отношения в целом. На основе метода словесного уподобления был выявлен приём констатации-описания, направленный на активизацию формирования оценочной лексики ребёнка.
Приём констатации-описания направлен на выявление чувств, настроений, выраженных в музыке. Дети, описывая её эмоциональное содержание, опираются на первоначальные музыкальные представления, констатируя свои непосредственные ощущения от услышанной музыки. У детей старшего дошкольного возраста частично сформирован «эмоциональный словарь»; педагог может расширить его объём, знакомя детей с новыми определениями характера музыкальных произведений. Данный приём поможет в формировании оценки-констатации при выражении отношения к музыке.
Также возможно применение моделирования отдельных компонентов музыкальной ткани произведения (мелодии, метроритма, музыкальной формы и т.д.). Ряд учёных предлагают использовать двигательные и наглядные модели (Л.Н.Комиссарова, И.В.Груздова, С.Х.Шоломович), способствующие более глубокой ориентации ребёнка в музыкальном языке. По утверждению Л.Н.Комиссаровой, основу моделирования могут составлять элементы дережирования, танцевальные движения, а также движения, связанные с передачей образно-эмоционального содержания в музыке.
Широкое применение нашли игровые методы: драматизации, игры-ситуации, викторины, игротеки и т.д.
В игротеке возможно применение следующих методических приёмов:
- двигательное уподобление звучанию музыки при помощи пластических движений и пантомимы,
- цветовое уподобление динамического развития произведения при помощи цветной мозаики;
- цветовое уподобление эмоционально-образному содержанию музыки;
- игры- драматизации на сюжеты знакомых сказок;
- моделирование мелодического рисунка музыкального произведения при помощи движения рук,
- моделирование ритмического рисунка музыкального произведения при помощи ритмических палочек разной длины;
- моделирование строения музыкальной формы при помощи детского конструктора;
- вокализация фрагментов произведений
с применением ручных
знаков;
- оркестровка музыки при помощи детских музыкальных инструментов;
Информация о работе Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников