Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель: выявить практические возможности развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность понятия «оценочное отношение к музыке». 2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников. 4.Выявить формы и методы развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников
1.1.Сущность и структура понятия «оценочное отношение к музыке» у детей старшего дошкольного возраста.---------------------------------------
1.2.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.-----
Глава 2. Практические возможности развития оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста------------------------------
2.1.Задачи и организация диагностического исследования----------
2.2. Формы и методы развития оценочного отношения к музыке у старших дошкольников----
Заключение --------------------------------------------------------------
Литература----------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников.docx

— 112.68 Кб (Скачать файл)

- сочинение мелодии с определённым эмоционально-образным наполнением при помощи набора детских музыкальных инструментов;

- сочинение ритмических «цепочек» и повторение их друг за другом в разной последовательности.

Все методы включаются в  обучение постепенно и последовательно, иногда они могут сочетаться друг с другом. Их сочетание в процессе углублённой работы над музыкальным произведением позволяет не только многократно прослушивать его, но также способствует поддержанию и развитию интереса к слушанию музыки и её оценке. Применение методов зависит от конкретных задач, решаемых на музыкальном занятии, от степени сложности музыкального материала. Усложнение воспринимаемых музыкальных произведений может происходить следующим образом:

- восприятие музыки с одним неизменным образом;

- с одним образом, данным в развитии;

- С двумя контрастными образами;

- с двумя схожими образами;

- с двумя взаимодействующими образами;

- с  одним неизменным образом и несколькими другими, сменяющими друг друга.

 

В работе «Музыкальное развитие ребёнка» (М., 1997г.) О.П.Радынова говорит о том, что успешность музыкального развития ребёнка зависит не только от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, но, прежде всего, от содержания музыкального воспитания; от расширения представлений детей о музыке разных времён и стилей, о шедеврах музыкального искусства.

То есть, формирование устойчивого  ценностного отношения предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» детьми лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение детской жизнедеятельности музыкальными впечатлениями, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия музыкальной классики.

С целью активизации  мыслительной деятельности детей и  побуждения их к оценочным проявлениям в процессе обучения могут использоваться различные формы организации музыкальной деятельности которые направлены на формирование оценочных процессов во всех видах музыкальной деятельности и отличаются друг от друга по форме диалога «музыка - ребёнок», а также по степени соотношения различных видов художественно-эстетической и музыкально-творческой деятельности.

Возможные формы организации  музыкальной деятельности.

- беседа-концерт «музыкальная гостиная».

- диалог-драматизация «Встреча  с королем жанром».

- игротека «музыкальная палитра».

- викторина «музыкальный ринг».

- комплексные музыкальные занятия  «В гостях у феи Красоты».

 Можно предположить, что использование данных форм и методов позволит сформировать оценочное отношение 
к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста, которое  проявляется  в эмоциональной отзывчивости на музыку, в желании слушать музыкальную классику, в использовании обоснованных эстетических суждений на базе музыкально-эстетических знаний, в активизации оценочной деятельности, в адекватных содержанию музыки творческих действиях.

 

 

 

Заключение.

Проведённое исследование психолого-педагогической литературы позволило сделать следующие выводы:

  1. Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет собой формируемое личностное качество, которое основано на проявлении эмоциональной отзывчивости на музыку и единстве эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов при активном «присвоении» лучших образцов музыкального искусства. Данное отношение выражается в желании детей слушать классическую музыку, высказывать в различной степени аргументированные суждения о ней и оценивать её в адекватных творческих действиях. Содержанием оценочного отношения является ценностное отношение к музыке, которое, развиваясь в старшем дошкольном возрасте как проявление музыкально-эстетического сознания, не только выступает предпосылкой становления основ музыкальной культуры человека, но влияет на формирование ценностных приоритетов личности.

2. Здесь должны быть выводы по психофизиологическим особенностям ст. дошкольников


3. Были определены критерии оценочного отношения к 
музыке детей старшего дошкольного возраста, которыми являются: эмоциональная отзывчивость на музыку, желание слушать произведения музыкальной классики, степень аргументированности суждений о музыке на основе активного использования музыкально-эстетических знаний, наличие творческих оценочных действий и их адекватность эмоционально-образному содержанию музыки. Полученные данные показали, что дети  
подготовительной к школе групп не владели опытом восприятия высокохудожественных образцов музыкальной культуры, не имели необходимого запаса знаний о музыке и не могли выразить отношение к ней.

4. Были выявлены формы и методы, которые, на наш взгляд ,будут способствовать активному развитию оценочного отношения к музыке у старших дошкольников, а именно:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы.

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М: Тоникая, 1994г.-608с.
  2. Актуальные    проблемы    художественного    воспитания    детей дошкольного и школьного возраста. М.: Пед.общ-во, 1983г.- 163с.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977г.-390с.

 

4.Арановский  М.Г.  Мышление,  язык,  семантика // Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка, 1974г., 49с-71с.

5.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании:2-е изд. Л.: Музыка, 1973г.- 142с.

  1. Ахмадеева   Р.А.   Формирование   ценностного   отношения   к искусству: Автореф. дис...канд. пед. наук. М., 1996г.- 22с.
  2. Бабаева   В.В.   Эстетическое   воспитание   дошкольников.   М.: Просвещение, 1982г. - 56с.
  3. Бакушинский А.В. Художественное восприятие // Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981г.- 351с.
  4. Батурин   Н.А.    Проблема   оценивания   и   оценки   в   общей психологии.// Вопр. психол. 1982г. № 2.

 

10.Благонадежина   Л.В.   Отношение   детей   к   искусству   и   его возрастное развитие. // Вопр. психол. 1968. № 4.- с.96-104г.

11.Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения./ЛВопр.псих.                1994г. №1


12.Божович Л.И. Личность и её формирование в дошкольном возрасте. М: Просвещение. 1966г.-460с.

13.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972г.-С.45-76.

14.Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы

формирования личности.  М.:  Междунар.пед.академия,

1995г.-209с.

15.Борев Ю.Б. Эстетика: 4-е изд. М.: Политиздат, 1988г.- 495с.

 

16.Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991г. - с. 25- 33.

17.Буров А.И. Эмоции, чувства, отношения. // Вопр. психол. 1966г. № 1- 14с-21с.

18.Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975г.-274с.

19.. Буткевич   О.А.   Красота.   Природа.   Сущность.   Формы.   Л.:

Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. - 438с.

20.Бутник А.Г. Формирование эстетического отношения подростков 
к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: 
Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991г. - 18с.

21.Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 2-е изд., 1983г. - 233с.

22.Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980г.- 192с.

23.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976г.-142с.

24.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. М.:Изд-воМГУ, 1984г.-287с.

25. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.

М.: Изд-во МГУ, 1990г.-283с.

26.Вишневская О.Б. Роль эстетического мышления в формировании личности: Автореф.дис. ...канд.филос.наук. С.-Петербург, 1991г. -17с.

27.Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. Сб. ст. под ред. А.И.Лентьева, А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1995г. 144с.

28.Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 
            1980г.- 256с.

29.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987г.- 
344с.

30.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: 3-е изд. М.: Просвещение, 1991г.-93с.

31.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. .Педагогика, 1999г. 533с.

 

32.Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982г.- 63с.

33. Гальперин   П.Л.   Методы   обучения   и  умственного  развития

ребёнка. М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1985г.-85с.

34. Гальперин П.Л. Введение в психологию. М. Ун-т: 2000г. - 329с. 
 35. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание,1982г.-223с.

36.Гольдентрихт С.С.. О природе эстетического творчества. Изд-е 2-е, М: Изд-во МГУ 1977г. -246с.

37.Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшая школа, 1974г.- 101с.

38.Горский Д.П. Отношения, их логические свойства и их значения в логике. Учёные записки МГУ, 1954г.

39.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.:МИП «N В 
Магистр», 1993г.- 191с.

40.Гордеева  И.   Развитие  языка  эмоций  у  детей.//  Вопр.псих. 
                   1995г.№2.

41.Григорьянц К.С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры личности: Автореф. канд. ...фил. наук. М., 1991г.-22с.

42.Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. М.: Наука, 1980г.-181с.

 

43.Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987г.-285с.

44.Гусарова И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду. Л.: ЛГПИ, 1974г.-71с.

45.Гусаковская Л.А. Эстетический вкус как средство формирования всесторонне и гармонически развитой личности: Автореф. дис. ...канд. философ, наук. М., 1982г.- 15с.

46.Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1991г. - 17с.

 

47.Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научных трудов. - М: АПН СССР, 1991г.-С. 19-24.

48.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985г.- 160с.

49.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М: Политиздат, 1978г.-220с.

50.Додонов Б.И. В мире эмоций. К.: Политиздат, 1987г. - 139с.

51.Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М: Педагогика, 1984г. - 127с.

52.Егорова Р.А. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педагогических училищ: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1986г.- 25с.

53.Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Р.-на- Дону, 1997г. - 17с.

54.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М: Просвещение, 1967г.- 322с.

55.Запорожец     А.В.     Развитие     восприятия     и     деятельность// 
 Хрестоматия   по   ощущению   и   восприятию.   М.:Изд-во  МГУ,1975г.-400с


56.Зырянова О.Ю. Изобразительная деятельность детей 6-8 лет как средство  формирования  эстетического отношения  к природе: 
Автореф. дис. ... канд.пед.наук. М.,2000г. -18с.

60.Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Изд. МГУ, 1970г.- 310с.

61.Ивин А.А.  Искусство правильно мыслить.  М.:  Просвещение,

  62.Иванченко Г.В. Опосредование в восприятии музыки: Автореф.



дис. ...канд. псих. наук. М., 1995г. - 20 с

63.Искусство в системе культур. Под ред. М.С.Кагана,

Наука,1987г.-272с

64.Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972г.- 422.

65.Каган   М.С.   Системный   подход   к   комплексному   изучению

искусства     //     Методологические     проблемы     современного

искусства. В.З. Л., 1980г.-138ст

66. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе

// Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989г.156с.

67.Каган М.С. Музыка в мире искусств. С.-Петербург, 1995г.

68.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972г. - 383с.

69. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие 
музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980г.- с. 195-228.

70Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988г. -254с.

71.Непомнящяя Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992г. - 160с.

72.Николаев Ю.П. Эстетическое сознание как элемент культуры общества. М, 1994г. - 20с.

73.Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.:Педагогика, 1989г.-278с.

74.Овчинникова А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школ: Дис. ...докт. пед. наук. Елец, 1998г.

75.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983г.-80с.

76.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М.: Педагогика, 1980г.- 271с.

77.Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. К.: Муз. Украина, 1975г.- 179с.

78.Остроменский В.Д.Формирование музыкального познания. Кишенёв: Штиинца, 1988г. - 154с.

79.Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед наук. М., 1984г. - 19с.

Информация о работе Развитие оценочного отношения к музыке у старших дошкольников