Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулся Казахстан, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на детей, на их несформировавшегося сознания, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современном Казахстане[

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через ознакомление с традициями народов Казахстана.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Приложения……………………………………………………………………..30

 

Введение

 

В Указе Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» Республики Казахстан подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Республики Казахстан, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [1].

В современных  условиях множество социально - экономических  проблем, с которыми столкнулся Казахстан, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на детей, на их несформировавшегося сознания, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современном Казахстане[1].

Важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, структуры  потребностей, духовно - физического здоровья, развитии патриотической активности личности принадлежит дошкольному воспитанию [1].

Высокий уровень  развития патриотизма у детей достигается за счет занятий в дошкольных учреждениях, которые в себе содержат средства, способствующие патриотическому воспитанию. Ребенку, для того чтобы быть патриотом своей страны, нужно подняться на духовно — нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего уроки изобразительной деятельности. Возможности искусства велики.

Рассматривая  вопрос, о роли изобразительного искусства в воспитании патриотизма у дошкольников следует отметить, что это один из эффективнейших предметов при формировании патриотизма в дошкольном учреждении.

Изучение педагогической и методической литературы показывает, что большое внимание всегда уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ее природе. Вопросы патриотического воспитания освещаются в трудах Садыкова Т. С., Абылкасымовой А. Е., Жумабековой Р., К. А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.А. Терентия, К. Д. Ушинского и др.

Объект  исследования - процесс патриотического воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - патриотическое воспитание дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности через ознакомление с традициями народов Казахстана.

Цель  исследования — раскрыть особенности развития патриотизма дошкольников средствами изобразительной деятельности через ознакомление с традициями народов Казахстана.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности развития патриотизма в дошкольном образовании;

2. Определить средства, методы и формы развития патриотизма у дошкольников; 

3. Проанализировать программы дошкольного образования по вопросу развития патриотизма дошкольников в изобразительной деятельности;

4. Рассмотреть  ознакомление дошкольников с традициями народов Казахстана как средство развития у них патриотизма;

5. Определить диагностику по определению уровня развития патриотизма у дошкольников.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы.

 

1 Теоретически  основы развития патриотизма  у дошкольников в изобразительной  деятельности

 

1.1 Особенности  развития патриотизма в дошкольном  образовании

 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Аронов А.А. определяет патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [2, с. 97]. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [3, с. 41].

Патриотическое  воспитание детей является одной  из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что  в настоящее время выходит  достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней  освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение  любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам [2, с.103].

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и  патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно  к ребенку старшего дошкольного  возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы Т.В. Иванова выделяет целый  комплекс задач:

- воспитание  у ребенка любви и привязанности  к своей семье, дому, детскому  саду, улице, городу;

- формирование  бережного отношения к природе  и всему живому;

- воспитание уважения  к труду;

- развитие интереса к  русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных  знаний о правах человека;

- расширение представлений  о городах Казахстана;

- знакомство  детей с символами государства  (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства  ответственности и гордости за  достижения страны;

- формирование  толерантности, чувства уважения  к другим народам, их традициям [4, с. 132].

Задачи патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

формирование  духовно-нравственного отношения  и чувства сопричастности к культурному  наследию своего народа;

- формирование  духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание  любви, уважения к своей нации,  понимания своих национальных  особенностей, чувства собственного  достоинства, как представителя  своего народа, и толерантного  отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в  быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Содержание  патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение  детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному  искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство  с семьёй, историей, членами семьи,  родственниками, предками, родословной,  семейными традициями; с детским  садом его ребятами, взрослыми,  играми, игрушками, традициями; с  городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение  целевых наблюдений за состоянием  объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого  труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация  творческой продуктивной, игровой  деятельности детей, в которой  ребенок проявляет сочувствие, заботу  о человеке, растениях, животных  в разные сезоны года в связи  с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости [5, с.113].

Патриотическое  воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим [4, с.47].

Таким образом, воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста формирует у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

 

 

1.2 Средства, методы и формы развития патриотизма  у дошкольников

 

Осуществление патриотического воспитания детей на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.

Содержание  патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и  включает: воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.); развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов и пр.

Формы, методы и  средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных  педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

Формы и методы патриотического воспитания многообразны и различны по своему воздействию  и эффективности. Сегодня наибольшее значение приобретают методы убеждения, разъяснения, личного примера педагога.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение  к отеческому наследию воспитывает  уважение, гордость за землю, на которой  живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны [6, с. 31].

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в  быту — так как воспитывают  в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Информация о работе Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности