Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулся Казахстан, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на детей, на их несформировавшегося сознания, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современном Казахстане[

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности через ознакомление с традициями народов Казахстана.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Занятия развивают  у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине. В данном случае можно рекомендовать занятия по изобразительному искусству приуроченные к праздникам, например 7 мая – День Батыра (Приложение А)

Средства достижения цели были в течении года разнообразны. Это проведение занятий с внедрением элементов этнопедагогики по психологии, валеологии, экологии, занятия по казахскому и русскому языков. Отмечено, что многие дети проявляют большой интерес к казахской и русской культуре.

Патриотизм у детей воспитывается с применением народной педагогики. Одной из характерных черт народной педагогики является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. Отец, мать первые воспитатели в семье, бабушка и дедушка, пожилые люди вообще это неофициальные безымянные народные педагоги-воспитатели. В книге «Приличия» (1907 г.), «Пропаганда казахам». поэта, журналиста, просветителя Мухамматсалима Кашимова вошли сочинения для детей, написанные в форме бесед и советов. «…У нас в народе говорят: «Я до тебя сносил не одну рубаху» А смысл этих слов в том, что он вперед познал мир и достиг большего понимания…» [11, с. 97].

На занятиях по изобразительной деятельности можно знакомить детей с загадками разных народов, проводить народно-дидактические игры «Вершки-корешки», «Съедобное-несъедобное» На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся со сказками тех народов, представители которых есть в детском саду («Алдар-көсе и жадный бай», «Терешечка», «Заюшкина»), потешками (Сидит,сидит зайка и др.), скороговорками.

Через игры реализуется  самодеятельность детей: жеребьевки, считалки, пение, декламация.

Немаловажную  роль в патриотическом воспитании дошкольников играет знакомство детей с такими замечательными праздниками как «Қыз сыны», «Сиқырлы қазан», «Масленница», которые отражают традиции народов.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного  возраста характерны кратковременность  интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение  к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Астана»).

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны  тем, что дошкольникам свойственно  наглядно-образное мышление. Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.) [12, с. 97].

 

 

2.3 Диагностика  по определению уровня развития  патриотизма у дошкольников

 

При диагностике  детей дошкольного возраста с  целью определения уровня патриотизма можно определить следующие уровни сформированности патриотизма у детей дошкольного возраста: высокий, средний, низкий [12, с. 59].

Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети знают название столицы и других городов Казахстана. Могут определить символику Казахстана, знают текст гимна.

Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых не совсем полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети знают название столицы, но затрудняются с названием других городов Казахстана. Затрудняются определить символику Казахстана, знают текст гимна.

Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях, проживающих в Казахстане. Дети не знают название Столицы, не знают других городов Казахстана. Затрудняются определить символику Казахстана, не знают текст гимна.

Диагностические параметры представляют собой вышеназванные критерии, которые оцениваются по трехбалльной шкале (1-3).

«1» балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.

«2» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.

«3» балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.

Каждый из диагностических  критериев оцениваетися коэффициентом (К1, К2, К3), который вычисляется по формуле:

 

 

После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находится средний коэффициент по формуле

 

К= К1+3К2+К3

 

По среднему коэффициенту можно определить три  уровня воспитанности патриотизма общения у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне воспитанности межнационального общения.

С целью выявления  уровня межнационального общения можно использовать следующие диагностические методики.

Методика  «Сестренки».

Детям предлагается творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя смуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-татарски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Татарстана, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?» Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнационального общения у детей нашей группы.

Контрольный опрос  для определения уровня знаний о  других нациях и народностях.

Беседа проводится по следующим вопросам:

1.Это красивая  кукла – русская, а этот  нарядно одетый мальчик – татарин.  А ты кто?

2.На каком  языке мы с тобой разговариваем?

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь,  чем они отличаются?

5.А что у  них общего, чем они похожи  друг на друга?

6.Хорошо это  или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: казахи, русские, татары, молдаване, украинцы, цыгане, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?

7.Какие страны  ты можешь назвать?

Ответы каждого  ребенка фиксируется на отдельных карточках.

Таким образом, своевременная диагностика уровня сформированности патриотизма у  детей дошкольного возраста и  проведение занятий по изобразительной деятельности по воспитанию патриотизма путем ознакомления с традициями народов Казахстана позволяет воспитать в патриотические чувства к родине, семье, дому, окружающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования мы рассмотрели особенности патриотизма детей в дошкольной организации. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Осуществление патриотического воспитания детей  на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает целостность и эффективность данного процесса.

Также мы рассмотрели  формы, методы и средства патриотического воспитания вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее всего, можно говорить об использовании сочетаний традиционных и нетрадиционных  педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

Патриотическое  воспитание детей реализуется в  дошкольных образовательных учреждениях  по различным программам.

Например, программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) «Зерек бала» ставит задачей формировать патриотические и гражданские чувства, чувства сопричастности к явлениям общественной жизни, чувство любви к Родине, семье, уважение к старшим.

С целью выявления  уровня развития чувства патриотизма  и межнационального отношения нужно  использовать диагностические методики, например «Сестренки», а также проводить опросы с целью определить знания ребенка о государственных символах и уровень знаний о других нациях и народностях.

.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Казахстанская правда, 2004. – 25 февраля.
  2. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1995.- 15 с.
  3. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2000.-№5. - С. 41-58.
  4. Дьяченко В.В. Современные педагогические аспекты патриотического воспитания учащихся. М., 2000. – 141 с.
  5. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 26 с.
  6. Семенова Н.Е. Воспитание патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы средствами дополнительного образования: Дис. к. п. н.-М, 2004. – 213 с.
  7. Шейнин 3., Сенькова Л. Творческий подход в патриотическом и нравственном воспитании учащихся/ОБЖ. — 1999. – 109 с.
  8. Харламов И.Ф., Горленко В.П. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений / В кн. Педагогика. М, 1997. – 179 с.
  9. Турченко В.И. Проблемы гражданского патриотического воспитания российской молодежи / Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современном мире. Новосибирск, 2002. – 214 с.
  10. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. -1998. № 5. - С.52-58.
  11. Метелица Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. - 207 с.
  12. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма // Педагогика. 2000. – С. 11-15.
  13. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001.
  14. Аронов А. А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
  15. Степняков А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. 1990. - №5. - С. 54 - 60.
  16. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. - №3. - С. 52 - 56.
  17. Пятикон А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота // Педагогика. -2001. С. 23-37
  18. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. - С. 25 - 29.
  19. Программа дополнительного художественного образования детей. Руководитель T.B. Школяр. М.: Просвещение, 2006. – 231 с.
  20. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. -Челябинск: Изд-во ГГПУ «Факел», 1997. - 217 с.
  21. Воспитание любви к малой Родине. Учебное пособие. Книга 2. Зима. Серия «Я и моя Родина». -2002. - 154с.
  22. Воспитание любви к малой Родине. Учебное пособие. Книга 3. Весна. Серия «Я и моя Родина». - Ярославль, 2002. - 184с.
  23. Воспитание любви к малой Родине. Учебное пособие. Книга 1. Осень. Серия «Я и моя Родина». - Ярославль, 2002. - 133с.
  24. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - М.: Просвещение, 2002. –220 с.

Информация о работе Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности