Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:06, курсовая работа
В современных условиях множество социально - экономических проблем, с которыми столкнулся Казахстан, в значительной степени явились результатом утраты патриотических чувств у большой части населения нашей страны. Лишь в последние несколько лет, были осознаны значимость патриотизма и патриотического воспитания как факторов, способствующих повышению уровня сознания каждого члена общества, его отношения к стоящим перед страной задачам и развитием самого государства. Стихийные перемены в современном обществе оказывают мощное воздействие на детей, на их несформировавшегося сознания, чувства, неокрепшую волю. Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современном Казахстане[
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Кобылянский В.А. отмечает, что чувство патриотизма определяет отношение к родине, которое начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением [7, с. 51].
Отношение к родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края [8, с. 97].
Нужно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами [4, с. 41].
Патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Республики Казахстан, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Показать через малое
большое, зависимость между
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. [2, с.13]
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом,
решая задачи патриотического воспитания,
каждый педагог должен строить свою
работу в соответствии с местными
условиями и особенностями
- позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
2 Методические
основы развития патриотизма
у дошкольников на занятиях
по изобразительной
2.1 Анализ
программ дошкольного
Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам.
Программа «Дом, в котором я живу», автором которой является Омар Б.С., разработана для детей в возрасте с 3 до 7 лет и предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Моя семья»,
2 блок – «Родной город»,
3 блок- «Родная страна».
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию
- Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
- Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам Республики Казахстан
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Республики Казахстан - герба, Гимна, Флага.
- Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
В программе патриотического воспитания дошкольников «Ознакомление с обычаями и традициями казахского народа» (Омар Б.С.) представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.
Главной целью данной педагогической
системы является создание оптимальных
условий для всестороннего
«Атамура» (Омар Б.С.) - программа ознакомления старших дошкольников с историей и культурой Казахстана. В практической деятельности способствует решению следующих воспитательных задач:
- Формирование эстетически развитой личности.
- Развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- Соприкосновение дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры мирового значения.
Реализация данных и других разработанных современными методистами программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста направлена, прежде всего, на воспитание будущего гражданина.
Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям.
2.2 Ознакомление
дошкольников с традициями
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в деревне раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
В соответствии с этим работа построена таким образом, что на занятиях и нерегламентированных видах деятельности детей знакомят с тем, что у каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности, которые широко используются в воспитательном процессе. Отсюда задачи сегодняшнего времени — брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в работе с детьми. Знакомство с национальная одеждой, кухней, играми музыкой и песнями, народный фольклор — вот направления работы по этнокультуре для детей. Конечно же, весь материал подается в игровой и непринужденной работе [9, с.57].
Почти все занятия
носят комплексный характер дети
могут смотреть видеоматериал, слушать
музыку, принимать участие в
С целью упорядочения,
закрепления элементов
Также проводятся занятия по изобразительному искусству. Детям предлагается изобразить национальное казахское жилье юрту красками, карандашами, мелками.
На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагается нарисовать казахский национальный орнамент.
В детских садах также собран материал, касающийся жизненного уклада казахского народа: расшитая национальная одежда, резная национальная посуда, национальные предметы быта. Именно здесь должны быть сосредоточены краеведческий, искусственный, методический, дидактический, игровой материал в помощь педагогам, родителям, а главное воспитанникам. Уют, атмосфера культуры, необычности, похожести на все то, что постоянно окружает ребенка, в его повседневной жизни, дает свои результаты.
У детей необычно возрос интерес к истории русского, казахского народа. Дети имеют возможность потрогать своими руками все предметы. Главное в работе — не накопление детьми большого объема информации о памятниках истории, искусств, культуры, архитектуры, а воспитание гордости за родной город, народ, его язык, традиции, обычаи, а значит Родину, воспитание не стороннего наблюдения, а активного гражданина отечества. Ведь все начинается с малого, с чувства сопереживания, с ощущения себя частью окружающего мира.
Знакомство с традициями и обычаями рядом живущих народов — одно из направлений работы по этнопедагогике — традиционное гостеприимство, ерулик — угощение соседей, колыбельный обряд, сажание мальчика на коня и др. Народ считает гостеприимство одним из признаков гуманности, а в самом приходе гостя видит доброе предзнаменование, поэтому в народе говорят «Гость старше отца» [10, с. 51].
Информация о работе Развитие патриотизма у дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности