Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Содержание

Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.docx

— 114.60 Кб (Скачать файл)

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения), дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них.

 

Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей. Так, им предлагалось рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой.

При необходимости педагог дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы: иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный ответ (вместо ошибочного) детям предлагается повторить.

При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет инструкцию, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.

Примеры задач-шуток, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками

1.   В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? ( 9)

2.  В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки- три кошки. Сколько кошек в комнате?  (4).

3.   Как в решете воды принести? (Льдом).

4.   У животного две  правые ноги и две левые  ноги. Две ноги спереди и две  ноги сзади. Сколько ног у животного? ( 4).

5. 7 мальчиков расчистили  по одной дорожке в саду. Сколько  дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек).

6. По морю плыло 9 акул. Они увидели косяк рыб и  нырнули в глубину. Сколько акул  плавало в море? (9 акул, только  они нырнули).

7. Из под ворот видны 8 кошачьих лап. Сколько кошек  во дворе? (Во дворе 2 кошки).

8. В физкультурном зале  висит канат. Мальчик поднялся  по нему на 3 метра и достиг  середины. Сколько метров длины  канат? (6 метров).

9.Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось? (6 частей).

10. Повар насыпал рис  поровну в 2 стакана. Затем из одного  стакана он пересыпал рис в  кастрюлю. Где риса больше во  втором стакане или в кастрюле? (поровну, потому что в стаканах  было поровну).

                               Использование художественного  слова.

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников, создать у ребят положительное эмоциональное состояние, интерес к математической деятельности.

В качестве занимательных задач используются фрагменты произведений К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Ю. Тувима и др. Например:

1.Почему хохотали ежи?

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут перестать...

К.Н. Чуковский "Ежики смеются"

(Эх, вы, глупые козявки!

 Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы).

 

2.Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу - 12 ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке - кошка,

У каждой кошке - двенадцать котят.

У каждого котенка

 В зубах по четыре  мышонка. И задумался старый Кондрат:

"Сколько мышат и  котят

 Ребята несут в Ленинград?"

К.Н. Чуковский

(Глупый, глупый Кондрат!

 Он один и шагал  в Ленинград.

 А ребята с лукошками,

 С мышками и кошками 

Шли на встречу ему -

в Кострому).

3.Хозяйка однажды с  базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

 Капусту,

 Морковку,

 Горох,

 Петрушку и свеклу...

Ю. Тувим «Овощи»

 

Вопрос. Все овощи хозяйка разложила по разным тарелкам. Сколько понадобилось тарелок? (Шесть тарелок).

 

  Задачи на составление фигуры  из палочек:

1. Задачи на составление  заданной фигуры из определенного  количества палочек;

а) составить флажок, лопатку из пяти палочек;

б) 2 равных треугольника из 5 палочек;

в) 2 равных квадрата из 7 палочек;

г) из 9 палочек 4 равных треугольника;

д) из 5 палочек квадрат и 2 равных треугольника.

2.   Задачи на изменение  фигур, для решения которых надо  убрать указанное количество  палочек.

 В фигуре, состоящей  из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив  один прямоугольник.

 

Математические задачи в стихах

Яблоки с ветки на землю упали.  
Плакали, плакали, слезы роняли  
Таня в лукошко их собрала.  
В подарок друзьям своим принесла  
Два Сережке, три Антошке,  
Катерине и Марине,  
Оле, Свете и Оксане,  
Самое большое - маме.  
Говори, давай скорей,  
Сколько Таниных друзей? 
 
С неба звездочка упала,  
В гости к детям забежала. 
Две кричат вслед за ней:  
«Не за будь своих друзей!»  
Сколько ярких звезд пропало,  
С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,  
Встанем в дружный хоровод.  
Звонко песенку споем,  
Всех поздравим с этим днем.  
Приготовим всем подарки,  
Этот праздник очень яркий.  
Кате, Маше и Аленке  
Мы подарим по Буренке,  
А Андрюше и Витюше – 
По машине и по груше.  
Саша будет рад Петрушке 
И большой цветной хлопушке.  
Ну а Танечке - Танюше – 
Бурый мишка в сером плюше.  
Вы, друзья, гостей считайте  
Имена их называйте.

Решила старушка ватрушки испечь. 
Поставила тесто, да печь затопила. 
Решила старушка ватрушки испечь, 
А сколько их надо — совсем позабыла. 
Две штучки — для внучки, 
Две штучки — для деда, 
Две штучки — для Тани, 
Дочурки соседа... 
Считала, считала, да сбилась, 
А печь-то совсем протопилась! 
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру 
Приплывают по утру 
Три молоденькие щучки, 
Чтоб ему почистить щечки, 
А четыре чебака 
Моют брюхо и бока. 
Посчитай-ка, детвора, 
Сколько слуг у осетра? 
В.Кудрявцева

Жили-были 
у жилета 
Три петли 
и два манжета. 
Если вместе их считать 
Три да два, конечно, пять! 
Только знаешь, 
в чём секрет? 
У жилета  нет манжет! 
Г.Новицкая 

Шесть орешков мама-свинка 
Для детей несла в корзинке. 
Свинку ёжик повстречал 
И ещё четыре дал. 
Сколько орехов свинка 
Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат  
Ходят вместе в детский сад.  
Посчитать мы вас попросим,  
Сколько малышей в саду? 
Пять пирожков лежало в миске.  
Два пирожка взяла Лариска,  
Еще один стащила киска.  
А сколько же осталось в миске?  
У нашей кошки пять котят,  
В лукошке рядышком сидят.  
А у соседской кошки - три!  
Такие милые, смотри!  
Помогите сосчитать,  
Сколько будет три и пять? 
Семь гусей пустились в путь.  
Два решили отдохнуть. 
Сколько их под облаками? 
Сосчитайте, дети, сами. 
Яблоки в саду поспели, 
Мы отведать их успели  
Пять румяных, наливных, 
Два с кислинкой. 
Сколько их?

На забор взлетел петух, 
Повстречал ещё там двух. 
Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят  
На скорлупки глядят. 
Два яичка в гнезде  
У наседки лежат. 
Сосчитай поверней, 
Отвечай поскорей:  
Сколько будет цыплят  
У наседки моей?

Шесть веселых медвежат 
За малиной в лес спешат 
Но один из них устал, 
А теперь ответ найди: 
Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка  
В два ряда игрушки.  
Рядом с мартышкой – 
Плюшевый мишка. 
Вместе с лисой – 
Зайка косой. 
Следом за ними – 
Ёж и лягушка. 
Сколько игрушек 
Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица 
Трём внучатам рукавицы: 
"Это вам на зиму, внуки, 
рукавичек по две штуки. 
Берегите, не теряйте, 
Сколько всех, пересчитайте!"

Подогрела чайка чайник, 
Пригласила девять чаек, 
"Приходите все на чай!" 
Сколько чаек, отвечай!

Белка на елке грибочки сушила, 
Песенку пела и говорила:  
«Мне зимой не знать хлопот,  
Потому что есть грибок:  
Белый, рыжик, два масленка,  
Три веселеньких опенка.  
Подосиновик велик,  
Этим он и знаменит < 
А лисичек ровно шесть.  
Ты попробуй все их счесть!»

Мы с мамой в зоопарке были,  
Зверей с руки весь день кормили.  
Верблюда, зебру, кенгуру  
И длиннохвостую лису.  
Большого серого слона  
Увидеть я едва смогла.  
Скажите мне скорей, друзья,  
Каких зверей видала я?  
А если их вы счесть смогли,  
Вы просто чудо! Молодцы!

Дождик, лей веселей!  
Теплых капель не жалей!  
Пять Сережке, три Антошке,  
Две Валюше и Катюше.  
А для мамы и для папы  
Сорок будет маловато. 
Ну а вы друзья считайте,  
Сколько капель отвечайте!

По тропинке вдоль кустов 
Шло одиннадцать хвостов. 
Сосчитать я также смог, 
Что шагало тридцать ног. 
Это вместе шли куда-то 
Петухи и поросята. 
А теперь вопрос таков: 
Сколько было петухов? 
И узнать я был бы рад 
Сколько было поросят? 
Ты сумел найти ответ? 
До свиданья, всем привет! 
Н.Разговоров 
Вдоль овражка 
Шла фуражка, 
Две косынки, 
Три корзинки, 
А за ними шла упрямо 
Белоснежная панама. 
Сколько всего шло детей? 
Отвечай поскорей!

Как-то вечером к медведю 
На пирог пришли соседи: 
Ёж, барсук, енот, "косой", 
Волк с плутовкою лисой. 
А медведь никак не мог 
Разделить на всех пирог. 
От труда медведь вспотел - 
Он считать ведь не умел! 
Помоги ему скорей - 
Посчитай-ка всех зверей. 
Б.Заходер

Математические игры.

Считай, не ошибись.

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

 

 

Найди игрушку.

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.

Знакомимся с цифрами.

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

 

Угадайка.

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

 

У кого больше.

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.

Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

Ласковые лапки.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

Найди и назови.

Игра на развитие ориентирования в пространстве.

В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

 

Найди домик.

Игра для развития устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок с изображением  животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями.

 

Математический КВН в подготовительной группе

Цель: закреплять знания детей о составе числа и смежных числах.

Информация о работе Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников