Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Содержание

Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.docx

— 114.60 Кб (Скачать файл)

-волнистой,

-ломаной

 

(Показ карточек  с изображением прямых ломаных  волнистых линий)

 

Воспитатель

Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?

(Обсуждение)

 

Воспитатель

Как можно назвать улицы математическим языком?

 

Дети.

Улица математических знаков.

Примерная.

Задачкина.

Геометрическая.

Числовая.

Воспитатель

Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.

Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.

Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделимся на отделы.

-Кто будет создавать  улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров….

 

(Делятся на  группы)

 

Воспитатель

В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.

 

(Выбирают ответственного.)

 

Воспитатель

Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы.

 

(Проговариваем)

 

Воспитатель

Сейчас вам нужно будет составить план работы. Кто чем будет заниматься.

 

Дети распределяют деятельность (кто, чем будет заниматься, воспитатель контролирует.

 

Воспитатель.

Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.

Чтобы легче было работать, проведём разминку.

Физкультминутка.

Раз – нагнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Пожалуйста, приступайте.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Презентация.

 

Воспитатель

А сейчас наступил самый ответственный момент.

Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выйдет к мольберту, расскажет о своей работе. Потом остальные члены отдела дополнят рассказ.

 

(Называет улицу, жителей. Рассказывает о жителях. Свою работу крепит на мольберт, составляя город.)

 

Числовая улица.

Наша улица называется «Числовая».

На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5. 3 и 6. 5 больше3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5 меньше 6. Число 5 может иметь 2 деток. 1и4. Или 2и3. Или 5 и 1.

 

Улица математических знаков.

(Какие бывают, где ставятся)

 

Геометрическая.

(Какие бывают и почему  их так называют)

 

Улица задач.

(Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.)

 

Улица примеров.

(Что такое «пример»  в математике, назвать несколько  примеров.)

 

После защиты приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.

 

Воспитатель

– А вы хотели бы пожить в этом городе?

Как вы думаете, понравится наш город Математике?

Исполнили мы её просьбу?

 

Постановка новой проблемы.

Воспитатель

А кто скажет, зачем нужна Математика?

 

(Ответы детей)

 

Воспитатель

Кому она нужна?

 

(Ответы детей)

 

Воспитатель

Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна?

Хорошо. Об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и поищем жителей нашего города в природе.

 

Рекомендации родителям - как организовать познавательную деятельность детей

 

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

- становление и укрепление  общей познавательной мотивации, которая является основной основой  формирования учебной мотивации  на этапе подготовки ребёнка  к школе;

- формирования умения  ставить перед собой цели исследования  окружающего мира и поиска  дополнительной информации о  нём;

- формирование специфических  способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных  навыков работы информацией; развития  интеллектуальных операций (формирование  основ логического мышления);

- развитее речи как  средства передачи информации  и активизации мышления;

- развитие восприятия.

 

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

 

Живые объекты, природа:

- различение живого и  неживого;

- бережное и уважительное  отношение к живому;

-готовность заботиться  о ком-то или чем-то;

- представление о правилах  безопасного поведения.

 

Неживые объекты, предметы:

- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребёнку, как  им пользоваться;

- технические средства, включая  средства передвижения,- знакомство  с их устройством, правилами эксплуатации  и пользования;

- игрушки - ребенок использует  по своему усмотрению;

- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное  к ним отношение.

 

Способы и приёмы действий (технологии).

 

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

 

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

 

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

 

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

 

1. Любознательные дети  растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что  вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим  ребёнком.

 

2. Говорите с ребёнком  – сначала называя окружающие  предметы, позже – действия, затем  – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

 

3. Задавайте ребёнку старшего  возраста как можно чаще вопрос "Как ты думаешь?"

 

4. Всегда внимательно  выслушивайте рассуждения ребёнка  и никогда не иронизируйте  над ними. Уважайте его интеллектуальный  труд.

 

5. Отыскивайте и приносите  домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть  он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это  всегда общение "навырост".

 

6. По возможности много  путешествуйте с ребёнком.

 

7. Приглашайте в дом  интересных людей, при общении  с ними не отправляйте ребёнка  «поиграть в соседней комнате».

 

8. Ходите с ребёнком  в музеи.

 

9. Проводите совместные  наблюдения и опыты.

 

10. Эмоционально поддерживайте  исследовательскую деятельность  ребёнка. Поощряйте его инициативу  и самостоятельность. Создавайте  условия для реализации его  творческих замыслов.

 

11. Сделайте свои увлечения  предметом общения с ребёнком.

 

Рекомендации по возрастным группам 

Создание предметной среды 5-7 лет

 

В развивающую среду должны входить:

 

- глобус, физическая карта мира и России;

- разнообразные коллекции;

- измерительные приборы  и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские  энциклопедии с картинками (звери  должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и  природную окраску) или хорошими  фотографиями;

- азбуки картинные, книги  для первого чтения;

- авторские сказки;

- былины, мифы, легенды;

- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие  приборы для их показа;

- детский фотоаппарат  с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

- детский микроскоп, наборы "Юный химик", "Юный физик";

- часы настенные и календарь;

- настольно-печатные игры  – лото, пазлы;

- настольные игры –  домино, шашки, шахматы;

- чистые листы белой  бумаги, фломастеры, краски акварельные  и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага  в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для  занятий по типу учебной зоны  школьника


Информация о работе Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников