Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Содержание

Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.docx

— 114.60 Кб (Скачать файл)

Задачи:

1. Упражнять в решении  задач на сложение и вычитание, самостоятельном составлении задач, счет в прямом порядке на  закрепление цифр

2. Проверить правильность  изображения геометрических фигур, расположение на листе бумаги.

3. Развивать внимание, сообразительность.

Оснащение: силуэты двух домов: четырехэтажного и пятиэтажного. Два набора карточек с цифрами: от 0 до 5 и от 0 до 6. Квадратный лист бумаги, фломастеры. Мяч. 10 кругов – "кочки". Два набора бумажных "лепестков" и "серединок" ромашек.

Непосредственная образовательная деятельность.

Воспитатель: Ребята, скоро вы станете первоклассниками. Сегодня мы узнаем, как вы готовитесь к школе. Для этого мы собрались в Клубе Веселых и находчивых. Вы будете решать задачи, выполнять задания на смекалку. В заседании Клуба принимают участие две команды: "Знайки" и "Почемучки".

В состав жюри входят заведующий, старший воспитатель и воспитатель старшей группы.

В наш Клуб мы пригласили клоунов Лепу и Клепу, но прийти они не смогли, так как у них сейчас идут занятия в цирковой школе. Но они заранее подготовили для вас задание. Чтобы успешно его выполнить, проведем разминку. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы.

1. Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (Ноты)

2. Две-в руках, две-в ногах,

Не провалишься в снегах,

А проедешь без труда-

Только лягут два следа. (Лыжи)

3. В одном аквариуме 4 рыбки,

А в другом – ни одной.

Сколько рыбок в двух аквариумах?   (4)

4. На столе 4 яблока.

Одно из них разрезали пополам.

Сколько яблок на столе?   (4)

5. Курица, стоящая на двух  ногах, весит 2 кг.

Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?     (2 кг)

6. Три человека ждали  поезд 3 часа.

Сколько ждал каждый?     (3 часа)

 

В.: Молодцы! Теперь вы без труда сможете выполнить задание клоунов. В нем говорится, что Лепа и Клепа живут на улице Веселых Человечков: Лепа в доме № 5, Клепа в доме № 6(прикрепить дома). В эти дома собираются вселиться числа. Клоуны просят расселить числа по этажам так, чтобы на каждом этаже дома № 5 жили числа, составляющие число 5, а в доме №6 жили числа, составляющие число 6. (Работа у доски по 2 человека от каждой команды). Проверка детьми.

А сейчас конкурс капитанов. Сейчас мы проверим, дружите ли вы с геометрическими фигурами. Нужно нарисовать на квадратном листе белой бумаги разные геометрические фигуры, закрасить их, назвать и описать расположение фигур на квадрате.

В.: Пока капитаны выполняют задание, команды вспомнят загадки и загадают их своим соперникам.

1. У кого одна нога,

   Да и та без  башмака?   (У гриба)

2.Два близнеца – два  братца

   На нос верхом  садятся.   (Очки)

3. Пять братьев - у всех  одно имя,

   Годами равные, ростом  разные. (Пальцы)

4. Четыре, а ходить не  может. (Стол)

5. В году у дедушки - четыре имени.

   Что это?     (Зима, Вена, Лето, Осень)

6. Я так мила, я так  кругла,

Я состою из двух кружочков.

Как рада, что уже нашла

Себе таких, как вы, дружочков. (Цифра 8)

7. Братцев этих ровно  семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом.

Попрощается последний-

Появляется передний.   (Дни недели)

8. Четыре ушка, два брюшка. Что это?   (Подушка)

 

Проверка задания у капитанов.

Результат жюри.

В.: Давайте поиграем в игру "Дни недели". Я буду бросать мяч и называть вам какой-нибудь день недели. Вы должны поймать мяч и назвать все дни, которые идут вслед за этим днем. (В кругу)

Вход клоуна Лепы.

Физ. минутка. Раз, два – выше голова,

                        Три, четыре – руки шире,

                         Пять, шесть – тихо сесть,

                         Семь, восемь – лень отбросим,

                         Девять, десять – работаем вместе.

В.: Лепа, что случилось? Ведь ты же в цирковой школе должен быть? И что ты ищешь?

Лепа: Я и был в коле. Сейчас идет урок математики, и учитель дала задание найти смешные числа. Вот я и ищу.

В.: Ты все перепутал. Не смешные, а смежные числа.

Лепа: Да не все ли равно-смешные, смежные.

В.: Ребята, объясните Лепе, пожалуйста, что такое смежные числа.

Дети: Это соседи заданного числа.

Лепа: Ничего не понял. Объясните как-то по-другому.

 

Игра "Назови соседей" (воспитатель называет числа)

В.: Ты понял, Лепа, какие числа называются смежными?

Тепа: Теперь понял.

В.: Наши дети умеют считать в прямом и обратном порядке и знают цифры.

Игра "Не промочи ноги"

Лепа: Ой, умеют они считать, нашли, чем хвалиться! Мы в школе уже задачи решаем.

В.: Сейчас мы проверим, как ты задачи решаешь. Представь, что тебе дали пять конфет. Одну конфету ты отдал Клепе. Сколько конфет у тебя осталось?

Лепа.: Пять.

В.:Пять?

Лепа: Пять.

В.: Ну почему пять, ведь ты отдал одну?

Лепа: Никому не отдам, я сам конфеты люблю!

В.: Дети, правильно Лепа решил задачу?

Дети: Нет!

В.:Сколько конфет у него должно остаться?

Дети: Четыре.

В.: Правильно! Лепа, с друзьями надо делиться. Тебе не стыдно?

Лепа: Стыдно.

В.: Ладно, поверим тебе. Слушай задачу. У тебя два воздушных шара и у Клепы – один. Сколько шаров у вас обоих вместе?

Лепа: А что мы будем делать с этими шарами?

В.: Зачем тебе это нужно знать?

Лепа: Надо!

В.: Представь, что вы пойдете с ними на парад.

Лепа: А ветер на улице будет?

В.: Допустим, будет.

Лепа: Сильный?

В.: Сильный.

Лепа: Тогда у нас не будет ни одного шара.

В.: Почему?

Лепа: Потому что ветер унесет в небо.

В.: Дети, правильно Лепа решил задачу?

Дети: Нет!

В.: Скажите, сколько всего шариков у Лепы и Клепы?

Дети: Три.

В.: Лепа, ты нас, конечно, развеселил, но эту задачу ты не решил.

Лепа: Какие-то задачи у вас неправильные. Пусть дети сами придумают задачи (диаграммы на сложение и вычитание) (по три задачи от каждой команды, решение у доски по 1 задаче).

После решения. Из чего состоит задача?

Результат жюри.

Лепа: Хвалит детей. Я хочу посмотреть, как вы из бумажных лепестков цветы умеете собирать. Одной команде состав числа 7, а другой -8 (по 2 человека от команды).

Игра «Собери цветок».

Проверка задания. Клоун хвалит детей.

Лепа: Я понял, что мне еще надо учиться и учиться, чтобы стать таким же умным и сообразительным, как вы. До свидания!

В.: Молодцы, ребята! Вы все старались не подвести свою команду. Хорошо придумывали и решали задачи, считали, располагали геометрические фигуры на листе и описывали их расположение. Вы уже знаете, что такое смежные числа, умеете составлять число из двух меньших. Каждый из вас может с гордостью носить звание члена Клуба Веселых и Находчивых.

Слово жюри.

 

Конспект развлечения по развитию математических представлений в подготовительной группе

Задачи:

1. Закреплять знания о геометрических фигурах, о составе числа из двух меньших;

2. Упражнять в ориентировке по плану, в счете до 10;

3. Развивать глазомер, мышление, сообразительность.                              

Ход развлечения

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поиграть в игру «Что? Где? Когда?»

Итак, представляем участников игры:

1. Снегирева Ксения –  мечтает стать зубным врачом.

2. Иванов Андрей – хочет  стать машинистом.

3. Титова Оля – любит  делать прически и будет парикмахером.

4. Ледовских Катя – будущий кондитер.

5. Снегова Алина – хочет работать в детском саду.

6. Съедин Алеша – будущий водитель.

7. Афанасов Саша – любит  хоккей, и хочет стать профессиональным  хоккеистом.

8. Капитан команды –  Шилов Коля – будущий милиционер.

Послушайте правила игры:

Капитан команды крутит волчок. На какую цифру укажет стрелка, на тот вопрос и будет отвечать команда. На обдумывание вопроса дается 2 минуты (ставлю песочные часы). За 2 минуты высыпается песок.

А теперь мы начинаем игру.

1 раунд.

Против знатоков играет заведующий детским садом "Василек" Бабушкина Светлана Викторовна.

Внимание, вопрос: Вы должны сложить 4-х этажный дом с четырьмя окошками на каждом этаже. Окошки должны быть закрыты. (Д/игра "Рамки и вкладыши Монтессори").

А теперь расскажите, какой формы окошки получились у вас на каждом этаже.

2 раунд.

Против знатоков играет старший воспитатель детского сада"Василек" Глазкова Лидия Владимировна.

Внимание, задание: Перед вами фигура, состоящая из 9 квадратов. Нужно убрать 4 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов. В фигуре, похожей на грибок, переложить три палочки, чтобы получилось 4 треугольника. (Упражнения на выкладывание из палочек)

3 раунд.

Супер – блиц. Против знатоков играет воспитатель подготовительной группы Хамидуллина Гуля Захаровна.

Играет капитан команды.

Внимание, вопрос: На таблице нарисованы домики, но в одном ряду домика не хватает. Его надо дорисовать. Почему ты дорисовал такой домик? Какой формы окошко? Какой формы крыша?

4 раунд.

Сектор № 4. Против знатоков играет музыкальный руководитель Пригоннова Наталья Геннадьевна. Она прислала вот такой дом. Сколько в нем этажей? Кто живет в доме? Одинаковое количество жильцов на каждом этаже? Сколько мишек живет на 1 этаже? (и т.д.). Какой № дома?

Внимание, задание: На каждом этаже должно жить столько зверюшек, какой № дома (7).

Как вы расселили их? Расскажите.

Например: 7 – это 6 мишек и 1 белочка. 7 – это 6 и 1 (Игра «Рассели зверюшек»).

5 раунд.

Сектор № 3. Против знатоков играет руководитель физической культуры Егорова Раиса Григорьевна.

Она прислала вам игру "Кто первый?" (по 1 комплекту на 2-х детей).

Внимание, задание: Вам надо подобрать из частей полосок мостик, веревочку, лестницу, чтобы добраться до флажка. Там вы найдете сюрприз. Играете вы по двое. Если 1 играющий ошибается, то ход переходит к другому игроку. Ваш путь обозначается фишками разного цвета.

Следующий сектор – музыкальная пауза.

Дети выполняют разминку ("Танец маленьких утят").

6 раунд.

Против знатоков играет воспитатель средней группы Королева Альфия Камильевна.

Она передала вам вот этот план. (Игра "Как найти дорожку").

В этом лесу растет елочка, под которой живут 3 поросенка. Вот вам небольшая подсказка (схемы). Даю по 1 плану на 2-х детей. Расскажите, как вы будете идти. Все нашли эту елочку?

Ну, вот все задания выполнены.

В конце победители – знатоки награждаются призами – оригами и памятными дипломами.

 

НОД по ФЭМП "Сокровища Старого Замка"в подготовительной группе

Обучающие задачи:

Уточнить и закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Закрепить знания о составе чисел 4, 5, 6, 7, из двух меньших чисел.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математической деятельности.

Демонстрационный материал: модели дней недели, времен года, картинки с изображением месяцев домика для заселения цифр.

Оборудование: магнитная доска, корабль, игры Воскобовича.

Ход деятельности:

Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей. Рассаживаются на ковре перед ними лежат матросские шапки или воротники.

Воспитатель: Ребята я сегодня читала газету и увидела одно объявление, которое меня заинтересовало. Вот оно послушайте. "Фея Математики приглашает умных, внимательных и сообразительных на поиски клада".

Ребята я предлагаю воспользоваться предложением нашей Феи и отправиться в морское путешествие. Поскольку в пути нас будет ждать много заданий, то и наша команда должна уметь справляться со всеми заданиями какими трудными они не были, и поэтому я устрою вам небольшую проверку.

Воспитатель: Если мы завтракаем утром, то ужинаем…

Дети: вечером.

Воспитатель: Если сегодня вторник, то завтра будет …

Дети: среда.

Воспитатель: Если сейчас декабрь, то следующий месяц будет…

Дети: январь.

Воспитатель: Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа …

Дети: позже Саши.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся на остров?!

Воспитатель: Я предлагаю вам из геометрических фигур построить нам транспорт.

Воспитатель: Приступайте к строительству.

Дети работают за столом.

- Я предлагаю вам разбиться  на пары о из геометрических  фигур, которые находятся на столе  построить нам трнаспорт.

- Из каких геометрических  фигур он состоит?

- Какого они цвета?

Воспитатель: Вот и все готово. У нас есть машина на которой мы доедем до порта. А я слышу гудок парохода и предлагаю добраться на остров на корабле. Ну, вот мы и готовы ну что отправляемся.

Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.

Вы сейчас должны сосчитать до 10 и обратно.

И вот мы уже в море.

Воспитатель: – Ой, а на море опустился туман времени. Я думаю, что это Фея усложняет нам путь. А на нашем корабле появилась доска с заданием. Нам надо его выполнить. А туман рассеется только после того как мы выполним задние и соберем модель дней недели.

- Ребята, а что означает  этот круг? Это модель обозначает  дни недели. По стой модели  Фея узнает какой сегодня день  недели.

Информация о работе Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников