Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образовательные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знании предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Содержание

Введение..........................................................................................стр.2
Глава I. Теоретические основы проблемы математического развития детей на современном этапе…………….………………………...........стр.6
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам математического развития детей дошкольного возраста………....стр.6
1.2. Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике ………………………………………………………….….стр.11
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста………………………………………….…………....................стр.15
Выводы по I главе .…………………………………………………….... стр.21
Глава II. Проект работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...............стр.22
2.1.Изучение опыта работы воспитателей МБДОУ по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста………………………стр. 22
2.2. Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в процессе математического развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..................стр.26
Выводы по II главе…………………….………………….………………стр.30
Заключение………………………………………………………………. стр.31
Список литературы……………………………………………………..стр.32

Вложенные файлы: 1 файл

развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.docx

— 114.60 Кб (Скачать файл)

Сколько всего дней в неделе?

– Какой день недели сегодня?

– Какой день недели был вчера?

– Какой день недели будет завтра?

– Какой день недели между понедельником и средой?

– Какой день недели до вторника?

– Какой день недели после среды?

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье).

Воспитатель: А давайте вспомним, какие занятия у нас в понедельник (вторник и т.д.).

- Ребята, а что будет, если  не станет субботы и воскресенья (понедельника и т.д.)?

- Значит все дни недели  важны и нужны.

Воспитатель: Вот и рассеялся. А я впереди я вижу остров феи Математики, где спрятаны сокровища.

Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание от феи.

Воспитатель предлагает детям выйти из корабля и встать в круг.

Физминутка:

Дети выполняют движения, сопровождающий стихотворный текст

- Ребята, а какое это  задание вы узнаете прослушав  и выполнив движение следующего  стихотворения:

В году четыре времени,

И все они дружны.

Эти 4 времени.

Ребята знать должны! (взяться за руки и пойти по кругу)

Зимой год начинается,

Всё снегом покрывается. (покружиться)

Весною продолжается,

Листочки появляются. (поднимать постепенно руки)

Летом солнце греет,

И листья зеленеют. (руки вверх)

Осенью листва желтеет,

Ветер сорвёт её,

И по полям развеет. (движения руками вправо и влево и присесть)

А после осени опять

Зима год будет продолжать.

Воспитатель: Сколько времен года встречаются в этом стихотворении.

Назовите их.

Сколько месяцев в каждом времени года?

(Ответы детей).

Воспитатель: Какое время года обозначается белым, зеленым, красным и желтым цветом и почему.

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, послушайте я сейчас вам расскажу какой месяц к какому времени года относится.

- Сентябрь, июль, ноябрь –  это осенние месяцы. Нет? Почему?

А какие осенние месяцы?

- Март, январь, февраль –  это зимние месяцы?

- Декабрь, апрель, май –  это весенние месяцы?

- Октябрь, июль, август –  это летние месяцы?

Ну раз вы знаете все месяцы, то предлагаю выполнить задание, которое нам оставила Фея Математика.

Воспитатель: Поиграем в игру "Найди свое время года". Подойдите и возьмите карточки с названием месяца.

На полу находится модель времен года дети должны разложить картинки с месяцами на модель с временами года.. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.

Воспитатель: - Ну, вот вы и справились с заданием. Молодцы.

Воспитатель: Ребята я здесь на острове услышала странные разговоры.

Вот послушайте их. И скажите мне, что в них не так.

Двое жителей острова разговаривали друг с другом: "Я вчера поеду к бабушке на соседний остров", - сообщил один.

"А я завтра был  у своей бабушки" - похвастался другой.

Как следовало сказать.

"На улице стоял жаркий день и светило ярко солнце. Кругом цвели цветы и летали бабочки. Поэтому я шубу, взял санки и пошел кататься с ледяной горки".

Воспитатель: Ну вот мы и добрались до замка, где спрятаны сокровища. Но чтобы попасть в замок нам нужен ключ. А для того, чтобы мы его нашли нам нужно заселить эти домики жителями.

Воспитатель: Мы справились еще с одним заданием.

Воспитатель: Осталось только открыть дверь, но для этого нам нужен ключ.

Но Фея Математика снова хочет нас запутать и поэтому она оставила несколько ключей и нам надо угадать, который из них подойдет.

(Дети открывают коробку в которой находятся игры по математике и письмо от феи).

Фея благодарит вас за хорошую игру и дарит вам эти сокровища. Эти игры помогут вам учиться и много знать.

Ой, ребята, а здесь письмо от феи.

"Ребята эти  сокровища ваши. Я с удовольствие  дарю их вам. Потому что вы  самые умные и внимательные. Я  дарю вам эти игры, чтобы вы  могли и дальше учиться считать  и календарь для того чтобы  вы не путались во времени".

Воспитатель: А нам пора в детский сад. Приглашаю вас на корабль. Закройте глаза. Обратный счет.

– Вот и закончилось наше путешествие.

– Кто считает, что он занимался хорошо?

– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.

 

Конспект интегрированного НОД по ФЭМП

Тема: Счет до 5. Порядковый счет до 5. Геометрические фигуры

Цель: Тренировать в порядковом счете до 5. Уметь различать и называть геометрические фигуры.

Интеграция образовательных областей: "Познание" (ФЭМП,) "Художественное творчество" (Рисование), "Музыка", "Физическая культура", "Коммуникация", "Социализация".

Оборудование и материалы: Мягкая игрушка (любая), 5 предметов мебели (любые), карточки с изображением пяти табуреток с сидящими на них животными, чудесный мешочек с геометрическими фигурами, бубен (или музыка, 5 обручей, карточки с количественными ягодами (или цифрами), конверт с бумажными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), магнитная доска, ½ альбомного листа, краски, кисточки, стаканчики с водой для каждого ребенка.

Ход деятельности:

1. Приходит Тигренок (любая  мягкая игрушка) с коробкой с  предметами мебели. Приветственная  речь. Ему надо помочь посчитать. Воспитатель ставит 5 предметов мебели  и задает вопросы:

- Диван, у нас какой  по счету стоит? Первый.

- Большой, стул какой по  счету стоит? Второй.

- Каким по счету стоит  кресло? Третьим.

- А маленький стул, каким  по счету стоит? Четвертым.

- Стол, каким по счету  стоит? Пятым.

Дети повторяют порядковый счет хором и индивидуально: первый, второй, третье, четвертый, пятый.

Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно ответили на вопросы, справились с заданием. Тигренок говорит вам спасибо за помощь.

2. Воспитатель: Ребята, у  вас на столе лежат карточки, посмотрите, пожалуйста.

- Посчитайте, сколько табуреток  нарисовано? - 5.

- А кто сидит на этих  табуретках? – животные.

- Альмир, посмотри, кто сидит на первой табуретке?

- Миша, а кто сидит на  четвертой табуретке?

- Алексия, а кто сидит  на третьей табуретке?

- Артем, а кто сидит  на второй табуретке?

- Вика, а кто сидит на  пятой табуретке?

Воспитатель: Тигренок говорит вам спасибо, всех моих друзей узнали.

3. Воспитатель: Тигренок  еще принес для вас чудесный  мешочек, там находятся геометрические  фигуры, только он незнает как они называются. Сейчас ребята мы с вами немного поиграем.

Игра "Чудесный мешочек".

В мешочке лежат разные геометрически фигуры. Дети по очереди опускают руку в мешочек, определяют на ощупь фигуру, называют её и вынимают. Остальные дети проверяют, правильно ли названа фигура.

Воспитатель: - Молодцы ребята и с геометрическими фигурами помогли тигренку разобраться, теперь он будет знать, как они правильно называются.

 

4. Физминутка.

Дети выполняют прыжки под стук бубна и считают, сколько раз они подпрыгнули (до 5 прыжков). Игра повторяется 3-4 раза.

5. Игра с цифрами.

В руках у детей карточки с количественными ягодами, на полу 5 обручей, в обручах карточки с цифрами. Под звук бубна или под музыку дети бегают, прыгают, а после сигнала (бубна, музыки) должны встать в обручи с соответствующей цифрой. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет цифры местами в обручах. Игра повторяется 3 раза.

6. Воспитатель: У Тигренка  в коробке еще есть для вас  сюрприз - Конверт с загадками (про  геометрические фигуры). После каждой  разгаданной загадки воспитатель  достает фигуру и вешает на  доску. Послушайте первую загадку:

*Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (Круг)

*На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла, три стороны

Меж собой соедини

Получился не угольник

А красивый … (Треугольник)

*Я фигура – хоть куда

Очень ровная всегда

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат

Потому что я … (Квадрат)

*Четыре угла, как квадрат я имею.

Но только квадратом назваться не смею,

И все же, похож на квадрат, между прочим,

Две длинные стороны и две покороче.  (Прямоугольник)

*Он похожий на яйцо, или на твоё лицо

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал

Получился вдруг… (Овал)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали!

7. Художественное  творчество.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами порисуем. Будем раскрашивать геометрические фигуры. Сначала нарисуем контур фигуры и потом раскрасим.

Круг – зеленым. Треугольник – синим. Квадрат – красным.

Воспитатель: А какие красивые и аккуратные геометрические фигуры у вас получились? Дети отвечают хором и индивидуально.

8. Итог деятельности:

- Вам понравилось занятие, а что понравилось больше всего?

Все ребята молодцы! Хорошо справились с заданием. И Тигренку тоже помогли. Тигренок вам очень благодарен и очень рад тому, что он теперь умеет считать до 5, знает как называются геометрические фигуры.

 

Проект по математике Тема: «Город математики».

 

Краткосрочный - 1 занятие.

Познавательно-творческий

 

Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка.

 

Задачи:

Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

 

Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

 

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

 

Планируемый результат:

Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.

Дети должны научиться:

- ставить цель и задачи  проекта,

- составить план работы  по выполнению проекта,

- разбиваться на группы,

-распределить роли внутри  группы,

-определить необходимые  для реализации проекта материалы,

-представить результат  проделанной работы.

 

Материал:

Карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики.

Числовая дорожка. Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Карточки с изображением прямых, ломаных, волнистых линий

Письмо от Математики.

Магнитофон. Магнитная доска.

 

Место проведения: групповая комната.

 

Предварительная работа

Знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания.

 

Моделирование проблемной ситуации

Введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.

Распределение вида деятельности.

 

Воспитатель

Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.

 

Письмо.

Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем детском городке – «Детский сад №1». Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.

 

Воспитатель.

Ребята, мы можем помочь Математике?

 

Дети.

Да.

 

Воспитатель.

Какую поставим цель?

 

Дети.

Нужно построить город.

 

Воспитатель

Что вы можете предложить?

 

Дети.

Сделать дома из коробок,

из конструкторских кирпичиков,

из кубиков

нарисовать город.

 

Воспитатель.

Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?

 

Дети.

Нет.

 

Воспитатель.

На каком варианте остановимся?

 

Дети.

Нарисовать улицы города и жителей этого города.

 

Воспитатель.

А какой мы материал мы будем применять?

 

Дети.

Бумагу

Карандаши

Фломастеры.

 

Реализация проекта.

Закрепление знаний геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач. Изготовление составляющих для макета города

 

Воспитатель

Ребята, а чем мы занимается на математике?

 

Дети.

Решаем примеры.

Решаем задачи.

Изучаем цифры.

Учим геометрические фигуры.

 

Воспитатель

Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?

 

Дети.

Цифры

Числа.

 

Воспитатель.

Какие цифры вы знаете?

 

Дети.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0

(Числовая дорожка)

 

Воспитатель.

Поставьте их по порядку.

(Выполнение задания)

 

Воспитатель.

Какие знаете геометрические фигуры?

 

Дети.

Круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал.

 

Воспитатель.

У вас на столе лежат блоки. Возьмите их так: девочки- треугольники, мальчики- квадраты.

(Модели геометрических  фигур. Блоки Дьенеша.)

Где они могут жить эти геометрические фигуры?

Какой формы будут дома, в этом городе?

 

Дети.

Квадратные,

Прямоугольные

Круглые.

 

Воспитатель

Какие будут дороги на улицах?

 

Дети.

Прямые.

Ломаные

Волнистые.

 

Воспитатель

Покажите карточку с прямой линией,

Информация о работе Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников