Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

    - вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;

    - задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий;

    - задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

     Для второго этапа протекания  познавательной деятельности необходима  система упражнений, в которой  способ выполнения очередного  задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

     В эту систему упражнений целесообразно  включать и задания, требующие  многократного повторения одной  и той же операции. Этим создаются  для обучаемых наиболее трудные  условия для переключения с  одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными.

     В зависимости от уровня познавательной  активности обучающихся в учебном  процессе различают пассивное  и активное обучение.

     При пассивном обучении учащийся  выступает в роли объекта учебной  деятельности: он должен усвоить  и воспроизвести материал, который  передается ему преподавателем  или другим источником знаний. Обычно это происходит при  использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.

     При активном обучении учащийся  в большей степени становится  субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

     Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:

    1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по  следующим показателям: степень  участия в обсуждаемых на занятиях  проблемах; полнота ответов; самостоятельность  суждений; вопросы к преподавателю,  их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

    2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).

    3. Определенный уровень самостоятельности  в изучении наук.

    4. Достижение достаточно высокого  уровня познавательного общения  между обучаемыми и преподавателями.

    5. Высокое качество знаний и  их соответствие требованиям программ. 
 
 

 

    1.2 Направления и  условия эффективного  развития познавательной  активности у обучаемых

     Создание учебной потребности  возможно за счет построения  направленного затруднения или  затруднения в действии, преодоление  которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельности, которую он не мог успешно осуществлять из-за отсутствия способности к ней.

     Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых на занятиях по экономическим дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям:

    1. Целеустремленное развитие мотивов  активного познания у обучаемых.

    2. Творческое сотрудничество преподавателей  и обучаемых на занятиях. 3.Широкое  внедрение в процесс проведения  занятий диалога и дискуссии. 4.Индивидуализация работы по  развитию познавательной активности.

     Активизация учебной деятельности, в том числе и коммуникативная активность подразумевает активное участие всех обучающихся в учебной деятельности, для чего эта последняя должна быть мотивированной и достаточно интересной. Важно, чтобы вся учебная деятельность учащихся протекала в обстановке непосредственного общения. Групповое взаимодействие обучающихся, направленное на решение стоящей учебной задачи, в которое каждый ученик вносит свой вклад, стимулирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. В этой связи приоритетными должны быть творческие виды работы, требующие совместного поиска решения поставленной задачи.

     Одним из важных условий активизации  учащегося является присвоение  ему определенной роли в процессе использования различных игровых форм обучения, в первую очередь ролевых игр. Игра раскрепощает учащегося, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов.

     Активизация деятельности учащихся  в значительной мере зависит  от преподавателя, который создает  обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

     Принцип коллективного взаимодействия выражается в том, что учащиеся одного учебного коллектива координируют свои усилия и совместно, сообща решают разнообразные учебные задачи и проблемы реальной жизни. С этой целью учащиеся объединяются в пары, группы или работают все вместе. В этой связи весьма существенную роль играют различия в уровне информированности по тому или иному вопросу, различия во взглядах и вкусах. Именно эти различия делают общение мотивированным и интересным для всех участников.

     Успех коллективного взаимодействия в значительной мере определяется состоянием психологического комфорта, раскованностью, которые должны быть созданы на занятии. Это обеспечит непринуждённость в общении, свободу обмена мнениями.

     Ведущим принципом активизации  познавательной деятельности учащихся является положение о двуплановости процесса обучения, сформулированное

     Г. Лозановым. В его понимании  двуплановость - это, прежде всего,  одновременная опора на сознательное  и подсознательное владение навыками  речи, максимальная опора на эмоциональные и другие процессы, взаимодействующие с процессами усвоения, облегчающие их протекание [7, с. 15]. 

     Важнейшая задача - организовать  учебную деятельность так, чтобы  материал запоминался тогда, когда  учащийся занят непосредственно  материалом, а не специально запоминанием этого материала.

     Второй принцип метода активизации  сводится к глобальному использованию  всех средств воздействия на  психику учащегося. Здесь имеется  в виду не только опора на  слуховое и зрительное восприятие, но и, например, создание у учащегося эмоционального состояния, способствующего оптимизации любой его деятельности, положительно влияющего на эффективность усвоения.

     Создание на занятиях благоприятного  эмоционального климата и эмоциональная  активизация учащихся также являются средством воздействия на личность обучаемого и играют положительную воспитательную роль.

     На основе принятой в СПО системы обучения можно выделить следующие основные направления развития мотивации обучаемых:

    1.Наличие эффективной системы  контроля за успеваемостью с зависящей от нее системой поощрения (льготы, стипендии, послевузовское распределение и др.);

    2.Оптимизация структурно-логической  схемы учебного процесса (взаимосвязь  и очередность изучаемых дисциплин);

    3.Организация возможности выбора  вида и способа подготовки, индивидуализация обучения;

    4. Использование методов активного  обучения;

    5.Высокий уровень материально-технического  обеспечения учебного процесса;

    6.Организация современной инфраструктуры СПО;

    7.Простота и удобство получения  и использования учебного и научного инструментария, специальной литературы, консультаций и т.п. 

     Таким образом, активизация познавательной  деятельности является комплексным  процессом, включающим ряд взаимосвязанных  мероприятий.

     Отсюда основные направления  активизации познавательной деятельности обучаемых можно свести в три группы.

     Первая группа: формирование у  обучаемых мотивов и потребностей  к учебе, овладению знаниями, навыками  и умениями по своей будущей  специальности; формирование у  обучаемых приемов, навыков и умений учебной работы.

     Вторая группа: обеспечение единства  образовательной, развивающей и  воспитывающей задач процесса  обучения; совершенствование форм  и методов обучения учащихся; педагогически правильное использование  преподавателями принципов дидактики в учебной работе; повышение эффективности и обеспечения регулярности контроля и оценки знаний навыков и умений; рациональная организация практической подготовки обучаемых.

     Третья группа: вовлечение обучаемых  в активное участи во вне  учебных мероприятиях; выработка и правильное использование системы педагогических и психологических стимулов учебной деятельности обучаемых; установление тесных межпредметных связей в преподавании; постоянное совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

     Реализация на практике этих  направлений позволит повысить  качество знаний обучаемых, вооружить  их методами научного подхода  к анализу различных явлений  и процессов, выработать у них  необходимые профессиональные качества.

 

    1.3 Развитие познавательных  способностей обучающихся

     В процессе учебной деятельности  учащегося, большую роль играет  уровень развития познавательных  процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие  и совершенствование познавательных  процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей учащихся.

     Внимание - это форма организации  познавательной деятельности во  многом зависит от степени  сформированости такого познавательного процесса как внимание.

     В учебный материал должны  включаться содержательно-логические  задания, направленные на развитие  различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения  переключать внимание с одного  предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

     Восприятие - это основной познавательный  процесс чувственного отражения  действительности, ее предметов  и явлений при их непосредственном  действии на органы чувств. Оно  является основой мышления и  практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

     Интеллект человека, в первую  очередь, определяется не суммой  накопленных им знаний, а высоким  уровнем логического мышления.

     Регулярное использование на  занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных  возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

     Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

     Значительно повышает возможности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучаемыми на занятии:

Информация о работе Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО