Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

    4. Обеспечение направленности обучения на развитие активной мыслительной деятельности обучаемых в процессе занятий.

    5. Обеспечение регулярности и  повышения эффективности контроля  знаний навыков и умений обучаемых.

    6. Комплексное, педагогически целенаправленное  использование в процессе обучения современных ТСО.

    7. Использование системы психолого-педагогических  стимуляторов активной познавательной  деятельности обучаемых.

    8. Обеспечение эмоциональности обучения  и создания благоприятной учебной атмосферы [6, с. 33].

     Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Формирование познавательной активности обучаемых в процессе профессиональной подготовки в вузе является первостепенной задачей профессорско- преподавательского состава. Познавательная активность основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к будущей профессии у обучаемых может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны деятельности, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.

     Известно, что познавательный интерес  по учебным дисциплинам формируется  при условии высокой активности  преподавателей постоянного совершенствования  ими своим профессиональных знаний, методики преподавания. Преподаватель-ученый, внесший в развитие в данной области науки весомый вклад, уже является той притягательной силой, которая формирует познавательный интерес к нему как личности, а также к дисциплине, которую он преподает.

 

   

   2.3 Виды методов активного  обучения

     При активном обучении педагог  выполняет функцию помощника  в работе, одного из источников  информации. Центральное место в  его деятельности занимает не  отдельный учащийся как индивид,  а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

     Активные методы обучения позволяют  интенсифицировать процесс понимания,  усвоения и творческого применения  знаний при решении экономических  задач. В настоящее время в  вузах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

    1. Проблемное обучение

    2. Игровые формы обучения

    3. Дискуссия

   Проблемный  метод обучения

   Проблемное  обучение возникло как результат  достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [5, с. 46].

     Можно указать следующие общие функции проблемного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам: 

    • усвоение  учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности,
    • развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,
    • формирование диалектического мышления учащихся,
    • формирование всесторонне развитой личности.

     Кроме этого, проблемное обучение  имеет и следующие функции:

    • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),
    • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,
    • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),
    • формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [1, с. 43].

     Проблемное обучение строится  на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

     Поскольку мышление начинается  при столкновении человека с  проблемой, основу экспериментальной  деятельности составляет несколько  этапов:

     · возникновение и создание  проблемной ситуации

     · осознание сущности затруднения  в постановке проблемы

     · нахождение способа решения  путём догадки или выдвижение  предположений и обоснования  гипотез

     · доказательство гипотезы, проверка  правильности решения.

     Познавательная деятельность учащихся  будет считаться самостоятельной,  если в возникающей ситуации  они самостоятельно проходят  основные этапы мыслительного  процесса.

     Однако возникновение проблемных  ситуаций на занятиях по экономическим  дисциплинам и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др.

     Поэтому создание преподавателем  цепи проблемных ситуаций в  различных видах творческой учебной  деятельности учащихся и управление  их мыслительной (поисковой) деятельностью  по усвоению новых знаний путем  самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

     Поскольку показателем проблемности  урока является наличие в его  структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и  представляют внутреннюю часть  структуры проблемного урока [9, с. 30].:

     возникновение проблемной ситуации  и постановка проблемы;

     выдвижение предположений и обоснование  гипотезы;

     доказательство гипотезы;

     проверка правильности решения проблемы

     Таким образом, структура проблемного  урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

     На основании обобщения передового  опыта можно указать несколько  основных способов создания проблемных  ситуаций.

     Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

     Использование учебных и жизненных  ситуаций, возникающих при выполнении  учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

     Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.

     Побуждения учащегося к анализу  фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

     Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их  опытная проверка.

     Побуждение учащихся к сравнению,  сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

     Побуждение учащихся к предварительному  обобщению новых фактов. Учащиеся  получают задание рассмотреть  некоторые факты, явления, содержащиеся  в новом для них материале,  сравнить их с известными и  сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

     Ознакомление учащихся с фактами,  несущими как будто бы необъяснимый  характер и приведшими в истории  науки к постановке научной  проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний. 

     Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета  не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

     Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

    1. Задание должно соответствовать  интеллектуальным возможностям  учащегося. Степень трудности  проблемного задания зависит  от уровня новизны материала  преподавания и от степени  его обобщения.

    2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

     Проблемными заданиями могут  быть:

     усвоение;

     формулировка вопроса;

     практические здания.

     Проблемное задание может привести  к проблемной ситуации только  в случае учета вышеупомянутых  правил.

    3. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

    4. Очень трудную проблемную ситуацию  учитель направляет путем указания  учащемуся причин невыполнения  данного ему практического задания  или невозможности объяснения  им тех или других фактов.

     Подготовленность учащегося к  проблемному учению определяется  прежде всего его умением увидеть  выдвинутую учителем (или возникшую  в ходе урока) проблему, сформулировать  ее, найти пути решения и решить  эффективными приемами.

     Из проблемной ситуации может  быть 4 выхода:

    1. Преподаватель сам ставит и решет проблему;
    2. Преподаватель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
    3. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
    4. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

     Таким образом, проблемное обучение - тип обучения, обеспечивающий, в  сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления учащегося и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Информация о работе Развитие познавательной активности обучающихся в процессе обучения экономике в учреждениях СПО