Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………
2) создать доброжелательную
3) сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию) [6, с. 12];
4) добиваться однозначного
5) мягко вводить группу в
6) руководить дискуссией: поддерживать
высокий уровень активности
7) мобильно фиксировать
8) оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.
В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью - ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого.
Приемы введения в дискуссию: предъявление проблемной производственной ситуации; постановка проблемных вопросов; демонстрация видеосюжета; ролевое проигрывание проблемной ситуации; анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме; альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).
Приемы, повышающие эффективность
группового обсуждения : уточняющие
вопросы, побуждающие более
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.
Итак, отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.
Заключение
Таким образом, познавательная
активность не сводится к
Эффективное развитие
Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно интересным.
Активные методы обучения
Среди них выделяют проблемный метод, игровой метод, метод дискуссии.
На уроках с использованием
активных методов учащийся
Овладев этими приемами, учащиеся
становятся более
Поэтому, решая задачу подготовки будущих
специалистов еще в стенах учебных заведений
к выполнению своих профессиональных
обязанностей, образование должно уделять
большое внимание развитию у них потенциала
самообучения.
Список использованной
литературы
1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.
2. Беляева А.В. Управление
3. Божович, Л.И. Избр. психол. тр. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович Текст. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-212 с.
4. Борисова Н.В., Вербицкий А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр.- М., 1990.-431 с.
5. Горенков Е.М. Технологические
особенности совместной
6. Дуранов, М. Е. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов Текст. / М.Е. Дуранов, В.М. Железако, В.И. Жернов. Челябинск: Челяб. отд. пед. общ-ва РСФСР, 1990 -80 с.
7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 2003.- 504 с.
8. Кукушин В.С. Теория и методика. - Ростов- на- Дону: Изд-во «Феникс», 2005.-167с.
9. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 85 с.
10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.
11.Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала // Педагогика. 2006. №3. -С. 48-57.
12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
13. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576с
14. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 511с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.- с. 215.
16.
Развитие учащихся в процессе обучения
/ Под ред. Л. В. Занкова. - М., 2003.-с. 169.