Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель – определить систему педагогических условий по развитию познавательной активности и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:
1). рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых
2). определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых
3). выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых
4). методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности обучающихся….7
1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»……………………...7
1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых ………………………………………………………..11
1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся ………………….15
Глава 2. Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам……………………………………………………………………..19
2.1 Сущность активных методов………………………………………………..19
2.2 Особенности активных методов…………………………………………....23
2.3 Виды методов активного обучения………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………
а). Осуществление творческого
б). Широкие возможности создания
творческой атмосферы на
в). Способствуют осуществлению
г). Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.
д). Творческое обучение возможно тогда, когда определено, что именно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается избрать путь к этому знанию, позволяющий обучаемым самим сделать открытие.
е). Осуществление творческого
ж). Стимулирует сотрудничество с
обучаемыми на занятиях
з). Одно из направлений создания на занятиях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества - всесторонний учет личностных качеств, индивидуальности обучаемых.
Познавательная активность как качество личности развивается у обучаемых и в ходе диалогов и дискуссий при изучении различных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новую высоту. На семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заранее, так и возникающих спонтанно, во время "круглых столов", пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучаемым преодолевать трудности в доказательстве своей точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности своих утверждений, в соблюдении правил полемики.
При изучении особенностей функционирования познавательной активности отмечаются:
-уровень развития внимания, памяти, воображения;
- успешность преодоления
- частота выступлений на
- развитие навыков
- умение выделять главное,
- участие в научной работе;
- помощь товарищам по учебе
[7, с. 17].
Таким образом, познавательная активность в ее конкретном проявлении сугубо индивидуальна.
Эффективное развитие
Глава 2.Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам
2.1 Сущность активных методов
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении.
Наиболее устоявшееся
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы как объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.
В литературе можно встретить деление методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.
Именно активные методы обучения, используемые при преподавании экономических дисциплин, помогают учащемуся раскрыться как личности
Активные методы обучения- методы обучения, позволяющие вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми [9, с. 28].
К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
Современные педагогические
Являясь одними из наиболее
эффективных методов
При этом создаются условия,
в которых учащиеся вынуждены
оперировать понятиями разного
масштаба, включать в решение
проблемы информацию разного
уровня, знания, относящиеся к разным
наукам и дисциплинам.
В профессиональном обучении
активные методы могут
Выбор активных методов
· освоение предметных знаний;
· умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
· овладение
· коммуникативными умениями;
· умениями работать с
· овладение информационными
технологиями и их
· умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы [6, с. 29].
Активная мыслительная и
Существуют различные
Так некоторые исследователи
относят к ним игровое
Специалисты по активным
Сторонники когнитивной психологии
выделяют так называемые "интерактивные
методы", использование которых они
соотносят с перечнем характеристик, позволяющим
определить когнитивный стиль каждого
обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее
эффективную технологию обучения. К интерактивным
относятся как традиционные методы (лекция,
открытая дискуссия), так и инновационные
(рефлексия, имитация, дебаты, мозговой
штурм). Реализация активных методов в
подготовке будущих специалистов повышает
интерес к учебным занятиям и будущей
профессии учащихся.
2.2 Особенности активных методов
Активное обучение повышает
Эффективность обеспечивается
Отличительной особенностью
Одним из важных требований
к выбору методов обучения
является необходимость
Непосредственное вовлечение
Выделяются следующие
1. Комплексное использование
2. Обеспечение единства
3. Ориентирование обучаемых на
систематическую и плановую