Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Позн деят нар речи.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. С.Л. Рубинштейн считал, что внимание - это сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте.

Следовательно, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

В ходе анализа теоретических исследований по теме познавательной деятельности, мы изучили научные подходы по данной проблеме (Н.В.Бабкиной, В.А.Венгер, И.Ю.Кулагиной, М.И. Лисиной, Г.И.Щукиной) и определили особенности развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Процесс формирования познавательной деятельности младших школьников превращается в специальную задачу создания таких ситуаций и форм деятельности, которые, учитывая познавательный фактический опыт субъекта, способствуют одновременно актуализации его познавательных потенциальных возможностей, что в дальнейшем позволяет перейти им в личностную активность.

 

 

 

Глава 2. Практическое исследование  познавательной деятельности  младших школьников с нарушениями речи

2.1Изучение уровня развития  познавательной деятельности у  младших школьников с нарушениями  речи

Результаты теоретического исследования, полученные в первой главе нашего исследования показали, что при речевых нарушениях у детей вторично наблюдаются нарушения познавательной деятельности, выражающихся в низком уровне развития наглядно-образного мышления, активной функции внимания, слухоречевой памяти.

   С целью изучения уровня  познавательной деятельности у детей с нарушениями речи,  мы организовали констатирующий этап эксперимента.

    Исследование проводилось на базе: , с детьми 7-8 лет, в эксперименте участвовало  10 человек с диагнозом ОНР III уровня.

Для  реализации цели нами были подобраны следующие диагностические методики:

1.Методика «Лабиринт – Полянки» на выявление уровня  наглядно-образного мышления.

2.Методика диагностика памяти: слуховой, зрительной, моторной.

3.Методика диагностика объёма  внимания.

Методика№1

«Лабиринт - Полянки»

Автор:  Р.И Говорова, Т.В. Лаврентьева.

Диагностические возможности: методика позволяет выявить уровень сформированности наглядно – образного мышления, умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации.

Материал: комплект из 7 листов, на которых изображены полянки с разветвлёнными дорожками и домиками на их концах, а также письма, условно указывающие путь к одному из домиков. Первые два листа (А и В) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку (на полянах 1-5) задачи 1-10 письма. Для каждой полянки предлагается два «письма».

Инструкция для  первой вводной задачи (А).

«Перед тобой полянка, на ней дорожки, на концах дорожек домики. В каком-то из этих домиков живёт зверёк. Тебе нужно белочку отвести к нему в гости. чтобы она не заблудилась – нужно смотреть на это письмо, где написано, что идти надо, начиная от травки, по дорожке мимо ёлочки, а потом мимо грибка, тогда и придёшь в нужный домик». ( Экспериментатор, называя ориентира, одновременно показывает ребёнку их в «письме».)

Если ребёнок нашёл нужный домик, ему показывается игрушка, находящаяся в нём, а затем переходят ко второй вводной задаче. Если ребёнок ошибся, экспериментатор повторяет инструкцию, добиваясь, чтобы задача была решена, верно.

Инструкция ко второй вводной задаче (Б).

При переходе ко второй вводной задаче экспериментатор указывает на новую полянку и новое «письмо» и говорит: « А это новая полянка. Чтобы найти тут домик со зверьком, надо смотреть на новое «письмо». Чтобы идти верно, необходимо идти от травки по дорожке прямо, а потом свернуть в эту сторону». (Экспериментатор проводит указкой по письму). Если ребёнок ошибся, экспериментатор повторяет инструкцию и добивается, чтобы задача была решена, верно.

   Затем экспериментатор постепенно предъявляет ребёнку все остальные полянки. На каждой полянке ребёнок дважды производит поиск домика со зверьком. Если в этих основных задачах домик найден, верно, ребёнку показывается игрушка, находящаяся в нём,  ели ребёнок ошибается, экспериментатор говорит: «Давай поищем другой домик с помощью другого «письма» или «Давай поищем домик на другой полянке».

 

Инструкция для основных задач.

К полянке 1

Задача 1 Здесь большая полянка и домиков много; попробуй разыскать тот домик, за которым живёт зверёк. чтобы правильно найти его, надо идти по дорожке от травки, затем завернуть сюда, сюда, сюда. (Экспериментатор обводит указкой схему пути, данную в «письме».)

Задача 2  На этой полянке есть ещё один домик, в котором живёт зверёк; Чтобы его найти, нужно идти так как показано в другом «письме» (ребёнку даётся новое «письмо»). Идти надо от травки по дорожке и заворачивать так, как указано здесь.

К полянке 2

Задача 3

    Чтобы здесь найти  домик со зверьком надо идти  от травки по дорожке мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо берёзки, потом мимо ёлочки. Так, как показано в письме.

Задача 4 На этой же полянке, есть ещё один домик, в котором живёт зверек. Чтобы найти новый домик со  зверьком, надо смотреть новое «письмо». В нём  показано, что идти надо от травки, мимо березки, мимо грибка, мимо ёлочки, мимо скамеечки.

К полянке 3

задача 5  На этой полянке домик со зверьком  разыскать очень трудно, будь внимателен, веди белочку только так, как показано в этом «письме». Сначала от травки мимо берёзки, затем мимо заборчика.

Задача 6 На этой же полянке есть ещё один домик, в котором живёт зверёк. Вот «письмо», указывающее как его найти. Идти надо сначала от травки, мимо берёзки, мимо колокольчика, потом мимо колоска, затем мимо яблочка.

К полянке 7

А здесь другая полянка. На ней нарисованы только ёлочки грибочки. Нужный домик  выбрать очень трудно. Чтобы здесь не заблудиться нужно идти так, как указано в этом «письме». Идти надо от травки по дорожке вверх, пока не найдёшь ёлочку и нужного  поворота, затем, повернув, идти прямо до тех пор, пока не найдёшь ёлочку и нужный поворот, повернув, найдёшь нужный домик.

Задача 8 На этой полянке есть и другой домик со зверьком. Посмотри на другое «письмо». Идти надо от травки по дорожке прямо, пока не найдёшь грибок и нужный поворот, повернув, найдёшь нужный домик.

К полянке 5

Задача 9 Здесь домиков ещё больше, разыскивать надо так, как указано в «письме»: от травки по дорожке прямо до грибочка и нужного поворота, затем до ёлочки и нужного поворота.

Задача 10 На этой полянке нужно разыскать ещё один домик со зверьком. Идти надо от травки по дорожке до ёлочки и нужного поворота, затем опять до ёлочки и нужного поворота, затем от грибочка и нужного поворота.

Оценка результатов

При обработке результатов по каждой из задач (1-6) за каждое правильный поворот начисляется одно очко. Поскольку в задачах 1-6 необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество очков за каждую из них -4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах  9-10 (три поворота) – 6 очков.

Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются  (получается суммарный балл –СБ). Максимальное количество очков - 44.

Уровни выполнения заданий по методике «Лабиринт – Полянки»

 

Уровень выполнения, группа

Баллы

1 (низкий)

0-13

2 (Низкий)

14-22

3 (средний)

23-28

4 (Средний)

29-36

5 (Высокий)

37-44


 

Обработка  результатов:

1 группа - неадекватная форма ориентировки. Дети, которые принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. Как правило, такие дети делают неверные выборы. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

2 группа – незавершённая ориентировка на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы. Они членят задачу на этапы. У каждого поворота дорожки они обращаются к ориентиру или к обозначению направления, указанного в «письме», и пытаются им следовать.  Однако, эти  дети не  могут работать так на протяжении, всего решения задачи и к концу теряют этот способ. Такие дети делают ошибки на последнем этапе пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, ибо  одновременно учесть два параметра им не под силу. Здесь попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже имеются, но пространственные представления носят фрагментарный характер. 

3 группа – завершённая ориентировка  на один признак. Сюда относятся  дети, которые могут соотносить  указания «письма» с изображениями на полянке до конца, но один из них могут успешно использовать, только ориентиры, а другие только изображения направлений пути. Дети этой группы решают либо 1  и 2 либо 3, 4 ,5, 6 задачи целиком,  но не решают остальных задач, требующих одновременного учёта направлений пути и ориентиров.  и доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

4 группа – незавершённая ориентировка  по двум параметрам. Правильно  решают с 1 – 6 задачи. Последние 4 задачи  они  решают верно только в начале,  учитывая только один или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути эти дет опять соскальзывают на учёт только какого – либо одного параметра.

5 группа – детальное соотнесение  с одновременным учётом двух  параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач. Дети этой группы могут учесть одновременно оба параметра, предложенные задачи решают в основном верно. У детей последних групп достаточно полные и расчлененные пространственные представления. Различие состоит в стойкости и подвижности таких представлений.

    В результате проведения  исследования к низкому уровню  мы отнесли Колю М., Вадима А. Ивана М. Полину Ж., Оксану О., так как они набрали наименьшее количество баллов от   14 - 21. Это соответствует  второму уровню ориентировки, который характеризуется не завершённой  ориентировкой на один признак. Они членят задачу на этапы. У каждого поворота дорожки они обращаются к ориентиру или к обозначению направления, указанного в письме, и пытаются им следовать. Однако младшие школьники не могут  работать так на протяжении, всего решения  задач и концу теряют  этот способ.  Они делают ошибки  на последнем этапе пути. Задачи 7 - 10  они вообще не решают; одновременно учесть два параметра им не под силу. Здесь попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже имеются, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

  К среднему уровню мы отнесли Раису В и Сергея И., так как они набрали по 23 балла. Это соответствует третьему уровню ориентировки, который характеризуется завершённой ориентировкой на один признак. Они соотносили указания «письма»  с изображениями на полянке конца, и использовали только изображения направлений пути. Раиса В. решила 1 и 2  задачи целиком, а Лёша 3, 4, 5, 6, задачи целиком но не решали остальных задач, требующих одновременного учёта направлений пути и ориентиров.

 

     Количественный анализ  данных, полученный в результате  проведения методики «Лабиринт  – Полянки» представлен в таблице  №1.

    Таблица № 1

Имя

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

Вадим А.

   

+

Сергей И

 

+

 

Коля М

   

+

Раиса В

 

+

 

Иван М

   

+

Полина Ж

   

+

Оксана О

   

+

Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи