Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа
Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Результаты констатирующего этапа, эксперимента представлены в таблице №5.
Таблица №5.
Ф.И.ребёнка |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Итоговый уровень |
Вадим А. |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Сергей И |
Средний |
Низкий |
Средний |
Средний |
Коля М |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Раиса В |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Иван М |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Полина Ж |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Оксана О |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Количественный анализ данных констатирующего эксперимента представлен в таблице №6.
Таблица №6 (%)
Количественный анализ данных констатирующего эксперимента
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Методика №1 |
0 |
28,5 |
71,5 |
Методика №2 |
0 |
14 |
86 |
Методика №3 |
0 |
57 |
43 |
Таким образом, в целом по результатам констатирующего эксперимента видно, что 71,4% имеют низкий уровень, 28,6% средний уровень сформированности познавательной деятельности. Детей с высоким уровнем не наблюдалось.
2.2 Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Процесс обучения, в связи с особенностями познавательной деятельности детей с нарушениями речи должен иметь коррекционную направленность. Практическое изучение познавательной деятельности учащихся с общим недоразвитием речи показало, что процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. А.В.Сластенин отмечает, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Для активизации познавательной деятельности мы рекомендовали педагогу наряду с созданием «ситуации успеха» использовать в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д.
Дидактическая игра является
ценным средством воспитания умственной активности
детей, она активизирует психические процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания. В ней дети охотно преодолевают
значительные трудности, тренируют свои
силы, развивают способности и умения.
Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создает радостное рабочее
настроение, облегчает процесс усвоения
знаний.
Высоко оценивая значение
игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры
нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности». В дидактических играх
ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет,
классифицирует предметы по тем или иным
признакам, производит доступные ему анализ
и синтез, делает обобщения.
Однако не всякая игра имеет
существенное образовательное и воспитательное
значение, а лишь та, которая приобретает
характер познавательной деятельности.
Дидактическая игра обучающего характера
сближает новую, познавательную деятельность
ребенка с уже привычной для него, облегчая
переход от игры к серьезной умственной
работе.
Познавательные игры дают возможность
решать сразу целый ряд задач обучения
и воспитания. Во-первых, они таят огромные
возможности для расширения объема информации,
получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют
важный процесс – переход от любопытства
к любознательности. Во-вторых, являются
прекрасным средством развития интеллектуальных
творческих способностей. В-третьих, снижают
психические и физические нагрузки. В
познавательных играх нет прямого обучения.
Они всегда связаны с положительными эмоциями,
чего нельзя порой сказать о непосредственном
обучении. Познавательная игра – не только
наиболее доступная форма обучения, но
и, что очень важно, наиболее желаемая
ребенком. В игре дети готовы учиться сколько
угодно, практически не уставая и обогащаясь
эмоционально. В-четвертых, в познавательных
играх всегда эффективно создается зона
ближайшего развития, возможность подготовить
сознание для восприятия нового.
О.С.Газман выделяет следующие
требования, предъявляемые к использованию
познавательных игр:
1.Игра должна соответствовать имеющимся у
детей знаниям. Задачи, для решения которых
у детей нет никаких знаний, не вызовут
интереса и желания их решать. Слишком
трудные задачи могут отпугнуть ребенка.
Здесь особенно важно соблюдать возрастной
подход и принцип перехода от простого
к сложному. Только в этом случае игра
будет носить развивающий характер.
2.Интерес к играм, требующим
напряженной мыслительной работы, есть
далеко не у всех детей, поэтому предлагать
такие игры следует тактично, постепенно,
не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась
как преднамеренное обучение.
Игровые ситуации используются
главным образом для того, чтобы дети хорошо
понимали смысл задачи. Отдельные игровые
элементы включаются как надежные стимулы
интереса к учению, выполнению конкретного учебного задания. Загадочные названия дидактических
игр помогают мобилизовать внимание детей,
меньше утомляют, создают положительные
эмоции на уроке и способствуют прочному
усвоению знаний. Но ценность дидактической
игры необходимо определять не по тому,
какую реакцию она вызывает со стороны
детей, а надо учитывать, насколько она
эффективно помогает решать учебную задачу
применительно к каждому ученику.
Использование дидактических
игр приносит хорошие результаты, если
игра полностью соответствует целям и
задачам урока и в ней принимают активное
участие все дети. Играя с увлечением,
они лучше усваивают материал, не устают
и не теряют интереса. В процессе игры
у детей формируются общеучебные умения
и навыки, в частности умения контроля
и самоконтроля, формируются такие черты
характера, как взаимопонимание, ответственность,
честность.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Становление познавательных
интересов учащихся, воспитание активного
отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо
активизировать познавательную деятельность
учащихся и повышать интерес к учению
на каждом этапе любого урока, употребляя
для этого различные методы, формы и виды
работы: дифференцированный подход к детям,
индивидуальную работу на уроке, различный
дидактический, иллюстрационный, раздаточный
материал, технические средства обучения
и другие.
Принципиально важно, чтобы
дети на каждом уроке переживали радость
открытия, чтобы у них формировалась вера
в свои силы и познавательный интерес.
Интерес и успешность обучения – вот те
основные параметры, которые определяют
полноценное интеллектуальное развитие,
а значит, и качество работы учителя.
Ученик работает на уроке
с интересом, если он выполняет посильные
для него задания. Одной из причин нежелания
учиться заключается именно в том, что
ребенку на уроках предлагают задания,
к выполнению которых он еще не готов,
с которыми справиться не может. Следовательно,
надо хорошо знать индивидуальные особенности
детей. Задача педагога состоит в необходимости
помочь каждому ученику самоутвердиться,
искать и находить собственные пути получения
ответа на вопрос задачи.
Создание нестандартных ситуаций
на уроке способствовало развитию познавательного
интереса и внимания к учебному материалу,
активности учащихся и снятию усталости.
Наиболее часто применяются в практике
работы учителей урок-сказка, урок-конкурс,
урок-путешествие, урок-игра. Каждый из
этих уроков имеет ряд своих особенностей,
но все они позволяют создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек пытливости
и любознательности, что, в конечном счете,
облегчает процесс усвоения знаний.
Еще одним методом активизации
познавательной деятельности являлся
- осуществление интеграции. Интеграция
– процесс сближения и связи наук, происходящий
наряду с процессами дифференциации. Он
представляет собой высокую форму воплощения
межпредметных связей на качественно
новой ступени обучения.
Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Вывод по 2 главе
Первым этапом практического исследования в области коррекции познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью стало проведение констатирующего этапа эксперимента по следующим методикам: «Лабиринт - Полянки», «Методика диагностика памяти: слуховой, зрительной, моторной», «Методика диагностика объёма внимания».
Исследование проводилось на базе, г. Волгограда с детьми 7-8 лет (7человек), с диагнозом ОНР III уровня.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в целом по группе наблюдалось 71,4% детей с низким уровнем познавательной деятельности и 28,6% со средним уровнем. Детей с высоким уровнем в группе испытуемых не наблюдалось.
Процесс обучения, в связи с особенностями познавательной деятельности детей с нарушениями речи должен иметь коррекционную направленность. Практическое изучение познавательной деятельности учащихся с общим недоразвитием речи показало, что процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
Для активизации познавательной деятельности мы рекомендовали педагогу наряду с созданием «ситуации успеха» использовать в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное развитие, а значит, и качество работы учителя.
Создание нестандартных ситуаций на уроке способствовало развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра.
Еще одним методом активизации познавательной деятельности являлся - осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.
Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Заключение
Познание Г.И.Щукиной рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире. С.Л.Рубинштейн дает следующее определение познавательной деятельности: «Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности».
Согласно современным представлениям, познавательная деятельность при наличии устойчивой познавательной потребности и задачи состоит из сложной иерархически организованной системы отдельных звеньев и этапов, представляющих собой взаимодействующие друг с другом разноуровневые мыслительные процессы (умственные действия и операции). Параллельно с развитием мышления человека идет совершенствование памяти, а те или иные этапы развития памяти – это следствие изменения отношений человека с окружающим миром и людьми.
Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи