Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа
Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература
Из таблицы видно, что 71,5 % имеет низкий уровень наглядно образного мышления, 28,5 % средний уровень его сразвития. Детей с высоким уровнем выявленно не было.
Методика №2
Методика диагностика памяти: слуховой, зрительной, моторной .
Цель: исследование уровня и
особенностей развития
Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания.
Описание: младшим школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания, пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания.
Инструкция и порядок работы: первая проба – слуховое запоминание.
Инструкция: “Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова”. Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4–5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 минут) школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания.
Инструкция: “Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишешь их”.
Третья проба – моторно-слуховое запоминание.
Инструкция: “Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет сказать те слова, которые запомнились”. После очередного 5–10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания.
Инструкция: “Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем скажите слова, которые запомнили”.
Обработка полученных данных: прежде всего, подсчитывает количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле:
(С – n) / 10, где С – коэффициент типа памяти, n – количество правильно воспроизведенных слов.
Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,5–0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип памяти, а также ту форму запоминания, которая удается младшему школьнику хуже всего.
Основные линии анализа групповых данных:
Какой тип памяти преобладает у учеников данного класса?
Какой тип памяти наименее хорошо развит?
Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от средне-групповых и по каким типам памяти?
Материал к методике исследования типов памяти:
Слуховое предъявление: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.
Зрительное представление: поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок, крыса, кустарник, сказка.
Моторно-слуховое предъявление: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка.
Зрительно-моторно-слуховое предъявление: река, сажа, телега, трава,учитель, апельсин, цветок, волк, карта, гриб.
К низкому уровню слуховой памяти нами были отнесены 4 ребёнка это Настя К., Саша А., Аня З., Оля Л. так как они очень мало запомнили на слух слов и очень долго воспроизводили слова. Настя К. запомнила 1 слово и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,1; Саша А. запомнил 2 слова и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,2; Аня запомнила 1 слово и коэффициент слуховой памяти равен С = 0, 1; Оля запомнила 2 слова и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,2;
К среднему уровню слуховой памяти нами были отнесёны 3 младших школьника Коля М, так как он запомнил 4 слова и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,4; и Сергей И., он запомнил 5 слов и коэффициент слуховой памяти С = 0,5; и Вадим А, так как он запомнил 6 слов и коэффициент данной памяти равен С = 0,6.
В результате проведения исследования зрительной памяти к низкому уровню мы отнесли 6 детей Колю М., Раису В., Ивана М., Сергея И., Полину Ж., Оксану О., так как они мало запомнили слов, очень долго вспоминали слова, просили чтобы им помогли. Коля М. запомнил 3 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,3; Раиса В. зрительно запомнила 2 слова и коэффициент равен С = 0,2; Иван М. запомнил 1 слова и коэффициент зрительной памяти равен С= 0,1; Сергей И. запомнил 3 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,3; Полина Ж. запомнила 2 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,2; Оксана О. запомнила 3 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,3.
К среднему уровню были отнесены 1 младший школьник Вадим А., так как он запомнил 5 слов и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,5;
В результате проведения исследования моторно-слуховой памяти к низкому уровню были отнесены 7 детей Вадим А.., Коля М, Раиса В., Иван М., Сергей И., так как они мало запомнили слов. Когда мы просили записывать слова пальцем в воздухе, они прописывали их и тут же забывали.
Раиса В. воспроизвела 3 слова, коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,3; Коля М. запомнил 2 слова и коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,2; Вадим А. вспомнил 3 слова коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,3; Иван М воспроизвёл 2 слова , коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,2; Сергей И вспомнил 3 слова и коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,3; Полина Ж. запомнила 2 слова коэффициент моторно – слуховой памяти равен С =0,2; Оля воспроизвела 3 слова и коэффициент моторно – слуховой- памяти равен С = 0,3
При исследовании зрительно–моторно–слуховой памяти к низкому уровню были отнесены 5 младших школьника Сергей И, так как он показал наименьший результат в ходе проведения методики, он запомнил 1 слово , коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен С = 0,1; Раиса В, так как она запомнила 3 слова и коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен С = 0,3; Иван М воспроизвёл 2 слова, коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен С = 0,2; Коля М запомнил 2 слова, С = 0,2; Полина Ж. воспроизвела 3 слова и коэффициент зрительно - моторно - слуховой памяти равен С = 0,3;
К среднему уровню мы отнесли 2 младших школьника Вадим А, так как он запомнил 4 слова и коэффициент зрительно - моторно – слуховой памяти равен С = 0,4; и Оксану О. ., так как она запомнила 5 слов, коэффициент зрительно моторной памяти равен С = 0,5.
Результаты проведения методики диагностики памяти
Имя |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||||||||
С. |
З. |
М.С. |
З.М.С. |
С. |
З. |
М.С. |
З.М.С. |
С. |
З. |
М.С. |
З.М.С. | |
Вадим А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Сергей И |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Коля М |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Раиса В |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Иван М |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Полина Ж |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
Оксана О |
+ |
+ |
+ |
+ |
Количественный анализ
данных, полученный в результате
проведения методики « Памяти: слуховой, зрительной,
моторной» представлен в таблице №3.
Таблица №3.
Уровень Ф.И. ребёнка |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Вадим А. |
+ |
||
Сергей И |
+ | ||
Коля М |
+ | ||
Раиса В |
+ | ||
Иван М |
+ | ||
Полина Ж |
+ | ||
Оксана О |
+ |
Таким образом, при обследовании типов памяти видно что, 14% имеют средний уровень, и 86% низкий уровень, так как дети мало запоминали слов. Детей с высоким уровнем сформированности памяти не наблюдается.
Методика № 3
Цель: изучение объёма внимания.
Процедура проведения.
Испытуемому на короткое время предъявляется по 1 все 8 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается 2 раза. После этого дети отмечают на аналогичном пустом бланке расположения точек. На воспроизведение карточек с 2-5 точек даётся по 10 сек., 6-7 -15 сек, 8-9 -20 сек.
Инструкция: Сейчас вам предстоит следующее задание. Я буду показывать вам по 2 раза таблицы, на которых изображены точки. Разные таблицы содержат разное число точек. Ваша задача – запомнить, как расположены на данной таблице точки, и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро.
Обработка данных:
подсчитывается количество правильно расположенных точек на каждом бланке. Затем выбираются 2 наиболее заполненных школьником бланка, то есть содержащих наибольшее число правильно воспроизведённых точек. Подсчитывается сумма правильно воспроизведенных точек на 2 наиболее полно заполненных карточках и сравнивается с таблицей.
Сумма точек на 2 рангах
3 |
4 |
6 |
9 |
10 |
11 |
13 |
15 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ранговые места
1-2 малый объём
3-7 средний объём
8-9 большой объём
К низкому уровню нами были отнесены Раиса В., Полина Ж., Оксана О., так как они постоянно отвлекалась, не внимательно слушали задания и показали малый объём запоминания точек.
К среднему уровню мы отнесли Сергея И., Колю М., и Ивана М., Вадима А.
Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики « Объёма внимания» представлен в таблице № 4.
Таблица № 4.
Результаты проведения методики диагностики объема внимания
Имя |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Вадим А. |
+ |
||
Сергей И |
+ |
||
Коля М |
+ |
||
Раиса В |
+ | ||
Иван М |
+ |
||
Полина Ж |
+ | ||
Оксана О |
+ |
В результате анализа полученных результатов при обследовании уровня объема внимания у младших школьников с умственной отсталостью в степени дебильность, мы видим, что 57% имеет средний уровень и 43% низкий уровень сформированности объёма внимания.
Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи