Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Особенности развития познавательной деятельности детей в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики развития детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса. Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста детей входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность», ее развитие у младших школьников
1.2Особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическое исследование познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
2.1Изучение уровня развития познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи ………………………………………..
2.2Рекомендации педагогу, направленные на развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями речи
Выводы по главе 2
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Позн деят нар речи.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что 71,5 %  имеет низкий уровень наглядно образного мышления, 28,5  %  средний уровень его сразвития. Детей с высоким уровнем выявленно не было.

Методика №2

Методика диагностика памяти: слуховой,  зрительной,  моторной . 

 Цель: исследование уровня и  особенностей развития различных  видов памяти у младших школьников  – зрительной, слуховой, моторной.

Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания.

Описание: младшим школьникам  предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания, пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания.

Инструкция и порядок работы: первая проба – слуховое запоминание.

Инструкция: “Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова”. Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4–5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 минут) школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания.

Инструкция: “Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишешь их”.

Третья проба – моторно-слуховое запоминание.

Инструкция: “Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет сказать те слова, которые запомнились”. После очередного 5–10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания.

Инструкция: “Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем скажите  слова, которые запомнили”.

Обработка полученных данных: прежде всего, подсчитывает количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле:

(С – n) / 10,  где С – коэффициент типа памяти, n – количество правильно воспроизведенных слов.

Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,5–0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип памяти, а также ту форму запоминания, которая удается младшему школьнику хуже всего.

Основные линии анализа групповых данных:

Какой тип памяти преобладает у учеников данного класса?

Какой тип памяти наименее хорошо развит?

Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от средне-групповых и по каким типам памяти?

Материал к методике исследования типов памяти:

 Слуховое предъявление: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

     Зрительное представление: поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок, крыса, кустарник, сказка.

     Моторно-слуховое предъявление: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка.

     Зрительно-моторно-слуховое предъявление: река, сажа, телега, трава,учитель, апельсин, цветок, волк, карта, гриб.

     К низкому уровню  слуховой памяти нами были  отнесены 4 ребёнка это Настя К., Саша А., Аня З., Оля Л.   так  как они  очень мало запомнили на слух слов и очень долго воспроизводили слова. Настя К. запомнила 1 слово и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,1; Саша А. запомнил 2 слова и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,2; Аня запомнила  1 слово и коэффициент слуховой памяти равен  С = 0, 1; Оля запомнила  2 слова и коэффициент слуховой памяти равен  С = 0,2;

      К среднему уровню  слуховой памяти нами были  отнесёны  3 младших школьника  Коля М,  так как он   запомнил 4 слова и коэффициент слуховой памяти равен С = 0,4; и Сергей И., он запомнил 5 слов и коэффициент слуховой памяти С = 0,5; и Вадим А, так как он запомнил 6 слов и коэффициент  данной памяти равен С = 0,6.

В результате проведения исследования зрительной памяти к низкому уровню мы отнесли  6 детей Колю М., Раису В., Ивана М.,  Сергея И., Полину Ж., Оксану О., так как они мало запомнили слов, очень долго вспоминали слова, просили чтобы им помогли. Коля М. запомнил  3 слова и коэффициент  зрительной памяти равен С  =  0,3;  Раиса В. зрительно запомнила 2 слова и коэффициент равен С = 0,2;  Иван М. запомнил 1 слова и коэффициент зрительной памяти равен С= 0,1; Сергей И.  запомнил 3 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,3; Полина Ж. запомнила 2 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,2; Оксана О. запомнила 3 слова и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,3.

К среднему уровню были отнесены  1 младший школьник  Вадим А., так как он запомнил 5 слов  и коэффициент зрительной памяти равен С = 0,5;

В результате  проведения исследования моторно-слуховой памяти  к низкому уровню были отнесены 7 детей  Вадим А.., Коля М, Раиса В., Иван М.,  Сергей И., так как они мало запомнили  слов. Когда мы  просили записывать слова пальцем в воздухе, они прописывали  их и тут же забывали.

Раиса В.  воспроизвела 3 слова, коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,3;  Коля М. запомнил 2 слова и коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,2;  Вадим А. вспомнил 3 слова коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,3;  Иван М  воспроизвёл 2 слова , коэффициент моторно – слуховой памяти равен С = 0,2; Сергей И вспомнил 3 слова и коэффициент моторно – слуховой памяти равен  С = 0,3; Полина Ж. запомнила 2 слова  коэффициент  моторно – слуховой памяти равен С  =0,2; Оля  воспроизвела 3 слова  и коэффициент моторно – слуховой- памяти равен С = 0,3

При исследовании зрительно–моторно–слуховой памяти к низкому уровню были  отнесены 5 младших школьника Сергей И, так как он показал наименьший результат в ходе проведения методики, он запомнил 1 слово , коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен С = 0,1; Раиса В, так как она запомнила  3 слова и коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен  С = 0,3; Иван М воспроизвёл  2 слова, коэффициент зрительно – моторно – слуховой памяти равен С = 0,2; Коля М запомнил  2 слова, С = 0,2; Полина Ж. воспроизвела 3 слова  и коэффициент зрительно - моторно - слуховой  памяти равен С = 0,3;

К среднему уровню мы отнесли 2 младших школьника  Вадим А, так как он запомнил 4 слова и коэффициент зрительно - моторно – слуховой памяти равен С = 0,4; и Оксану О. ., так как она запомнила 5 слов, коэффициент зрительно моторной памяти равен С =  0,5.

                                                                                                     Таблица №2.

Результаты проведения методики диагностики памяти

Имя

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

С.

З.

М.С.

З.М.С.

С.

З.

М.С.

З.М.С.

С.

З.

М.С.

З.М.С.

Вадим А.

       

+

+

 

+

   

+

 

Сергей И

       

+

       

+

+

+

Коля М

       

+

       

+

+

+

Раиса В

               

+

+

+

+

Иван М

               

+

+

+

+

Полина Ж

               

+

+

+

+

Оксана О

             

+

+

+

+

 

 

     Количественный анализ  данных, полученный в результате  проведения методики « Памяти: слуховой, зрительной, моторной» представлен в таблице №3.                                                                                      

Таблица №3.

Уровень

Ф.И. ребёнка

Высокий

            Средний    

Низкий

Вадим А.

 

+

 

Сергей И

   

+

Коля М

   

+

Раиса В

   

+

Иван М

   

+

Полина Ж

   

+

Оксана О

   

+


 

Таким образом, при обследовании типов памяти  видно что, 14%  имеют  средний уровень, и  86% низкий уровень, так как дети мало запоминали слов. Детей с высоким уровнем сформированности памяти  не наблюдается.

 

Методика № 3

Цель: изучение объёма внимания.

Процедура проведения.

Испытуемому на короткое время предъявляется по 1 все 8 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается 2 раза. После этого дети отмечают  на аналогичном пустом бланке расположения точек. На  воспроизведение карточек с 2-5 точек даётся по 10 сек., 6-7 -15 сек, 8-9 -20 сек.

Инструкция: Сейчас вам предстоит следующее задание. Я буду показывать вам по 2 раза таблицы, на которых изображены точки. Разные таблицы содержат разное число точек. Ваша задача – запомнить, как расположены на данной таблице точки, и в том же виде изобразить их на своих пустых  таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро.

Обработка данных:

подсчитывается количество правильно расположенных точек на каждом бланке. Затем выбираются 2 наиболее заполненных школьником бланка, то есть  содержащих наибольшее число правильно воспроизведённых точек. Подсчитывается сумма правильно воспроизведенных точек на 2 наиболее полно заполненных карточках и сравнивается с таблицей.

Сумма точек на 2 рангах

3

4

6

9

10

11

13

15

16

1

2

3

4

5

6

7

8

9


 

Ранговые места

1-2 малый объём

3-7 средний объём

8-9 большой объём

 

К низкому уровню нами были отнесены Раиса В., Полина Ж., Оксана О., так как они постоянно отвлекалась,  не внимательно слушали  задания и показали малый объём запоминания точек. 

К среднему уровню мы отнесли Сергея И., Колю М., и Ивана М., Вадима А.

Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики « Объёма внимания» представлен в таблице № 4.

Таблица № 4.

Результаты проведения методики диагностики объема внимания

Имя

Высокий

Средний

Низкий

Вадим А.

 

+

 

Сергей И

 

+

 

Коля М

 

+

 

Раиса В

   

+

Иван М

 

+

 

Полина Ж

   

+

Оксана О

   

+


 

В результате анализа полученных результатов при обследовании уровня объема внимания у младших школьников с умственной отсталостью в степени дебильность, мы видим, что 57%  имеет средний уровень и  43% низкий уровень сформированности объёма внимания.

Информация о работе Развитие познавательной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями речи