Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53
Познавательная деятельность ученика заранее планируется, специально организуется, а результаты постоянно диагностируются.
Познавательный мотив это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на новые знания, факты, явления, закономерности), учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем построения самосовершенствования) [6,273].
Познавательный мотив вплотную связан с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.
Младший школьник находится в новых для него условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными – единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.
Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену специальные главы в своих монографиях. Так, первый отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие – к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б.И. Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Первичным проявлением
познавательного интереса является
любопытство (как реакция на появление
нового, на изменение обстановки и
стремление ориентироваться в этой
обстановке). Любопытство, любознательность,
познавательный интерес, специальная
склонность, профессиональный интерес
по-разному выражают меру избирательного
отношения человека к предметному
миру, к деятельности, его глубину,
степень устойчивости. Сложная психологическая
природа познавательного
В исследованиях Н.Г. Морозовой уровни развития познавательного интереса описаны следующим образом. На начальной стадии интерес возникает как эпизодическое переживание, когда у ребенка нет еще настоящего интереса к предмету.
На второй
стадии переживание обобщается,
становится эмоционально-
На третьей
стадии интерес – отношение может
стать направленностью
Высшей стадией
развития интереса является стойкий
личностный интерес – эмоционально-
Познавательный интерес, в котором слиты воедино все психические процессы, является в то же время важнейшим мотивом деятельности, который повышает значимость ее для человека. Благодаря этому мотиву познавательная деятельность приобретает особый, личностный смысл [33,196].
Для изучения возможностей игровых технологий как средства развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе «МБОУ СОШ №2» с.Старобалтачево был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса.
Диагностическая работа включала в себя: метод наблюдения, тестирование учащихся, анализ результатов и формулировка соответствующих выводов.
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (В. С. Юркевич)
Цель. Определение интенсивности проявления познавательного интереса.
Материал. Стандартизированная анкета, основанная на наблюдение и беседе с родителями.
|
||||
№ п/п |
Вопросы |
Возможные ответы |
Балл | |
1 |
Как часто ученик подолгу (полчаса-час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью (час-полтора для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков? |
а ) постоянно б) иногда в) очень редко |
5 3 1 | |
2 |
Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый |
5 3 1 | |
3 |
Много ли читает школьник дополнительной литературы? |
а) постоянно, много б) иногда много, иногда ничего не читает в) мало или совсем |
5 3
1 | |
4 |
Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
5 3 1 | |
5 |
Часто ли ребенок задает вопросы? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
Обработка данных. Интенсивность проявления познавательного интереса определяется полученной суммой баллов: 17—25 баллов —высокий уровень;12—16 баллов — средний уровень; меньше 12 баллов — низкий уровень.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Средний уровень
– большая степень
Низкий уровень
– не проявляют инициативности
и самостоятельности в
В ходе проведения наблюдения были получены следующие результаты исходного уровня проявления интенсивности познавательного интереса у учащихся 4 класса: 2 ученика (10%) имеет высокий уровень проявления интенсивности познавательного интереса, 6 учеников (30%) – средний уровень, остальные 12 учеников (80%) - низкий уровень проявления интенсивности познавательного интереса (рис.1).
Рис.1. Уровни проявления интенсивности познавательного интереса младших школьников
Из рис.1. видно, что у учащихся 4 класса преобладает низкий уровень проявления интенсивности познавательного интереса. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Для подтверждения полученных результатов была проведена дополнительная методика для определения степени выраженности познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская).
Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.
Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.
Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что
ты делаешь, если при изучении какой-то
темы у тебя
возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Для выявления уровня выраженности познавательной активности младших школьников была проведена обработка полученных результатов.
Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.
Степень выраженности познавательной активности определяется по шкале: нулевой уровень; относительно-активный уровень; активный уровень.
Оценка результатов:
Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу, не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников. Обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам. Занимаясь с этой группой педагог должен помнить о том, что они медленно включаются в работу. Их активность постепенно тает. Не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, в момент ответа не перебивать и не задавать неожиданных и каверзных вопросов на «понимание». Непросто, но желательно установить добрые отношения с такими учащимися. Основным приемом помогающим наладить эти отношения являются «эмоциональные поглаживания»: обращение, к ученику только по имени, похвалы, одобрение, добрый, ласковый тон и т.д. В классе, где учащиеся с нулевым уровнем познавательной активности большинство. Учителю можно посоветовать проводить минутки психологической разгрузки или «эмоциональной подзарядки». Использовать шутки, загадки, скороговорки.
Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Внимание таких учащихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети.
Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников