Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов и мотивов младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес» и «познавательный мотив» определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие познавательных интересов и мотивов как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Сущность и содержание понятий 7
1.2. Структура и содержание познавательных интересов и мотивов в младшем школьном возрасте 10
1.3. Сущность и содержание игровых технологий 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития познавательных интересов и мотивов младших школьников 26
2.1. Игровая деятельность в процессе обучения естественно-математических дисциплин 26
2.2. Применение игровых технологий на уроках русского языка 32
2.3. Игровая деятельность во внеклассной работе 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

1 параграф.docx

— 144.85 Кб (Скачать файл)

19. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:

-У меня 4 сына, и у каждого по 1 сестре.

Сколько же детей было у него?

20. У братьев по одной сестре. Сколько их всех?

21. На столе стояло 3 стакана с вишней. Коля съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

22. Мой приятель шел, пятачок нашел.

Двое пойдем, сколько найдем? (Нельзя ответить.)

23. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросенка.)

24. В соревновании участвовали Ваня, Гриша и Дима и заняли первые три места-1, 2, 3.

Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не 2 и не3, а Дима- не3? (Гриша-1, Дима-2, Ваня-3).

25. Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша-Гвоздев, Коля – Шилов.)

26. Как из 7 палочек составить 2 квадрата?

27. Какая цифры могут сказать о себе: - Поверни меня вниз головой, и я стану другой? (6, 9.)

28. У двух матерей по 5-ти сыновей и всем одно имя. Что это? (Руки и пальцы.)

29. В корзине 5 яблок. Как разделить их между детьми так, чтобы каждый получил по 1 яблоку , и в корзине осталось 1 яблоко? (Яблоко с корзиной отдать 2 ученику.)

30. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?

31.Росли 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?

32. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?

33. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?

34. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?

35. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?

36. В квартирах № 1, 2, 3 жили 3 котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?

37. У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?

38. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?

39. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.

40. Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя и Оля – спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?

41. Три друга – Витя, Сережа, Коля – раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля – не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?

42. Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым и синим цветами так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности?

43. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?

44. Три подруги – Надя, Вера и Зина –

п ошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?

45. Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?

46. Имеются три детали. Две из них одинаковой массы, а третья – легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?

47. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделали?

48. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?

49. У брата и сестры вместе было 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Поскольку конфет у них было сначала?

50. Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить.

Брат сказал: « Если мы возьмем по 3 ореха, то одного нам не хватит». Сколько орехов в вазе?

51. У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?

52. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов и каких?

53. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?

54. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?

55. На столе стояли 2 тарелки с яблоками. Когда на первую тарелку положили еще 3 яблока, а на вторую 5 яблок, то на каждой оказалось по 9 яблок. Сколько яблок  сначала было на каждой тарелке?

56. Когда Лена съела 5 слив, а Таня – 7, то у каждой девочки осталось по 6 слив. Сколько слив было у каждой девочки сначала?

57. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов?

58. Среди данных чисел зачеркни два числа. Сумма оставшихся чисел должна быть равна 10:                

1, 2, 3, 4, 5.

59. У Тани был треугольник, вырезанный из бумаги. Она разрезала его по прямой линии на две фигуры. Какие фигуры при этом получились? Изобрази.

60. Шестиметровый брусок разрезали на равные части, сделав при этом 5 надрезов. Какой длины получилась каждая часть?

61. В коробке лежат карандаши: 4 красных и 3 синих. В темноте берут карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не менее одного синего?

62. Три мальчика – Миша, Сережа и Гриша – живут в одном подъезде на разных этажах – 5, 7, 8. Миша живет не ниже Гриши, а Сережа не выше Гриши. Кто, где живет?

63. Лена должна накрыть стол на 18 человек. Она поставила 6 чашек и 13 тарелок. Сколько еще чашек и сколько тарелок должна поставить Лена?

64. Люде надо погладить рубашки и пилотки для 17 ребят. Она уже погладила  4 рубашки и 12 пилоток. Сколько еще рубашек и сколько пилоток должна погладить Люда?

65. Возле школы росло 9 елей. Посадили еще 4 дуба и 6 елей. Сколько всего елей стало возле школы?

66. Витя нашел в лесу 17 сыроежек и лисичек. Он сказал, что сыроежек у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?

67. На проводах сидело 12 воробьев и 5 синиц. Улетели 2 синицы и столько же воробьев. Сколько воробьев осталось?

68. На первый автофургон нагрузили половину шкафов, а на второй оставшиеся 8 шкафов. Сколько всего было шкафов?

69. У берега стояли 6 катеров и 8 лодок. Уплыли 5 катеров и столько же лодок. Сколько лодок осталось?

70. На столе 5 вафель и 7 пряников. Съели 3 вафли и столько же пряников. Сколько пряников осталось?

71. Ире 13 лет, а Марине 20. Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25?

 

 

Приложение  3

Игра "Сто к одному"

В игре участвуют две команды, по пять человек в каждой. Команда  имеет свое название и свой девиз. Командам дается домашнее задание: представить  каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем  не отличается от телевизионной версии, кроме того, что перед «Игрой наоборот»  проводится игра со зрителями. Для игры необходимо подготовить карточки с  ответами и продумать, как их крепить  на доску.

Тур 1. «Простая одинарная игра»

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58

2. Лекарства 12

3. Конфеты 6

4. Острые предметы 6

5. Все 3

6. Книги 2

Тур 2. «Двойная игра»

Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.

Вопрос: Где люди знакомятся?

1. В гостях 27

2. На улице 21

3. В транспорте 14

4. На работе 13

5. На дискотеке 8

6. В ресторане 6

Тур 3. «Тройная игра»

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на уроке,

а очень хочется?

1. Болтать 41

2. Играть 11

3. Спать 10

4. Смеяться 9

5. Списывать 5

6. Есть / Жевать 5

Игра со зрителями

Зрителям задается вопрос. Выигрывает тот, кто сможет угадать самый  непопулярный ответ на данный вопрос.

Вопрос: Кто плавает во льдах?

1. Ледокол 25

2. Морж 20

3. Тюлень 16

4. Айсберг 14

5. Пингвин 7

6. Белый медведь 5

Тур 4. «Игра наоборот»

Командам предлагается также определить самый редкий ответ на вопрос, тот  ответ, который находится на самой  нижней строчке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд. Далее команды по очереди говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше очков). Ведущий открывает все табло, и после этого команды узнают свой результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую больше баллов), которая будет играть в «Большую игру». Все игроки, как проигравшей, так и победившей команды, награждаются памятными призами.

Вопрос: Самое важное изобретение  человечества?

1. Колесо 15

2. Велосипед 30

3. Свет, электричество 60

4. Телевизор 120

5. Телефон 180

6. Огонь 240

Тур 5. «Большая игра»

Команда победителей выделяет двух человек, которые и будут играть в пятом туре. Чтобы победить в  большой игре, им в сумме нужно  набрать 200 очков. Один участник (который  будет отвечать на вопросы вторым) уходит за дверь. Первому участнику  задают 5 вопросов. На каждый из них  он дает ответ, после чего определяется, сколько очков он набрал. Далее  приглашается второй участник, и ему  тоже задают эти вопросы. Если его  ответ совпадает с ответом  первого участника, звучит звуковой сигнал, после чего он должен будет  изменить свою версию и сказать другой ответ. Далее подсчитывается сумма  «Большой игры», после чего команда  либо получает супер-приз, либо нет.

Вопрос 1:

Кем родители пугают детей?

1. Баба-Яга 28

2. Милиционер 21

3. Бармалей 10

4. Волк 8

5. Бабай 3

6. Врач 3

Вопрос 2:

Кто живет в пустыне?

1. Верблюд 43

2. Ящерица 19

3. Змея 11

4. Страус 8

5. Люди 5

6. Черепаха 2

Вопрос 3:

Чем люди занимаются на пляже?

1. Загорают 51

2. Купаются 12

3. Отдыхают 7

4. Лежат 5

5. Глазеют 4

6. Играют в карты 3

Вопрос 4:

Что кладут в суп?

1. Соль 50

2. Картошка 25

3. Вода 13

4. Мясо 7

5. Овощи 4

6. Приправа 2

Вопрос 5:

Кто задает слишком много вопросов?

1. Дети 53

2. Учитель 10

3. Жена / Муж 9

4. Следователь 6

5. Журналист 5

6. Врач 4

Игра "Оранжевая лихорадка"

Данная игра в точности напоминает теле игру «Золотая лихорадка». Только вместо золота участники игры борются  за апельсины. В игре одновременно могут  принимать участие 20 – 30 человек. У  каждого игрока есть свой номер (от 1 до числа участвующих в игре человек).

Условия игры: на каждый период дается по пять минут. По истечении времени  победителем становится тот игрок, который назвал последний верный ответ. Если в течение период три  раза подряд прозвучит неверный ответ, то игра прекращается, выигравшим считается  тот, кто до этих трех неверных ответов  назвал верный. В конце первых трех периодов победивший игрок получает апельсин. Четвертый период проходит между тремя выигравшими в  предыдущих периодах. В пятый период выходит только один победитель. Если он выигрывает, то получает 1 кг апельсинов, проигрывает – ничего не получает, у него остаются только те апельсины, которые он выиграл до этого.

1-й тур

Назовите планеты солнечной  системы.

Теперь их всего восемь:

Венера

Земля

Марс

Меркурий

Нептун

Сатурн

Уран 

Юпитер

2-й тур

Назовите моря, омывающие берега России.

Их всего двенадцать:

Балтийское

Баренцево

Белое

Берингово

Восточно-Сибирское

Карское

Каспийское (море-озеро)

Лаптевых

Черное

Чукотское

Охотское

Японское

3-й тур

Назовите крупнейшие реки России.

Их всего шестнадцать:

Амур

Волга

Дон

Енисей

Индигирка

Колыма

Кубань

Лена

Мезень

Нева

Обь

Урал

Онега

Печора

Сев. Двина

Яна

4-й тур 

(участвуют победители 1, 2 и 3 туров)

Назовите природные зоны нашей  страны.

Названия даются в соответствии с учебником «Природоведение. 4 класс»

(автор – А.А.Плешаков):

Ледяная зона

Тундра 

Лесотундра 

Тайга

Смешанные леса

Широколиственные леса

Лесостепи

Степи

Пустыни и полупустыни

Черноморское побережье Кавказа

Смешанные леса Дальнего Востока

Горы

5-й тур 

(Супер-игра для победителя)

1 вариант:

За три минуты назовите все материки земного шара:

1. Евразия

2. Африка

3. Северная Америка

4. Южная Америка

5. Австралия

6. Антарктида

2 вариант:

За три минуты назовите океаны земного  шара:

1. Тихий 

2. Атлантический

3. Индийский

4. Северный Ледовитый

Игра "Счастливый случай"

В игре принимают участие три  команды по 4 - 5 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце  каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды.

1гейм «Дальше... дальше... дальше...»

Каждая команда поочередно бросает  игровой кубик (кубик сделан из большой  картонной коробки). На четырех гранях кубика нанесены единицы, на одной грани  кубика нарисован ноль, еще на одной  – подкова. Если на верхней грани  кубика выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл. Если выпадает подкова – это означает, что  команде повезло, у нее «счастливый  случай» и за правильный ответ  на тот же вопрос она может получить 3 балла. Но если выпадает ноль – это  означает переход хода. В процессе первого гейма каждая команда  кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма:

1. У какого слона нет хобота? (у шахматного).

2. Что случилось 31 февраля? (такого  дня нет).

3. Крышка стола имеет четыре  угла. Один угол отпилили. Сколько  у стола стало углов? (пять).

4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай).

5. Какими нотами можно измерять  расстояние? (ми-ля-ми).

Информация о работе Развитие познавательных интересов и мотивов младших школьников