Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].
Введение
3
I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19
Выводы по главе I
27
II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49
Выводы по главе II
55
Заключение
57
Список литературы
60
Приложения
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Наиболее яркой
При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному.
Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления детей этой возрастной группы.
Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этом возрасте у детей формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Дети седьмого года жизни могут осознавать разнообразие речевых жанров. Элементарное понимание того, в каких случаях необходимо использовать тот или иной тип высказывания, в дальнейшем поможет ребенку использовать эти знания в любой речевой ситуации.
Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.
Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.
Некоторые дети в полной мере так и не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Таким образом, развитие речи на седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах: лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с заданиями на составление рассказов разных жанров (описание, повествование, рассуждение, творческое рассказывание). Достигнутый уровень речевого развития, в дальнейшем, позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.
1.3. Творческое рассказывание
как средство развития связной
речи детей дошкольного
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Л.М. Ворошниной, М.М. Кониной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения [8, 13, 14. 22, 23, 36, 38]. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский) [9].
Придумывая рассказ
о жизни вымышленного героя, ребенок должен
произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта,
пережитых лично или услышанных от других,
а затем творчески синтезировать новое
явление: новый сюжет, новый облик героя
и обстоятельства его жизни.
Руководя придумыванием рассказов, нужно
следить, чтобы созидательное, творческое
воображение не превращалось в пустое фантазирование,
которое в психологии расценивается как отрицательное
качество, характеризующееся отсутствием
критичности ума. В процессе придумывания
рассказов формируется одновременно и критическое
мышление детей (Могло ли так быть?).
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [9, 28].
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы [38]. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь
между восприятием
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа [6].
На первом этапе происходит накопление опыта. Здесь ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Процесс становления монологической речи должен совершаться в единстве с развитием мышления. Обучая творческому виду рассказывания, прежде всего, нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить целую систему связей — пространственных (где происходит действие), временных (когда происходит действие), цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом), связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность), причинно-следственных и др. Когда содержание освоено, внимание детей переключают на овладение речевой формой — им предлагается образец или план рассказа (рекомендации В. И. Логиновой) [1, 14, 44]. Совершенствование мышления ребенка обнаруживается в формирующемся умении анализировать свой рассказ
Знание особенностей
формирования детского словесного творчества
дает возможность определить педагогические
условия, необходимые для обучения
детей творческому
Как уже указывалось выше, в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Вот почему одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих
рассказов должна быть связана с
общими задачами воспитания у детей
правильного отношения к