Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].

Содержание

Введение
3

I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19

Выводы по главе I
27

II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49

Выводы по главе II
55

Заключение
57
Список литературы
60
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Исследования  показывают ограниченность словарного запаса у некоторых детей, особенно по таким лексико - понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.) Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.

Таки образом, по результатам обследования можно  сделать вывод о том, что:

- большинство  детей испытывают трудности в  составлении рассказов на свободные темы;

- многие дети  испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний;

- есть достаточное  количество детей, которые не  используют полученные знания  в свободной деятельности.

Следовательно, необходимо выстроить полноценную работу с детьми по устранению недостатков развития связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание  и методика работы по развитию  связной речи в процессе творческого  рассказывания (формирующий эксперимент)

 

Формирующий этап эксперимента протекал в течение сентября – декабря 2009 года.

Перед началом  работы мы проанализировали требования программы по развитию речи, в том  числе и связной.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: содержательность и связность речи (диалога и монолога); развитие речевого творчества, выразительности речи; развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности; подготовка к обучению чтению.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Дети должны научиться обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения). Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном).

Главной задачей  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

Дети овладевают умениями:

пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

в описательных рассказах  о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

в составленном повествовании  отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки,  присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);


проявлять интерес  к самостоятельному сочинению, создавать  разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе — придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы 
по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели и т.д.);

в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

уметь внимательно  выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

в старшем  дошкольном возрасте осваивать формы  речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование. В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни [10, с.206 - 207].

Как видно из программы,  в старшем дошкольном возрасте должно уделяться много внимания развитию способности детей к творческому  рассказыванию. При организации  практической работы мы сделали акцент на трех основных направлениях:

создание полноценной предметно – развивающей среды;

непосредственная работа с детьми по развитию связной речи;

работа с социальным окружением детей.

Каждое направление  имеет свои цели, задачи. Остановимся  более подробно на описании всех перечисленных  этапов.

Необходимым условием развития речи дошкольников, как указывают специалисты, является создание полноценной речевой среды. Для этого в группе мы постарались создать все необходимые условия для активизации речевого развития, в том числе, и для развития детского словесного творчества.

Во - первых, мы пересмотрели оснащение книжного уголка. Его обогащение напрямую зависело от требований программы  и возраста дошкольников.

Уголок находится в  удобном, хорошо освещенном месте, в  котором могут рассматривать  картинки, книги, иллюстрации сразу несколько детей, то есть у каждого ребенка имеется постоянный доступ к материалу уголка. Здесь, согласно возраста, был подобран следующий материал:

- книги для рассматривания  и самостоятельного чтения;

- книги для чтения  детям (сказки, стихи, рассказы из детской азбуки Толстого);

- картинки предметного  плана, а также картинки, с изображением  сезонных изменений;

- книжки – самоделки,  сделанные руками воспитателей, родителей и детьми;

- изображение портретов  детских писателей (согласно возраста  и изучаемого материала);

- планшет для выставки  детских рисунков, загадок, сказок, рассказов (составленных детьми  и родителями).

Во – вторых, кроме  книжного уголка в группе была организована и речевая зона, в которой располагались:

- мнемотаблицы, облегчающие составление описательных рассказов (овощи, фрукты, времена года, одежда и т.д.);

- разнообразные обучающие  игры по возрасту, которые помогают  работать по разным направлениям  речевого развития;

- разнообразный демонстрационный  материал для составления рассказов;

- опорные картинки  для пересказа знакомых сказок.

В работе с детьми в  подготовительной группе мы использовали разнообразные дидактические словесные  игры, помогающие решать те или иные вопросы речевого развития. Особое внимание  было обращено на те игры, которые могли в дальнейшем помочь детям придумывать рассказы, сказки, то есть заниматься словесным творчеством. Среди наиболее любимых и интересных для детей, на наш взгляд, были игры «Живые картинки», «Волшебник»; «Кто на свете злее всех» (см. Приложение 7). В этих играх дети в необычной ситуации становились фантазерами и даже волшебниками, придумывая новые ситуации для знакомых героев, новые свойства для знакомых предметов.

Для закрепления знаний о структуре разнообразных текстов  и умения видоизменять рассказ, сказку, использовались игры типа: «Нарисуй портрет», «Выбери концовку рассказа», «Выбери начало» и другие (см. Приложение 7).

Следующим этапом нашей  работы было – организация систематического обучения дошкольников творческому  рассказыванию. Первоначально мы определились с тематикой рассказов, так как детям очень трудно составлять рассказы, тема которых далека от их непосредственного личного опыта. При подборе тематики рассказов, мы опирались на исследования  Э.П. Коротковой, Е.И.Тихеевой, О.С.Соловьевой.. Среди наиболее популярных тем были «Ребята играют  в куклы», «У … день рождения», «Малыши смотрят по телевизору мультфильмы», «Как …ходил (а) с папой в лес», «Как дети слепили снежную бабу» и другие.

Обучение творческому  рассказыванию проходило в несколько этапов.

На первом этапе, основная задача – обогатить детей новыми впечатлениями, закрепить знания детей  о структуре текстов разного  содержания, показать, каким образом  можно придумывать новый рассказ  с уже известными героями. Начинали мы свою работу с придумывания реалистичных рассказов.

Для решения задач  первого этапа мы пересмотрели систему  игр и наблюдений, которые могли  бы помочь детям по другому взглянуть  на окружающий мир, заметить в нем  то, что ранее не сильно затрагивало  детское восприятие, то есть внести в восприятие эстетическую составляющую. Для этого мы широко использовали художественную литературу.

Многочисленные дидактические  игры и упражнения помогали детям  закреплять знания о том, что у  каждого рассказа, сказки есть начало, середина и окончание. В ходе игр мы уточняли знания детей о роли каждой части в целом литературном произведении.

На занятиях по творческому  рассказыванию, на первом этапе, в большей  степени при обучении мы давали образец  рассказа, а детям предлагалось составить рассказ на заданную тему по аналогии с образцом с внесением своих наиболее интересных моментов. Такими моментами были интересные характеристики, данные природным объектам, художественные названия героям, употреблялись простейшие средства выразительности. Использовали и такой прием как совместное  рассказывания взрослого и ребенка, когда взрослый начинает рассказ, а ребенку предлагается придумать окончание.  Для активизации творческой активности широко использовали вопросы, оценку. Конспект занятия этого этапа приведен в приложении (см. Приложение 8).

На первом этапе дети часто испытывали затруднения, которые  были связаны с тем, что у них  были плохо сформированы такие умения как – использование средств  выразительности, часто употребляли  слова – паразиты типа: «ну», «вот»; не хватало речевых средств – богатство словаря, грамматических умений. Поэтому мы вновь обратились к играм и дидактическим упражнениям, которые помогали детям приобретать необходимые навыки. Часто использовался индивидуальный подход в подборе игр с учетом особенностей речи каждого ребенка.

Для активизации детской  памяти и воображения использовали приемы выборочного подробного описания объектов. Так, при составлении рассказа на тему «Мой  (котенок, щенок, птичка и т.п.) на прогулке». Сначала педагог делал акцент на том, что дети должны сделать, давал название темы рассказа. были выделены главные герои.

Далее детям предлагалось продумать подробное описание одного из персонажей рассказа (выбранного животного), то есть представить каким он будет, подробно описать героя. В этот период выслушивались описания нескольких детей. Затем давался образец рассказа, с собственным описанием животного, в эмоциональной манере с использованием выразительных средств языка.

И только потом дети приступали к придумыванию собственного рассказа, внося в него то описание, которое было ими уже придумано и проговорено. В результате установок, предварительной работы и образца дети составляли рассказ без особого затруднения.

Когда дети стали более  успешно справляться с заданиями, мы перешли на следующий этап обучения. Здесь основная задача была научить ребенка самостоятельно придумывать замысел рассказа, его сюжетную и временную линии, концовку. На этом этапе мы начали использовать приемы работы со сказкой.

Особая работа велась и над обогащением сюжетов за счет введения в истории диалогов между персонажами. Для этого мы также создавали игровые ситуации. Первоначально одним из участников диалога был педагог. В дальнейшем эти мини диалоги разыгрывались между детьми.

Вот пример разыгрывания диалога по теме «Как Маше подарили куклу».

«У девочки  Маши скоро день рождения. Она очень  хотела новую игрушку. И стала  мама спрашивать, что ей подарить.

Мама (педагог): Какой подарок тебе хочется получить на день рождения?

Маша (Ира П.): Куклу.

Мама: А какую  куклу?

Маша: Большую  и ходячую.

Мама: А что  значит ходячую?

Маша: Это чтоб она сама ходила. Как настоящая. Я  у Тани видела.

Мама: Хорошо. Купим тебе куклу.

Вот и наступил праздник. В комнату принесли коробку. А там… (пауза). Большая кукла, ходячая. Красивая. Ах!

Очень была рада Маша, и спасибо всем сказала».

На этом этапе мы широко использовали прием – составление  рассказа, сказки по заранее предложенному  плану. Чаще всего  план предлагался  воспитателем тогда, когда дети уже  познакомились с сюжетом и темой рассказа, он давался в виде вопросов.

Например, при составлении  рассказа «Как дети слепили снежную  бабу», детям предлагался следующий  план: почему ребята собрались во дворе; кто предложил слепить снежную  бабу; как ребята ее делали; кто чем был занят; подумайте, что могло случится в это время; как ребята вышли из сложной ситуации; чем закончился их денек. При предварительной работе детям всегда давалась возможность ответить на вопросы плана, проговорить варианты, определить какие события произошли, их последствия. В дальнейшем это упрощало процесс создания собственного рассказа, процесс поиска собственного сюжета.

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию