Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].

Содержание

Введение
3

I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19

Выводы по главе I
27

II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49

Выводы по главе II
55

Заключение
57
Список литературы
60
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Следующий этап, это когда  план продумывается воспитателем вместе с детьми в ходе обсуждения, когда  детям уже известна тема рассказа.

Особое место отводилось придумыванию сказок. Здесь первоначально  мы использовали прием – введение сказочного, фантастического в реалистический сюжет. Примером, может случить рассказ  «Волшебный сон Алеши (Маши)». Чаще всего  на этом этапе сказки ограничивались сюжетами о животных. Например, «Что случилось с ежиком в лесу», «Приключения зайчика» и т.п.

Также учили видоизменять сюжетную линию уже знакомых сказок, используя упражнения «Придумай  новый конец сказки», «Замени  героев» и т.п.

Вот как выполнили  это задания некоторые дети по сказке «Колобок».

«…Сел колобок к лисе на язычок. Хотели лисичка его съесть, да не смогла. Расставил колобок ручки и ножки в разные стороны. И все. Ни как лисе его не съесть. Допел песенку и дальше побежал. Побегал, побегал и домой вернулся» (Арина Б., высокий уровень речевого развития);

«…Задумался колобок, забоялся. Не стал садиться (пауза) (педагог – куда не стал садиться?) К лисе в ротик (пауза) (педагог – а что же он сделал?) Ну, повернулся и убежал. Лиса его не догнала. И сказка кончилась» (Олеся Кар., средний уровень речевого развития).

Использовались и упражнения, когда ребенку необходимо было придумать  новое назначение знакомым предметам, новую характеристику героям, которые  зарекомендовали себя как добрые либо злые. Выполняя упражнения, дети пытались фантазировать, применять творческий подход.

И наконец, следующий  этап – это самостоятельное составление  историй, сказок на выбранные темы или  в ситуации свободного выбора.

На этом этапе, мы широко применяли прием – конкурс рассказов, сказок. Среди наиболее популярных тематик «Новогодние приключения»; «Утро в сказочном лесу», «Веселые помощники» и другие. В ходе участия в этих конкурсах каждый ребенок старался придумывать что – то необычное, забавное в своем сюжете, обогащал свои истории и сказки диалогами, использовал уже известные средства выразительности (взятые из знакомых сказок, рассказов), либо придумывал что – то свое. Часто истории и сказки записывались в групповую книгу «Сказок», к которой в дальнейшем дети выполняли иллюстрации.

Использовался и другой подход, когда дети, поучаствовав в  каком либо мероприятии (празднике, экскурсии и т.п.), пробовали придумать  как это событие произошло  бы с другими участниками, или  даже в сказке. Пытались зарисовать придуманное и вместе с педагогом записать придуманное. В результате в группе появлялись книги – «Праздник в лесу», «Новый год у рыбок».

Активными помощниками  в развитии связной речи у детей  были и родители. Для активизации  их участия в процессе были организованы родительские собрания, семинары – практикумы, где взрослые не только познакомились с задачами речевого развития, но и у видели какие приемы и как можно использовать, для того чтобы дети могли составлять рассказы самостоятельно. Особой популярностью у родителей пользовались открытые просмотры занятий, а также участие в конкурсах по сочинению историй и сказок.

Таким образом, родители стали активно помогать нам и  своим детям в развитии умений творчески подходить к составлению  рассказов, сказок и историй.

В результате проводимой работы перед нами встала необходимость провести анализ эффективности и результативности работы, оценить степень изменений в развитии связной речи детей.

 

 

 

 

2.3. Оценка  результативности работы по формированию  связной речи старших дошкольников  в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент)

 

Этот этап экспериментальной работы проходил в конце декабря 2009 года. Нами были использованы те же методики, что и  в начале экспериментальной работы.

Исследование  состояния связной речи детей  мы начали с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации; дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями и родителями. В данном случае нам было важно получить информацию об изменениях, которые наблюдались у детей. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществляются в течение всего периода развивающего обучения. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований, данные наблюдений за спонтанной речевой деятельностью заносились нами в специальную таблицу (см. Приложение 9, Табл. 5).

Работа с  документами, результатами логопедического обследования, беседы и собственные наблюдения дали возможность установить, что в группе:

 у 70 % детей  (14 человек) речь, по данным логопедического  обследования, развита по возрасту;

у 15 % детей (3 ребенка) – простая дислалия, то есть отмечаются нарушения в произношении 1 звука;

- у 10 % детей  (2 ребенка) – дизартрия, темп  речи несколько замедленный;

- 5 % детей  (1 ребенок) имеют сложную речевую  патологию – Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (родители неоднократно отказывались перевести ребенка в специализированное речевое дошкольное учреждение) (см. Рис. 1).

Для получения данных об особенностях связной речи мы использовали серию заданий предложенной О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной (см Приложение 9, Табл. 5). Анализируя состояние связной речи можно отметить, что в экспериментальной группе по результатам выполнения всех пяти заданий, предложенных детям, получены следующие данные:

высокий уровень  развития связной речи – 40 % (8 человек);

средний уровень  развития связной речи – 55 % (11 человек);

низкий уровень  развития связной речи – 5 % (1 человек) (см. Рис. 2).

 

Рис. 3. Особенности речи группы испытуемых (сравнительные данные - по итогам логопедического обследования).

 

 

Рис. 4. Уровень развития связной речи у детей старшей  группы (сравнительные данные - по методике О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной).

Как видно, по результатам логопедического обследования и методике О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной  у детей экспериментальной группы произошли положительные изменения в развитии речи.

Во – первых, по результатам логопедической работы, в которой принимали участие  и воспитатели и родители (закрепление), увеличилось количество детей с  нормальным речевым развитием (с 55 % августа 2009 года, до 70 % декабря 2009 года).

Во – вторых, увеличилось количество детей с  высоким уровнем речевого развития по данным методики изучения уровня связной  речи (с 5 % начала года до 40 % декабря 2009 года). Уменьшилось количество детей  с низким уровнем развития (с 25 % начала года до 5 % декабря 2009).

В связи с  полученными данными мы считали  важным рассмотреть и изменения  в качественных характеристиках  связной речи при выполнении задания  № 4, в котором детям необходимо было составить рассказ на свободную тему. Детям было предложено придумать сказку/рассказ на темы: «У Зайки день рождения», «Зайкины друзья»; «Моя любимая игрушка» (см. Приложение 10, Табл. 6).

Сводные  данные по всем качественным параметрам мы внесли в таблицу 2.2. Рассмотрим результаты подробнее.

 

Таблица 2.2. Распределение  детей по уровню развития (качественный анализ связного высказывания).

 

Количество детей

Баллы

Категории анализа

3

2

1

0

(отказ)

 

Ав

Д.

Ав

Д.

Ав

Д.

Ав

Д.

Содержательность (С)

1

14

5

4

13

1

1

0

Композиция высказывания (К)

1

11

5

8

13

1

1

0

Грамматическая правильность (Гр)

1

8

3

11

16

1

0

0

Разнообразные способы  связи между предложениями (СВ)

0

8

4

11

15

1

1

0

Разнообразие лексических средств (Л)

1

10

11

9

7

1

1

0

Звуковое оформление высказывания  (Зв)

1

9

8

10

11

1

0

0


 

Большинство детей группы показывают умение составлять рассказ  интересный по содержанию, дети показывают большое разнообразие сюжетов.

Увеличилось количество детей, у которых в собственных рассказах  четко соблюдается последовательность рассказа, сказки, можно выделить начало, середину и конец.

Для большинства детей (около 40 %) характерна грамматическая грамотность в построении простых  и сложных предложений, отмечается правильная согласованность слов в словосочетаниях и предложениях. И хотя часть детей и допускают некоторые неточности в грамматическом оформлении предложений, тем не менее под руководством взрослого дети могут самостоятельно исправить свои неточности.

Для основной массы рассказов  детей характерно широкое использование  средств выразительности языка. Дети часто используют метафоры, сравнения, дают образные характеристики героям и событиям, эмоционально преподносят  текст рассказа, сказки (около 50 % детей).

Изменились и качественные изменения в звуковом оформлении высказывания. Речь большинства детей  характеризуется плавностью, интонационной  выразительностью (45 % детей).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что произошли  положительные изменения в развитии качественных характеристик речи. Речь основной массы детей богата по содержанию, композиционному решению и образному выражения.

Важным показателем  развития связной речи выступает  и использование навыков в  свободной речевой деятельности детей. В результате, как показали наши наблюдения, на декабрь 2009 года используют навыки уже 95 % детей и только  5 % - полученные навыки хотя и имеют, но используют редко (см. Приложение 9, Табл. 5). Что выражается в желании придумывать, сочинять собственные рассказы, которые соответствуют всем перечисленным выше показателям содержательности, композиционному решению и образному оформлению.

Следующим аспектом анализа  стала оценка особенностей развития диалогической речи у детей этой группы. Нам важно было понять, насколько проводимая работа по творческому рассказыванию, изменила развитие этого аспекта связной речи, хотя основной задачей эта работа и не являлось. Для этого мы воспользовались разработанной схемой наблюдения. Итоговые данные мы занесли в таблицу (см. Приложение 6, Табл. 4).

Как показывают полученные данные, в ситуации специально организованного  общения самостоятельность при  ведении диалога проявляют уже 70 % детей, а в свободном общении  уже 85 %. Показатели по этому параметру  улучшились по сравнению с началом года. Отсутствуют  дети, которые отказываются вступать в диалог, не проявляют инициативы. Причем, уже 75 % детей проявляют самостоятельность постоянно, остальные от случая к случаю только в значимых ситуациях (25 %).  Практически все дети 100 %, при диалоге проявляют эмоциональность, а пользуются выразительными средствами речи уже 65 % детей. Только 40%  детей используют выразительные средства общения от случая к случаю. Чаще всего при организации диалога дети редко допускают отклонения от темы (65 % детей), и только для 35 % для поддержания темы необходимы  дополнительные приемы со стороны взрослого.

Таким образом, как показывают наблюдения, в развитии диалогической  речи также произошли положительные  сдвиги.

В результате полученных данных, можно сделать вывод:

произошли качественные изменения в развитии связной  речи у детей;

большинство детей могут самостоятельно составить  рассказы на свободные темы;

увеличилось количество детей, которые не испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний;

большинство детей показывают хорошие качественные изменения  в таких характеристиках связной  речи как содержательность, правильность композиционного построения, разнообразие лексических форм и способов связей между предложениями, хорошее звуковое оформление высказывания;

основная  масса детей использует полученные навыки в свободной деятельности;

повысилась  заинтересованность родителей в  развитии у детей связной речи (творческое рассказывание).

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая нами работа эффективна. Следовательно, первоначально выдвинутая гипотеза о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям  и последовательно проходит ряд  этапом. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию