Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].

Содержание

Введение
3

I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19

Выводы по главе I
27

II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49

Выводы по главе II
55

Заключение
57
Список литературы
60
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

вкр.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

В ходе экспериментального исследования мы выдвинули предположение о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей.

Экспериментальное исследование показало, что большинство детей испытывают трудности в составлении рассказов на свободные темы; многие дети испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний;  есть достаточное количество детей, которые не используют полученные знания в свободной деятельности. Вследствие чего встала необходимость выстроить полноценную работу с детьми по устранению недостатков развития связной речи.

 

В результате была организована практическая работа с детьми, родителями, предусмотрено создание полноценной предметно – развивающей среды для стимуляции творческого рассказывания детей и развития связной речи, что позволило реализовать системный подход. Основной акцент был сделан на организации занятий по творческому рассказыванию. Работа с детьми протекала поэтапно. На первом этапе проходило обогащение опыта детей новыми впечатлениями, закрепление знаний о структуре связного высказывания разного типа, на втором этапе непосредственное обучение составлению рассказов творческого содержания, на третьем этапе – самостоятельная деятельность детей по творческому рассказыванию.

В результате полученных данных, можно сделать вывод о  том, что произошли качественные изменения в развитии связной  речи у детей; большинство детей могут самостоятельно составить рассказы на свободные темы; увеличилось количество детей, которые не испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; большинство детей показывают хорошие качественные изменения в таких характеристиках связной речи как содержательность, правильность композиционного построения, разнообразие лексических форм и способов связей между предложениями, хорошее звуковое оформление высказывания; основная масса детей использует полученные навыки в свободной деятельности; повысилась заинтересованность родителей в развитии у детей связной речи (творческое рассказывание).

Таким образом, можно  сделать вывод, что проводимая нами работа эффективна. Следовательно, первоначально  выдвинутая гипотеза о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей, подтвердилась.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Одним из наиболее сложных и важных аспектов  развития речи выступает обучение связной речи. Данный раздел работы с детьми в отечественной методике развития речи имеет богатые традиции  и своеобразные подходы. Педагогический аспект рассматриваемой проблемы включает разработку методики обучения дошкольников связности речи.

Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает  в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

В ходе экспериментального исследования мы выдвинули предположение о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей.

Экспериментальное исследование показало, что большинство детей испытывают трудности в составлении рассказов на свободные темы; многие дети испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний;  есть достаточное количество детей, которые не используют полученные знания в свободной деятельности. Вследствие чего встала необходимость выстроить полноценную работу с детьми по устранению недостатков развития связной речи.

В результате была организована практическая работа с детьми, родителями, предусмотрено создание полноценной предметно – развивающей среды для стимуляции творческого рассказывания детей и развития связной речи, что позволило реализовать системный подход. Основной акцент был сделан на организации занятий по творческому рассказыванию. Работа с детьми протекала поэтапно. На первом этапе проходило обогащение опыта детей новыми впечатлениями, закрепление знаний о структуре связного высказывания разного типа, на втором этапе непосредственное обучение составлению рассказов творческого содержания, на третьем этапе – самостоятельная деятельность детей по творческому рассказыванию.

В результате полученных данных, можно сделать вывод о  том, что произошли качественные изменения в развитии связной  речи у детей; большинство детей могут самостоятельно составить рассказы на свободные темы; увеличилось количество детей, которые не испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; большинство детей показывают хорошие качественные изменения в таких характеристиках связной речи как содержательность, правильность композиционного построения, разнообразие лексических форм и способов связей между предложениями, хорошее звуковое оформление высказывания; основная масса детей использует полученные навыки в свободной деятельности; повысилась заинтересованность родителей в развитии у детей связной речи (творческое рассказывание).

Таким образом, можно  сделать вывод, что проводимая нами работа эффективна. Следовательно, первоначально  выдвинутая гипотеза о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей, подтвердилась.

В дальнейшем планируем  продолжать работу в данном направлении.

Теоретическая значимость заключается в анализе и систематизации знаний по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.

Практическая значимость исследования состоит в разработке подходов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания. Практический материал исследования может быть использован в массовой практике работы дошкольных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.

2. Алябьева Е.М. Развитие  воображения и речи. – М.: Сфера, 2005.

3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками.// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.

4. Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

5. Бородич А.М. Методика  развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

6. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972.

7. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н., Осипова В.В. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом // Дошкольная педагогика. № 2 – 2005. С. 24-28.

8. Ворошнина  Л.В. Обучение творческому рассказыванию.//Дошкольное воспитание. № 2 – 1991. С. 2 – 10.

9. Выготский  Л.С.Воображение и творчество  в детском возрасте. – М., 1967.

10. Детство: программа  развития и воспитания детей  в детском саду./Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. - СПб.: Детство – пресс, 2001. С. 205 – 211.

11. Дьяченко О.М. Возможности  развития умственных способностей  в процессе  ознакомления со  сказкой.//Дошкольное воспитание. №  11 – 1993. С. 13 – 20.

12. Жинкин Н.И. Психологические  основы развития речи.//В защиту  живого слова. – М., 1966.

13. Конина М.М. Художественная  литература как средство нравственного  и эстетического воспитания. –  М.: Учпедгиз, 1960.

14. Короткова Э.П. Обучение  рассказыванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.

15. Короткова Э. П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. С.201-202.

16. Леонтьев А.А. Исследования  детской речи.//Основы теории речевой деятельности. – М.: Просвещение, 1974. С. 312 – 317.

17. Леонтьев А.А. Признаки  связности и цельности текста.//Лингвистика  текста. Ч.1.- М.: Издательство МГУ, 1974. С.168 – 172.

18. Леушина А.М. Развитие  связной речи у дошкольников./Ученые записки ЛГПИ им.Герцена. – Л., 1941. Т. 35. С. 21 – 72.

19. Лелюх С.В., Сидорчук  Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого  мышления, воображения и речи  дошкольников. - Ульяновск, 2003. С. 134 –  144.

20. Лисина М.И. Возрастные  и индивидуальные особенности общения со взрослыми и сверстниками у детей от рождения до 7 лет: Автреф.дис. …доктора психологических наук. – М., 1974.

21. Лурия А.Р. Речь  и мышление. – М.: Просвещение, 1975.

22. Орланова Н.А. Обучение  дошкольников творческому рассказыванию: Автореф.дис….канд.пед.наук. – киев, 2006.

23. Пеньевская Л.А. Обучение  родному языку.//Вопросы обучения  в детском саду./Под ред. А.П.  Усовой. – М., 1955.

24. Проблема  методики развития речи в трудах  К.Д.Ушинского.//Дошкольное воспитание. № 1 – 1979. С.40 – 42.

25. Развитие речи и  творчества дошкольников /Под ред.  О.С.Ушаковой, - М.: Сфера, 2008.

26. Речевое  творчество: технологии и методики (опыт работы дошкольных учреждений). – Череповец, 2008.

27. Родари Дж. Грамматика  фантазии. – Алма – Ата, 2005.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

29. Свеженцова Г. Подготовка  детей к школе.// Начальная школа.  № 5 – 1994. С. 32 – 36.

30. Сидловская О. Сказка  в развитии дошкольника.//Дошкольное  образование. № 5 – 2001. С. 56 –  59.

31. Смирнова Е.А. Проблема речевого общения дошкольников. – М.: Просвещение, 1995.

32. Смольникова Н.Г.  Формирование структуры связного  высказывания у старших дошкольников: Автореф.дис….канд.пед.наук. – М., 1996.

33. Соловьева  О.И.Методика развития речи и  обучение родному языку в детском саду. – М.:Просвещение, 1966.

34. Сохин Ф.А.  Психолого – педагогические проблемы  развития речи дошкольников.//Вопросы  психологии. № 3 – 1989. С.45 – 48.

35. Танникова Е.Б. Формирование  речевого творчества дошкольников. – М.: Сфера, 2008.

36. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. - М., 1981.

37. Ушакова О.С., Арушанова  А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Занятия по развитию  речи в детском саду. – М.: Совершенство, 1999.

38. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996.

39. Ушакова О.С. Занятия  по развитию речи для детей  5 – 7 лет. – М.: Сфера, 2009.

40. Ушакова О.С. Придумай  слово. – М.: Сфера, 2009.

41. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.

42. Ушакова  О.С.,  Струнина Е.М. Методика  обследования  развития речи дошкольников. – М., 1997.

43. Чуковский  К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1983.

44. Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок.//Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.

45. Шорохова О.А. Занятия  по развитию связной речи дошкольников  и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009.

46. Шорохова О.А. Психолого  – педагогические затруднения  воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников.//Психологическая наука и образование. № 1 – 2005. С. 9 – 15.

47. Щерба Л.В. Избранные  работы по русскому языку. –  М., 1957.

48. Эльконин Д.Б. Развитие  речи в дошкольном возрасте. –  М: Учпедгиз, 1958.

49. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование./Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1986.

50. Ястребова А.В., Лазаренко  О.И. Комплекс занятий по формированию  у дошкольников речемыслительной  деятельности и культуры устной  речи. – М.: Академия, 2002.

Информация о работе Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию