Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:15, дипломная работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.) [1,9,12,16].
Введение
3
I.
Теоретические основы развития связной речи дошкольников в процессе творческого рассказывания
6
1.1.
Проблема развития связной речи в психолого – педагогических исследованиях
6
1.2.
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
14
1.3.
Творческое рассказывание как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
19
Выводы по главе I
27
II.
Формирование связной речи старших дошкольников в процессе обучения творческому рассказыванию
30
2.1.
Анализ сформированности связной речи у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)
30
2.2.
Содержание и методика работы по развитию связной речи в процессе творческого рассказывания (формирующий эксперимент)
40
2.3.
Анализ результатов работы в процессе творческого рассказывания (контрольный эксперимент).
49
Выводы по главе II
55
Заключение
57
Список литературы
60
Приложения
В ходе экспериментального исследования мы выдвинули предположение о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей.
Экспериментальное исследование показало, что большинство детей испытывают трудности в составлении рассказов на свободные темы; многие дети испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; есть достаточное количество детей, которые не используют полученные знания в свободной деятельности. Вследствие чего встала необходимость выстроить полноценную работу с детьми по устранению недостатков развития связной речи.
В результате была организована практическая работа с детьми, родителями, предусмотрено создание полноценной предметно – развивающей среды для стимуляции творческого рассказывания детей и развития связной речи, что позволило реализовать системный подход. Основной акцент был сделан на организации занятий по творческому рассказыванию. Работа с детьми протекала поэтапно. На первом этапе проходило обогащение опыта детей новыми впечатлениями, закрепление знаний о структуре связного высказывания разного типа, на втором этапе непосредственное обучение составлению рассказов творческого содержания, на третьем этапе – самостоятельная деятельность детей по творческому рассказыванию.
В результате полученных данных, можно сделать вывод о том, что произошли качественные изменения в развитии связной речи у детей; большинство детей могут самостоятельно составить рассказы на свободные темы; увеличилось количество детей, которые не испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; большинство детей показывают хорошие качественные изменения в таких характеристиках связной речи как содержательность, правильность композиционного построения, разнообразие лексических форм и способов связей между предложениями, хорошее звуковое оформление высказывания; основная масса детей использует полученные навыки в свободной деятельности; повысилась заинтересованность родителей в развитии у детей связной речи (творческое рассказывание).
Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая нами работа эффективна. Следовательно, первоначально выдвинутая гипотеза о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Одним из наиболее сложных и важных аспектов развития речи выступает обучение связной речи. Данный раздел работы с детьми в отечественной методике развития речи имеет богатые традиции и своеобразные подходы. Педагогический аспект рассматриваемой проблемы включает разработку методики обучения дошкольников связности речи.
Детское словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Это продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ. Сама методика обучения творческому рассказыванию предполагает наличие у детей определенных навыков построения связного высказывания и в тоже время достижение высокого уровня сочинения обеспечивает и высокий уровень развития связной речи. А для этого необходимо целенаправленно подходить к организации воспитательного процесса, который и будет побуждать детей к творческому рассказыванию. Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция воспитателя, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.
В ходе экспериментального исследования мы выдвинули предположение о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей.
Экспериментальное исследование показало, что большинство детей испытывают трудности в составлении рассказов на свободные темы; многие дети испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; есть достаточное количество детей, которые не используют полученные знания в свободной деятельности. Вследствие чего встала необходимость выстроить полноценную работу с детьми по устранению недостатков развития связной речи.
В результате была организована практическая работа с детьми, родителями, предусмотрено создание полноценной предметно – развивающей среды для стимуляции творческого рассказывания детей и развития связной речи, что позволило реализовать системный подход. Основной акцент был сделан на организации занятий по творческому рассказыванию. Работа с детьми протекала поэтапно. На первом этапе проходило обогащение опыта детей новыми впечатлениями, закрепление знаний о структуре связного высказывания разного типа, на втором этапе непосредственное обучение составлению рассказов творческого содержания, на третьем этапе – самостоятельная деятельность детей по творческому рассказыванию.
В результате полученных данных, можно сделать вывод о том, что произошли качественные изменения в развитии связной речи у детей; большинство детей могут самостоятельно составить рассказы на свободные темы; увеличилось количество детей, которые не испытывают трудности в программировании содержания развернутых монологических и диалогических высказываний; большинство детей показывают хорошие качественные изменения в таких характеристиках связной речи как содержательность, правильность композиционного построения, разнообразие лексических форм и способов связей между предложениями, хорошее звуковое оформление высказывания; основная масса детей использует полученные навыки в свободной деятельности; повысилась заинтересованность родителей в развитии у детей связной речи (творческое рассказывание).
Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая нами работа эффективна. Следовательно, первоначально выдвинутая гипотеза о том, что комплексный подход в обучении старших дошкольников творческому рассказыванию выступает условием эффективности работы по развитию связной речи у данной категории детей, подтвердилась.
В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении.
Теоретическая значимость заключается в анализе и систематизации знаний по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания.
Практическая значимость исследования состоит в разработке подходов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания. Практический материал исследования может быть использован в массовой практике работы дошкольных групп.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.
2. Алябьева Е.М. Развитие воображения и речи. – М.: Сфера, 2005.
3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками.// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
4. Бахтин М.М.
Эстетика словесного
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
6. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей//Художественное творчество и ребенок. – М.: Просвещение, 1972.
7. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н., Осипова В.В. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом // Дошкольная педагогика. № 2 – 2005. С. 24-28.
8. Ворошнина
Л.В. Обучение творческому
9. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
10. Детство: программа
развития и воспитания детей
в детском саду./Под ред. Т.И.
11. Дьяченко О.М. Возможности
развития умственных
12. Жинкин Н.И. Психологические
основы развития речи.//В
13. Конина М.М. Художественная
литература как средство
14. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.
15. Короткова Э. П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. С.201-202.
16. Леонтьев А.А. Исследования детской речи.//Основы теории речевой деятельности. – М.: Просвещение, 1974. С. 312 – 317.
17. Леонтьев А.А. Признаки
связности и цельности текста./
18. Леушина А.М. Развитие
связной речи у дошкольников./
19. Лелюх С.В., Сидорчук
Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие
20. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми и сверстниками у детей от рождения до 7 лет: Автреф.дис. …доктора психологических наук. – М., 1974.
21. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Просвещение, 1975.
22. Орланова Н.А. Обучение
дошкольников творческому
23. Пеньевская Л.А. Обучение
родному языку.//Вопросы
24. Проблема
методики развития речи в
25. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. О.С.Ушаковой, - М.: Сфера, 2008.
26. Речевое
творчество: технологии и методики
(опыт работы дошкольных
27. Родари Дж. Грамматика фантазии. – Алма – Ата, 2005.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
29. Свеженцова Г. Подготовка детей к школе.// Начальная школа. № 5 – 1994. С. 32 – 36.
30. Сидловская О. Сказка
в развитии дошкольника.//
31. Смирнова Е.А. Проблема речевого общения дошкольников. – М.: Просвещение, 1995.
32. Смольникова Н.Г.
Формирование структуры
33. Соловьева О.И.Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. – М.:Просвещение, 1966.
34. Сохин Ф.А.
Психолого – педагогические
35. Танникова Е.Б. Формирование
речевого творчества
36. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. - М., 1981.
37. Ушакова О.С., Арушанова
А.Г., Максаков А.И., Струнина Е.М.,
Юртайкина Т.М. Занятия по
38. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996.
39. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет. – М.: Сфера, 2009.
40. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: Сфера, 2009.
41. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика обследования развития речи дошкольников. – М., 1997.
43. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1983.
44. Шибицкая А. Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок.//Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.
45. Шорохова О.А. Занятия
по развитию связной речи
46. Шорохова О.А. Психолого – педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников.//Психологическая наука и образование. № 1 – 2005. С. 9 – 15.
47. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
48. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М: Учпедгиз, 1958.
49. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование./Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1986.
50. Ястребова А.В., Лазаренко
О.И. Комплекс занятий по