Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая руководитель логашева.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает. Такой человек, как правило, не допускает ошибок в своих рассуждениях и выводах. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. И это качество развивается главным образом в процессе изучения математики, ибо математика - это практическая логика, в ней каждое новое положение получено с помощью строго обоснованных рассуждений на основе ранее известных положений, т.е. строго доказывается. Математика приучает к логическому мышлению. В математике ученик с наибольшей полнотой, наиболее выпукло и зримо может увидеть демонстрацию почти всех основных законов элементарной логики [18].

Решение всякой задачи по математике - это, прежде всего, цепь рассуждений. Вычисления, преобразования, построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических рассуждений: они направляются рассуждениями. Значит, в математике невозможно обойтись без логики. Для успешного изучения математики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. Собственно, одно из основных назначений задач и упражнений и заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников на уроке [13].

Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач [1].

 Математические задачи должны, прежде всего, будить мысль учеников, заставлять ее работать, развиваться, совершенствоваться. Говоря об активизации мышления учеников, нельзя забывать, что при решении математических задач учащиеся не только выполняют построения, преобразования и запоминают формулировки, но и обучаются четкому логическому мышлению, умению рассуждать, сопоставлять и противопоставлять факты, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения [11].

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза, намечается способ действий, путь решений. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы [20].

Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями, качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности дает возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания - теоретического мышления [14].

Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применение знаний в новых ситуациях, доказательства высказываемых утверждений.

Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как функционирует мышление на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения.

Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).

На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически [1].

Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления:

1. традиционное обучение, приводящее  в зависимости от воздействия  и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления;

2. специально организованное обучение, ориентированное на формирование  учебной деятельности, приводящее  к становлению теоретического  мышления.

Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход.

Основным средством развития математических способностей учащихся являются задачи [11].

Мы выяснили, что успешное формирование мышления младших школьников на уроках математики в основном будет определяться соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

1. На каждом уроке применять  специальные задания, направленные на формирование мышления.

2. Учитывать уровень индивидуального развития ребенка и в связи с этим осуществлять индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.

3. Формировать словесно-логическое, абстрактное мышление на уроках математики в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного - образного мышления.

4. При формировании словесно - логического  мышления необходимо применять приём моделирования.

5. Формировать словесно-логическое  мышление на факультативах по математике, внеклассных занятиях.

Все выше изложенное говорит, о том, что формирование логического мышления является одной из актуальных проблем. Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен.

Логическое мышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности логического мышления является регулярное применение на уроках математики и во внеклассных занятиях нестандартных задач. Регулярно используя нестандартные задачи, учитель может сформировать развитие логического мышления [14].

При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания.

Вывод: уроки математики обладают высокой эффективностью, практической значимостью, дающей в работе с детьми высокий положительный результат: развивается интерес к языку, способности, необходимые для реализации процесса общения, повышается внимание к слову, знания детей обогащаются, развиваются высшие психические функции, в частности, мышление, развивается речь, пополняется словарный запас.

Таким образом: логическое мышление главным образом развивается на уроках математики. Дети учатся строить цепь рассуждений, познают законы элементарной логики. Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями, качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем. Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Словесно – логическое мышление – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно – логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Развитие мышления тесно связано с речью.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР показывают, что дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. У детей отмечаются недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения.

Уроки математики являются основными в процессе развития словесно – логического мышления. Обладают высокой эффективностью, практической значимостью, дающей в работе с детьми высокий положительный результат: развивается интерес к языку, способности, необходимые для реализации процесса общения, повышается внимание к слову, знания детей обогащаются, развиваются высшие психические функции, в частности, мышление, развивается речь, пополняется словарный запас.

 

Глава 2. Методы и содержание экспериментальной работы

 

 

2.1. Анализ диагностического инструментария

 

На базе общеобразовательной школы №9 во 2 «Б» классе с детьми, имеющими логопедическое заключение – общее недоразвитие речи 3-го уровня в количестве 5 человек нами был проведен констатирующий эксперимент.

Цель исследования: выявить уровень сформированности словесно-логического мышления у младших школьников с логопедическим заключением – общее недоразвитие речи 3-го уровня.

Задачи исследования: определить уровень словесно-логического мышления детей, разработать рекомендации по формированию словесно-логического мышления, на уроках математики.

Гипотеза исследования: успешность обучения зависит от общего уровня словесно-логического мышления.

В ходе обследования были использованы следующие методы: анализ продуктов деятельности, беседа, наблюдение.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1. Подготовительный – изучение методик обследования, предлагаемых различными авторами, определяющих содержание и последовательность изучения словесно – логического мышления.

2. Основной - отбор испытуемых; изучение состояния словесно-логического мышления детей.

3. Заключительный – анализ результатов констатирующего эксперимента.

Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня развития словесно - логического мышления включила в себя следующие методики (для 6-7летнего возраста) [21]:

1. Методика "Исключение понятий" направлена на выявление способности детей к классификации и анализу, определению понятий, выяснению причин, выявлению сходств и различий в объектах. Методика помогает определить степень развитости у детей интеллектуальных процессов.

В ходе обследования детям предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Уровень сформированности процессов анализа и синтеза определялся по следующим шкалам:

- 16-17 правильных ответов - высокий,

- 15-12 - средний уровень,

- 11-8 - низкий;

- меньше 8 - очень низкий.

2. Методика " Определение понятий" позволяет определить сформированность понятий, способность к выяснению причин, выявлению сходства и различий в объектах. Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов устанавливаются данные особенности мышления.

Информация о работе Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики