Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа
Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко - это…?
6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час (показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).
14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп - нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь виды
17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10. Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 б.
Уровень сформированности понятий определяется в баллах:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
3. Методика "Последовательность событий" (предложена Н.А. Бернштейном) [22] помогает определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Ребенку предлагаются сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Затем показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию:
"Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай и переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".
Сформированность способности к логическому мышлению определяется следующим образом:
1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.
2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень.
3. Не смог найти
4. Методика "Сравнение понятий" нацелена на определение уровня сформированности операции сравнения у младших школьников.
Испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, нужно определить что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.
Список слов сравнения:
1. Утро - вечер.
2. Корова - лошадь.
3. Летчик - тракторист.
4. Лыжи - кошки.
5. Собака - кошка.
6. Трамвай - автобус.
7. Река - озеро.
8. Велосипед - мотоцикл.
9. Ворона - рыба.
10. Лев - тигр.
11. Поезд - самолет.
12. Обман - ошибка.
13. Ботинок - карандаш.
14. Яблоко - вишня.
15. Лев - собака.
16. Ворона - воробей.
17. Молоко - вода.
18. Золото - серебро.
19. Сани - телега.
20. Воробей - курица.
21. Дуб - береза.
22. Сказка - песня.
23. Картина - портрет.
24. Лошадь - всадник.
25. Кошка - яблоко.
26. Голод - жажда.
Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия понятий.
1) Количественная обработка
а) Высокий уровень - школьник назвал более 12 черт.
б) Средний уровень - от 8 до 12 черт.
в) Низкий уровень - менее 8 черт.
2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента являлось: выявление
исходного уровня развития словесно-логического
мышления.
Для проведения констатирующего эксперимента
мы подобрали ряд методик, с помощью которых
мы выявили уровень развития словесно
– логического мышления. Методики предъявлялись
детям в первой половине дня после подгрупповых
занятий, индивидуально, последовательно
от 1 к 4. Задания выполнялись сидя за столом.
Дети охотно пошли на контакт. Констатирующая
диагностика была проведена комплексно,
со всей группой детей – 5 человек (мальчики
– возраст 9 лет).
Результаты диагностического исследования обобщены в таблице:
Таблица №1. Обобщенные результаты констатирующей диагностики.
Название диагностики |
"Исключение понятий" |
"Определение понятий" |
"Последовательность событий" |
"Сравнение понятий" | ||||||||||||||||
Имя ребенка |
Артем Д. |
Сергей К. |
Данил В. |
Артем Т. |
ДмитрийТ. |
Артем Д. |
Серг ей К. |
Данил В. |
Артем Т. |
ДмитрийТ. |
Артем Д. |
Сергей К. |
Данил В. |
Артем Т. |
ДмитрийТ. |
АртемД. |
СергейК. |
Данил В. |
АртемТ. |
ДмитрийТ. |
Очень высокий уровень |
||||||||||||||||||||
высокий |
+ |
|||||||||||||||||||
средний |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
низкий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
Очень низкий |
+ |
+ |
Как видно из обобщенных результатов диагностики, в основном уровень развития словесно – логического мышления равен среднему, либо низкому, в некоторых случаях очень низкому. Эти показатели отражены в диаграммах:
Диаграмма 1. Сравнение результатов выполнения методики "Исключение понятий".
В ходе проведения данной методики удалось
выявить, что из 5 детей – 3 выполнили задание
правильно (средний уровень), т.е. способны
к классификации и анализу, 2 человека
показали низкий уровень.
Дети которые правильно выполнили задание,
обладают надлежащим уровнем классификации
и анализа. Дети со средним уровнем (Артем
Д., Данил В., Дмитрий Т.), не только легко
смогли определить лишнее слово, но назвать
обобщающее слово; в большинстве предложенных
примеров, простые примеры эти дети решали
самостоятельно, более сложные — при минимальной
помощи взрослого; дети с низкими показателями
(Сергей К., Артем Т.) справились с наиболее
простыми вариантами – большинство результатов
менее 10.
Вывод: результаты исследования показали
уровень развития способностей у учащихся:
60% - средний, 40% - низкий уровень.
Диаграмма 2. Сравнение результатов выполнения методики "Определение понятий".
В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 5 детей – 4 выполнили
задание правильно (средний уровень), т.е.
учащиеся обладают такими операциями
мышления, как определения понятий, выяснение
причин, выявления сходства и различий
в объектах, 1 человек показал низкий уровень
развития данных операций мышления. Из
результатов данной методики мы можем
судить о степени развитости интеллектуальных
процессов у учащихся: средний уровень
имеют –80 %, низкий 20%.
Дети со средним уровнем чаще отвечали
на вопросы кратко, при просьбе объяснить,
почему он так думает - терялись; ребенок
с низким показателем, ответил на небольшое
количество вопросов – пояснить не мог,
не проявлял усилий понять, о чем вопрос,
не спрашивал.
Сравнение результатов выполнения методики "Последовательность событий":
Артем Д. – средний уровень
Сергей К. – низкий уровень
Данил В. – средний уровень
Артем Т. – низкий уровень
Дмитрий Т. – высокий уровень
В ходе проведения данной методики удалось
выявить, что из 5 человек – 3 справились
с заданием (высокий и средний уровень,
2 ребенка показали низкий уровень). Исходя из этого, высокий
уровень имеет – 20%: этот ребенок, без труда
восстановил последовательность картинок
и составил полный рассказ, осуществлялся
простой анализ, без избыточного манипулирования
картинками; дети со средним уровнем –
40% составляли рассказ при помощи наводящих
вопросов, низкий – 40%: не смогли с первого
раза восстановить правильную последовательность,
составление рассказа же осуществлялось
при помощи вопросов, ответы дети давали
не полные, этим детям была свойственна
импульсивность и негативное отношением
к трудностям. Успешность мысленного анализа
зрительно воспринимаемых сюжетных картинок
у испытуемых данной группы зависела от
их сложности и последовательности предъявления.
Испытывали трудности при мысленном анализе
сюжетной картинке с явным смыслом. Этим
детям требовалось гораздо больше помощи.
Диаграмма 4. Сравнение результатов выполнения
методики "Сравнение понятий".
В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 5 детей – 3 выполнили задание правильно (средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как сравнение, умением находить общее и отличия, 2 человека показали низкий уровень развития данных операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов у учащихся: средний уровень имеют –60 %, низкий 40%. Детям со средним уровнем легче было определить общее, они быстро называли различное в понятиях; дети с низким показателем, ответили на небольшое количество вопросов – пояснить не могли.
Сводная таблица результатов диагностического исследования
|
|
Уровни развития мышления | |||
Методика |
Методика |
Методика |
Методика 4 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
очень |
низкий |
низкий |
низкий |
|
Данил В. |
средний |
средний |
средний |
средний |
|
Артем Т. |
|
|
низкий |
низкий |
|
|
|
|
высокий |
средний |
Выводы по результатам констатирующей диагностики
Таким образом, исходя из полученных
результатов можно сделать вывод, что школьники,
показавшие высокий и средний уровень,
способны к логическому мышлению, обобщению,
умению понимать связь событий и строить
последовательные умозаключения.
По результатам проведения диагностики
выяснилось, что наименьшие трудности
вызвала Методика 3 (составление рассказа
по картинкам); наибольшие трудности возникли
при классификации понятий.