Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа
Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список
3. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 183с.
5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.
6. Галкина О. А. Статья - Психолого-педагогические основы развития операций логического мышления у детей младшего школьного возраста.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию.- М.: Просвещение, 2000. – 312 с.
8. Глушенкова Т.Г. Статья - Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
9. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10. Дмитриева Н.Ю. Общая психология - конспект лекций. Лекция № 8 Мышление (часть 1)
11. Зак А.З. Развитие умственных способностей
младшего школьника-М., 1965
12. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний
кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО,
2006.
13. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления. Советская педагогика. — 1975. — № 4.
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической
психологии- М.,1976
15. Кузнецова А. В. Статья - Рекомендации
по развитию словесно-логического мышления
у обучающихся младших классов
16. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. - с. 21.
17.Мочалова О.Б. Учимся рассуждать логически (шаг третий). Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Уфа, 2001.
18. Немов А.И. Общая психология-М.,1990
19. Павлова О. А. Статья - Обобщение опыта работы на тему "Развитие
связной речи и творческих способностей
у детей с ОНР путём использования методов
ТРИЗ"
20. Петровский А.В. Введение в психологию-М.,1998
21. Репина Н.В. и др., Основы клинической психологии 2003г.
22.Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск: Средне-уральское книжное издательство,1996г. - с.11-16.
23. Тихомиров О.К. Психология мышления 2002 г.
24. Е.П. Фефилова, Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по математике», 2 класс, 2008 г.
25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
27. А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. Сайт: http://azps.ru/
28. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
Приложение 1
Тема: «Сложение и вычитание» (занятие 1)
Цель: формировать навык сложения и вычитания учащихся в пределах 10
Задачи:
1.Образовательная – познакомить детей с терминами сложение, вычитание;
2. Коррекционно – развивающая – корригировать речь детей, развивать
логическое мышление;
3. Воспитательная – прививать интерес детей к предмету.
Оборудование: бабочки для развития дыхания, тетради, словарики для терминов.
Деятельность учителя, пункты занятия |
Ход занятия |
Деятельность детей |
1.Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь за свои рабочие места. - Посмотрите внимательно за окно. Какой сегодня день? (пасмурный, хмурый, светлый, солнечный) - Какое настроение у вас вызывает такая погода? - А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось? - Надо улыбнуться. - Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу! -Надеюсь, ваше настроение улучшилось, и мы начинаем занятие. |
Дети здороваются с учителем, улыбаются |
2. Артикуляционная гимнастика |
Для начала мы повторим нашу артикуляционную разминку со звуками. - произносим звуки а, о, у, и, э, ы – с восходящей интонацией (по 4 раза) - произносим звуки а, о, у, и, э, ы – с нисходящей интонацией (по 4 раза) |
Дети выполняют артикуляционные упражнения
|
3. Дыхательные упражнения |
Выполнение дыхательных упражнений - Ребята, смотрите, какие
красивые бабочки к нам Молодцы! |
Дети выполняют дыхательные упражнения |
4. Кинезиологические упражнения |
- А сейчас разомнем наши пальчики - сделаем упражнения «Зайчик», «Корова», «Коза» - Хорошо! |
Дети выполняют кинезиологические упражнения |
5. Сообщение темы урока. Изучение нового материала. |
Откройте ваши тетради и запишите число. Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать. Давайте прочитаем на доске термины – сложение и вычитание. Давайте для начала подумаем, что же такое сложение и вычитание? Молодцы, вы верно понимаете эти определения. * СЛОЖЕНИЕ - арифметическое действие, позволяющее объединить два числа. Обозначается знаком «+» (плюс). * ВЫЧИТАНИЕ - арифметическое действие операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−» (минус). А теперь прочитаем термины хором - читают с учителем, читают по одному, учитель выслушивает каждого ребенка. Запомните эти термины, запишите в словари |
- дети пытаются по своему ответить на вопрос
Дети проговаривают термины, записывают в словари |
6. Решение простых примеров |
Чтобы задачи быстро решать. Надо уметь складывать и вычитать. Начнём нашу работу с весёлого, точного устного счёта.
Запишите в тетради примеры и решите их: 2+3 = 4+2 = 3+4 = 6+2 = 5+4 = 6+4 = Кто первый решит поднимите руку. Все решили примеры, молодцы, давайте проверим правильность 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
Учитель показывает Как правильно складывать и вычитать (несколько простых примеров) Дети решают простые примеры в тетради |
7. Физминутка |
Мы много занимались, устали, давайте немножко отдохнем, встанем у своих рабочих мест: 1. Глазки видят всё вокруг, Наклоны туловища Потянуться к одной ноге, к другой Вращения запястьями |
Дети и учитель выполняют упражнения |
8. Закрепление нового материала |
Вот как хорошо отдохнули, молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, нас ждет интересное задание: 1) 3-2=1(с) 2) 3+2=5(к) 3) 8-2=6(а) Посмотрите, какие примеры мы должны решить, здесь зашифровано слово, когда решите примеры, вы без труда сможете его назвать. Марина будет решать примеры у доски, а все остальные в тетрадях. Решили, молодцы, давайте проверим правильность А теперь смотрите, здесь каждому числу соответствует определенная буква, подставьте буквы вместо чисел, и вы узнаете какое слово здесь «прячется». 1 =с 2 =з 5 =к 6 =а |
Дети решают примеры
Проверяют правильность вместе с учителем |
9. Упражнения на логическое |
Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный – запишите условия задачи в тетрадь Жираф, крокодил и бегемот (жираф – оранжевый домик, крокодил – синий, бегемот – в красном) Молодцы, вот еще одна задачка: Жили-были три девочки: (самая высокая Таня, самая низкая Даша) Молодцы, ребята, запишите в тетрадях домашнее задание. |
Дети решают логические задачи |
10. Домашнее задание |
Решите в тетради следующие примеры:
6+3= 4+3= 5+1= 5+4= 7+3= 7-2= 8-4= 5+3= |
Дети записывают задание в тетради |
11. Итог |
Учитель задает вопросы:
Ребята, с какими терминами вы познакомились сегодня на занятии?
Правильно, каким знаком обозначается сложение? А вычитание? Кто был внимательным на уроке? Кто ни разу не ошибся? Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! |
Дети отвечают на вопросы учителя - сложение, вычитание - плюсом
- минусом |
Приложение 2
Тема: «Сложение и вычитание» (продолжение, занятие 2)
Цель: формировать навык сложения и вычитания учащихся в пределах 10
Задачи:
1.Образовательная – познакомить учащихся с понятиями сумма, разность;
2. Коррекционно – развивающая – пополнять активный словарный запас
детей, развивать логическое мышление;
3. Воспитательная – воспитание дисциплинированности.
Оборудование: кораблики для развития дыхания, тетради, словарики для терминов, учебник.
Деятельность учителя, пункты занятия |
Ход занятия |
Деятельность детей |
1.Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь за свои рабочие места. Сегодня наш урок мы начнем с загадок на логику, будьте внимательны: Что можно приготовить, но нельзя
съесть? Молодцы ребята! |
Дети здороваются с учителем, решают логические задачи |
2. Артикуляционная гимнастика |
А теперь нашу артикуляционную разминку со звуками. - произносим звуки а, о, у, и, э, ы – отрывисто и быстро (по 4 раза) - произносим звуки а, о, у, и, э, ы – медленно, тянем каждый звук (по 4 раза) |
Дети выполняют артикуляционные упражнения
|
3. Дыхательные упражнения |
Выполнение дыхательных упражнений - Ребята, смотрите, какие к нам приплыли корабли (ванночка с водой и корабликами), нам нужно отправить их в дальнее плаванье – нужно на них подуть – сначала слабо, посильнее, сильно. Молодцы! |
Дети выполняют дыхательные упражнения |
4. Кинезиологические упражнения |
- А сейчас разомнем наши - Хорошо! |
Дети выполняют кинезиологические упражнения |
5. Сообщение темы урока.
Повторение изученного материала.
|
Откройте ваши тетради и запишите число. Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться складывать и вычитать. Давайте повторим, какие термины мы изучили вчера?
Сережа, что такое сложение – дай определение
Молодец, верно! Марина, дай определение вычитания
Правильно, Марина! |
- дети отвечают на вопрос - знакомились с терминами сложение и вычитание
* СЛОЖЕНИЕ - арифметическое действие, позволяющее объединить два числа. Обозначается знаком «+» (плюс). * ВЫЧИТАНИЕ - арифметическое действие операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−» (минус). |
6. Проверка домашнего задания |
Сейчас проверим домашнее задание, какие ответы у вас получились?
|
Дети зачитывают свои ответы, если встречается ошибка, разбирают пример с учителем |
7. Изучение нового материала |
А теперь посмотрите на доску (записаны термины сумма и разность), прочитаем эти слова хором, читают по одному, учитель выслушивает каждого ребенка. Запомните эти термины, запишите в словари Сумма - результат сложения. Разность - результат вычитания. |
Дети читают термины, записывают их в словари |
8.Физминутка |
Мы много занимались, устали, давайте немножко отдохнем, встанем у своих рабочих мест: Мы ладошкой потрясём, Чтоб красиво написать, |
Дети и учитель выполняют упражнения |
9. Закрепление нового материал |
- Беритесь, ребята, Скорей за работу! Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счету! Сейчас решим задачу, Наташа выходи к доске, а все остальные будут решать в тетрадях: 1) Брату 3 года, сестре 7 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре? Нужно из 7 вычесть 3 и мы получим ответ (через 4 года) 2)На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки. Как решить эту задачу? Правильно, нужно сложить 5 и 2 и мы получим общее число детей на катке (7 человек) 3) На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке? (8-1=7) А теперь маленькая самостоятельная работа, поделимся на первую и вторую группу: Первое задание для первой, второе для второй группы: I группа: 3+2= 7-2= 6-1= 4+1= Проверка: Какой результат получили дети 1 группы? 2 группы? (5) |
Дети решают задачи
проверяют правильность вместе с учителем
Делают самостоятельную работу |
10. Упражнения на логическое мышление |
Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный – запишите условия задачи в тетрадь Антон и Денис решили поиграть. (Рыжий - выступал с шариком, а черный с мячиком) Гусь на двух ногах весит 2 кг.
Сколько он будет весить, стоя на одной
ноге? (На клене яблоки не растут) Молодцы, ребята, запишите в тетрадях домашнее задание. |
Дети решают логические задачи |
11. Домашнее задание |
Решите в тетради следующие задачи: • Три поросенка гуляли на лужайке. Наступила
осень и настала пора строить домики. Наф-Наф
ушел строить домик. Сколько поросят осталось
гулять на лужайке? (2) |
Дети записывают задание в тетради |
12. Итог |
Учитель задает вопросы:
Ребята, с какими терминами вы познакомились сегодня на занятии?
Правильно, каким знаком обозначается сумма? А разность? Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! |
Дети отвечают на вопросы учителя - сумма, разность - плюсом - минусом |