Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная актуальность позволила сформулировать тему исследования: «Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3 – го уровня на уроке математики».
Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня.
Объект исследования: словесно-логическое мышление.
Предмет исследования: особенности словесно-логического мышления младших школьников с ОНР 3-го уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………….3- 6 стр
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы изучения и формирования абстрактного мышления у младших школьников.
Развитие словесно – логического мышления в онтогенезе детей…………………………………………………….7 – 10 стр
Психолого – педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР3-го уровня.….11 – 16 стр
Особенности словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………….17 – 20 стр
Возможности уроков математики для формирования словесно – логического мышления у младших школьников с ОНР 3-го уровня…………………………………….21 – 26 стр
Выводы по 1-ой главе……………………………………………27стр
Глава 2 Методы и содержание экспериментальной работы
2.1. Анализ диагностического инструментария……..28 – 33 стр
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента….......................................................................34 – 39 стр
2.3. Направления коррекционно – педагогической работы по формированию словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 –го уровня на уроках математики……………..40 – 44стр
Выводы по 2 – ой главе………………………………………..45 стр
Заключение……………………………………………………… 46 стр
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая руководитель логашева.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

3. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.

4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 183с.

5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.

6. Галкина О. А. Статья - Психолого-педагогические основы развития операций логического мышления у детей младшего школьного возраста.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию.- М.: Просвещение, 2000. – 312 с.

8. Глушенкова Т.Г.  Статья - Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

9. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Дмитриева Н.Ю. Общая психология - конспект лекций. Лекция № 8 Мышление (часть 1)

11. Зак А.З. Развитие умственных способностей младшего школьника-М., 1965  
12. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

13. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления. Советская педагогика. — 1975. — № 4.

14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии- М.,1976  
15. Кузнецова А. В. Статья - Рекомендации по развитию словесно-логического мышления у обучающихся младших классов

16. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. - с. 21.

17.Мочалова О.Б. Учимся рассуждать логически (шаг третий). Учебно-методическое пособие для  учителей и учащихся. Уфа, 2001.

18. Немов А.И. Общая психология-М.,1990  
19. Павлова О. А. Статья - Обобщение опыта работы на тему "Развитие связной речи и творческих способностей у детей с ОНР путём использования методов ТРИЗ"

20. Петровский А.В. Введение в психологию-М.,1998

21. Репина Н.В. и др., Основы клинической психологии 2003г.

22.Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск: Средне-уральское книжное издательство,1996г. - с.11-16.

23. Тихомиров О.К. Психология мышления 2002 г.

24. Е.П. Фефилова, Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по математике», 2 класс, 2008 г.

25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

27. А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов.  Сайт: http://azps.ru/

28. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тема: «Сложение и вычитание» (занятие 1)

Цель: формировать навык сложения и вычитания учащихся в пределах  10

Задачи:

1.Образовательная – познакомить детей с терминами сложение, вычитание;

2. Коррекционно – развивающая – корригировать речь детей, развивать логическое мышление;  
3. Воспитательная – прививать интерес детей к предмету.

Оборудование: бабочки для развития дыхания, тетради, словарики для терминов.

Деятельность учителя, пункты занятия

Ход занятия

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь за свои рабочие места.

- Посмотрите внимательно за окно. Какой сегодня день? (пасмурный, хмурый, светлый, солнечный)

- Какое настроение у вас вызывает такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось?

- Надо улыбнуться.

- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю  вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу!

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось, и мы начинаем занятие.

Дети здороваются с учителем, улыбаются

2. Артикуляционная гимнастика

Для начала мы повторим  нашу артикуляционную разминку со звуками.

- произносим звуки а, о, у, и, э, ы – с восходящей интонацией (по 4 раза)

-  произносим звуки  а, о, у, и, э, ы – с  нисходящей интонацией (по 4 раза)

Дети выполняют артикуляционные упражнения

 

3. Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений

- Ребята, смотрите, какие  красивые бабочки к нам прилетели! Давайте подуем на них, и они  зашевелятся.

Молодцы!

Дети выполняют дыхательные упражнения

4. Кинезиологические упражнения

- А сейчас разомнем наши пальчики - сделаем упражнения «Зайчик», «Корова», «Коза»

- Хорошо!

Дети выполняют кинезиологические упражнения

5. Сообщение темы урока. Изучение  нового материала.

Откройте ваши тетради и запишите число.

Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать.

Давайте прочитаем на доске термины – сложение и вычитание.

Давайте для начала подумаем, что же такое сложение и вычитание?

Молодцы, вы верно понимаете эти определения.

* СЛОЖЕНИЕ - арифметическое действие, позволяющее объединить два числа. Обозначается знаком «+» (плюс).

* ВЫЧИТАНИЕ - арифметическое действие операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−» (минус).

А теперь прочитаем термины хором - читают с учителем, читают по одному, учитель выслушивает каждого ребенка.

Запомните эти термины, запишите в словари

 

- дети пытаются по своему ответить на вопрос

 

 

Дети проговаривают термины, записывают  в словари

6. Решение простых примеров

Чтобы задачи быстро решать.

Надо уметь складывать и вычитать.

Начнём нашу работу с весёлого, точного устного счёта.

 

 

 

 

 

Запишите в тетради примеры и решите их:

2+3 =

4+2 =

3+4 =

6+2 =

5+4 =

6+4 =

Кто первый решит поднимите руку.

Все решили примеры, молодцы, давайте проверим правильность 5, 6, 7, 8, 9, 10

Учитель показывает

Как правильно складывать и вычитать (несколько простых примеров)

Дети решают простые примеры в тетради

7. Физминутка

Мы много занимались, устали, давайте немножко отдохнем, встанем у своих рабочих мест:

1. Глазки видят всё вокруг,  
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг.

 
2. Выполняем наклоны головы

Наклоны туловища

Потянуться к одной ноге, к другой

Вращения запястьями

Дети и учитель выполняют упражнения

8. Закрепление нового материала

Вот как хорошо отдохнули, молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, нас ждет интересное задание:

1) 3-2=1(с)                         2) 3+2=5(к)

3) 8-2=6(а)                         4) 4-2=2(з)                       5)9-4=5(к)                          6) 2+4=6(а)                        

Посмотрите, какие примеры мы должны решить, здесь зашифровано слово, когда решите примеры, вы без труда сможете его назвать.

Марина будет решать примеры у доски, а все остальные в тетрадях.

Решили, молодцы, давайте проверим правильность

А теперь смотрите, здесь каждому числу соответствует определенная буква, подставьте буквы вместо чисел, и вы узнаете какое слово здесь «прячется».

1 =с

2 =з

5 =к

6 =а

Дети решают примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность вместе с учителем

9. Упражнения на логическое мышление

Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный – запишите условия задачи в тетрадь

Жираф, крокодил и бегемот 
жили в разных домиках. 
Жираф жил не в красном 
и не в синем домике. 
Крокодил жил не в красном 
и не в оранжевом домике. 
Догадайся, в каких домиках жили звери?

(жираф – оранжевый  домик, крокодил – синий, бегемот  – в красном)

Молодцы, вот еще одна задачка:

Жили-были три девочки: 
Таня, Лена и Даша. 
Таня выше Лены, Лена выше Даши. 
Кто из девочек самая высокая, 
а кто самая низкая? 
Кого из них как зовут?

(самая высокая Таня, самая  низкая Даша)

Молодцы, ребята, запишите в тетрадях домашнее задание.

Дети решают логические задачи

10. Домашнее задание

Решите в тетради следующие примеры:

 

6+3=                           4+3=

5+1=                           5+4=

7+3=                           7-2=

8-4=                            5+3=

Дети записывают задание в тетради

11. Итог

Учитель задает вопросы:

 

 

Ребята, с какими терминами вы познакомились сегодня на занятии?

 

Правильно, каким знаком обозначается сложение?

А вычитание?

Кто был внимательным на уроке?

Кто ни разу не ошибся?

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!

Дети отвечают на вопросы учителя

- сложение, вычитание

- плюсом

 

- минусом




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тема: «Сложение и вычитание» (продолжение, занятие 2)

Цель: формировать навык сложения и вычитания учащихся в пределах  10

Задачи:

1.Образовательная – познакомить учащихся с понятиями сумма, разность;

2. Коррекционно – развивающая – пополнять активный словарный запас детей, развивать логическое мышление;  
3. Воспитательная – воспитание дисциплинированности.

Оборудование: кораблики для развития дыхания, тетради, словарики для терминов, учебник.

Деятельность учителя, пункты занятия

Ход занятия

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь за свои рабочие места.

Сегодня наш урок мы начнем с загадок на логику, будьте внимательны:

Что можно приготовить, но нельзя съесть? 
Уроки 
*** 
Что становится на треть больше, если его поставить вверх ногами? 
Цифра 6 
*** 
У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? 
Пять.

Молодцы ребята!

Дети здороваются с учителем, решают логические задачи

2. Артикуляционная гимнастика

А теперь нашу артикуляционную разминку со звуками.

- произносим звуки а, о, у, и, э, ы – отрывисто и быстро (по 4 раза)

-  произносим звуки  а, о, у, и, э, ы – медленно, тянем  каждый звук (по 4 раза)

Дети выполняют артикуляционные упражнения

 

3. Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений

- Ребята, смотрите, какие  к нам приплыли корабли (ванночка с водой и корабликами), нам нужно отправить их в дальнее плаванье – нужно на них подуть – сначала слабо, посильнее, сильно.

Молодцы!

Дети выполняют дыхательные упражнения

4. Кинезиологические упражнения

- А сейчас разомнем наши пальчики - сделаем упражнения «Зайчик», «Корова», «Коза»

- Хорошо!

Дети выполняют кинезиологические упражнения

5. Сообщение темы урока.

 

Повторение изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте ваши тетради и запишите число.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться складывать и вычитать.

Давайте повторим, какие термины мы изучили вчера?

 

 

 

 

Сережа, что такое сложение – дай определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодец, верно!

Марина, дай определение вычитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно, Марина!

 

- дети отвечают на вопрос - знакомились с терминами сложение и вычитание

 

* СЛОЖЕНИЕ - арифметическое действие, позволяющее объединить два числа. Обозначается знаком «+» (плюс).

* ВЫЧИТАНИЕ - арифметическое действие операция, обратная сложению. Обозначается знаком минус «−» (минус).

6.  Проверка домашнего задания

Сейчас проверим домашнее задание, какие ответы у вас получились?

 

Дети зачитывают свои ответы, если встречается ошибка, разбирают пример с учителем

7. Изучение нового материала

А теперь посмотрите на доску (записаны термины сумма и разность), прочитаем  эти слова хором, читают по одному, учитель выслушивает каждого ребенка.

Запомните эти термины, запишите в словари

Сумма - результат сложения.

Разность - результат вычитания.

Дети читают термины, записывают их в словари

8.Физминутка

Мы много занимались, устали, давайте немножко отдохнем, встанем у своих рабочих мест:

Мы ладошкой потрясём,  
Каждый пальчик разомнём. 
Раз, два, три, четыре, пять 
Мы начнём опять писать. 

Чтоб красиво написать, 
Надо пальчики размять 
Раз, два, три, четыре, пять, 
За письмо получим пять!

Дети и учитель выполняют упражнения

9. Закрепление нового материал

- Беритесь, ребята,

Скорей за работу!

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счету!

Сейчас решим задачу, Наташа выходи к доске, а все остальные будут решать в тетрадях:

1) Брату 3 года, сестре 7 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре?

Нужно из 7 вычесть 3 и мы получим ответ (через 4 года)

2)На катке каталось 5 мальчиков  и 2 девочки.

Как решить эту задачу?

Правильно, нужно сложить 5 и 2 и мы получим общее число детей на катке (7 человек)

3) На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке?

(8-1=7)

А теперь маленькая самостоятельная работа, поделимся на первую и вторую группу:

Первое задание для первой, второе для второй группы:

I группа: 3+2= 7-2= 6-1= 4+1= 
II группа: 6-2+1= 2+2+1= 8-2-1= 3+2+0=

Проверка: Какой результат получили дети 1 группы? 2 группы? (5)

Дети решают задачи

 

 

 

проверяют правильность вместе с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают самостоятельную работу

10. Упражнения на логическое мышление

Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный – запишите условия задачи в тетрадь

Антон и Денис решили поиграть.  
Один с кубиками, а другой машинками.  
Антон машинку не взял.  
Чем играли Антон и Денис? 
(Антон играл кубиками, Денис машинками) 
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. 
Рыжий клоун выступал не с мячиком,  
А черный клоун выступал не с шариком.  
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

(Рыжий - выступал с шариком, а черный с мячиком)

Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге? 
(2 кг.) 
На клене 5 веток? на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене?

(На клене яблоки не  растут)

Молодцы, ребята, запишите в тетрадях домашнее задание.

Дети решают логические задачи

11. Домашнее задание

Решите в тетради следующие задачи:

• Три поросенка гуляли на лужайке. Наступила осень и настала пора строить домики. Наф-Наф ушел строить домик. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? (2)  
• Под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь и выросло еще 2 гриба. Сколько всего грибов стало расти под елочкой? (6)  
• Если к этому числу прибавить 1, то получится 10. (9)

Дети записывают задание в тетради

12. Итог

Учитель задает вопросы:

 

 

Ребята, с какими терминами вы познакомились сегодня на занятии?

 

Правильно, каким знаком обозначается сумма?

А разность?

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!

Дети отвечают на вопросы учителя

- сумма, разность

- плюсом

- минусом




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Развитие словесно – логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня на уроке математики