Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание

Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Музыкальные произведения программы  объединены в тематические блоки и даны в  них в порядке  возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые  в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей  дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа  по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена  на тех же научных  основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач  музыкального и общехудожественного  развития ребенка, что  и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Авторы  программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.

 

2.2.4.Сравнительная  характеристика программ  по музыкальному 

воспитанию  дошкольников .

Сравнивая выше указаные программы  можно сказать,что  они схожи между  собой.

Как уже говорилось, первые две программы  во многом схожи между  собой, но есть в них  и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а  умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой  все виды детской  музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой на взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в  отличие от программы  Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно  отличается от двух предыдущих и, как кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей  вариативностью занятий. Педагог ограничен  только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка  в музыке»  и  т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

Изучив  данную проблему, проведя  наблюдения в дошкольных учреждениях, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, можно сделать  вывод, что пренебрежение  педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно  не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к  занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

На  взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.  

 

2.2.5.Анализ  программы М.А.  Васильевой «Развитие  индивидуально-творческих  способностей дошкольника  средствами театрального  искусства».

Анализ  существующих образовательных  программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного  воспитания  дошкольника,  который  характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

· с какого возраста обучать детей  театральной деятельности?  чему  учить и как учитывать возрастные особенности?  и т.д.

Ответы  на эти и другие вопросы следует, по  нашему  мнению,  искать  в  огромном положительном   опыте  театральной  педагогики,  накопленном  К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др.,  одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки,  стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности  их  театральной  методики, прежде  всего  в  сближении  игры  актера  и  игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Следовательно,  очевидной  становится идея необходимости  развития творческой индивидуальности  ребенка-дошкольника  с позиций  передовой педагогики  русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в  театральной  деятельности.  Кроме  того, иной  смысл  приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как  это  было  принято ранее, ограничивающая   творческую активность и самостоятельность  ребенка,  а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами  театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.

Название  курса основано на принятии:

·     принципа гуманизма;

·   принципа  индивидуального,  личностно ориентированного   подхода   к воспитанию и образованию дошкольника;

· принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.

Основной  целью программы  по театральной  деятельности  является  обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение   интереса   и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи  программы:

  1. Создание условий для воспитания и  творческой  самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа чувство пространства  и  времени вера  в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его  звуковой культуры,  монологической  и  диалогической  формы  речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической  речи,  эффективному  общению  и  речевой выразительности.
  4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
  5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных  интересов  дошкольников   через   расширение   представлений   о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.
  6. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  7. Улучшение  психологической  атмосферы  в  группах выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная  программа  рассчитана  на  детей  среднего  и старшего  дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических  процессов, развивающегося  творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы  положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы   переживания", созданной К.С.Станиславским,  где  учитываются  личностный  опыт  ребенка  и  уровень  его психофизического развития.

Содержание  образования,  согласно  педагогической  системе  Станиславского, строится по трем разделам:

1.  Актерское мастерство (с  элементами сценического  движения и пантомимики).

2.  Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

3.  Искусство театра (история  и специфика театрального  искусства).

Механизм  обеспечения эффективности программы  базируется  на  рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на  каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения  педагогической  идеи как   содержания образования. Такая предварительная  подготовка  обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность  активного сотворчества,  соигры,  события  педагога  и  ребенка  и  позволяет  дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных  условий образовательной среды. Таким  образом,  программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности,  где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя  эмоциональная  активность дошкольника.  Поэтому  программа  "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы  гуманизации  образования  ребенка  дошкольного  возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде  интегративной части образовательного блока.

 

2.3. Роль воспитателя  в организации 

музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

 

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается  наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон  и т.д.). Это обусловлено  особенностями дошкольного  возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности