Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание

Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1.Констатирующий  эксперимент

 

Цель  выявить начальный уровень музыкального развития  творческих способностей детей средствами театрализованной  деятельности.

    Методы исследования  на данном этапе:

  1.Беседа  с детьми;

2.Наблюдение  и анализ театрализованной  деятельности;

3.Экспериментальные  занятия; 

4.Описание  и анализ результатов констатирующего этапа.

В процессе наблюдения и анкетирования  было выявлено:

Аня Е.5,5 лет девочка  довольно спокойная, всегда веселая, доброжелательная, общительная на музыкальные  занятия ходит  с удовольствием; любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но в театр играет по приглашению воспитателя играет с Леной Б., и с Дашей К.

Лена  Б.5,7 года девочка  общительная, веселая, любит играть в  магазин и в  больницу на музыкальные  занятия ходит  без всякого интереса, но притом очень любит  танцевать, но петь и играть на музыкальных инструментах не любит, в театр играет по приглашению взрослых.

Вова  К.5,8 лет.мальчик спокойный, веселый, общительный, любит подражать  сказочным героям, таким как человек - паук, бетмен, в группе лидер; на музыкальные  занятия ходит с большим удовольствием, очень любит петь, танцевать играть на музыкальных инструментах, играет с удовольствием в театр без приглашения взрослого с Максимом М, Александром Ш. и с Валерией С.

Даша  К.5,5 лет девочка  тихая, спокойная, довольно таки стеснительная, но притом общительная; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

Леша  Л.6 лет мальчик  спокойный, тихий, общительный, любит играть в спокойные игры; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

Вова  Л.5 лет мальчик  шумный, веселый, любит  играть в шумные игры такие как "строитель", не любит когда ему делают замечание другие дети; на музыкальные занятия ходит без желания не любит петь, танцевать, но притом любит играть на музыкальных инструментах; в театр играет по приглашению взрослого.

Максим  М.6 лет мальчик  шумный играет в такие  игры как строитель и водитель, веселый, общительный играет с Вовой К, Алешей Л; на музыкальные занятия ходит с удовольствием любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет по приглашению взрослого.

Настя Н.5,6 лет девочка  спокойная, веселая, любит играть в больницу, магазин, в порихмахерскую, общительная играет с Зоей Ш, Таней Г, Наташей Х; на музыкальные занятия ходит с удовольствием любит петь, танцевать (нетолько на занятиях), играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого. 

Валерия С.5,4 года девочка  довольно-таки подвижная, любит играть в  основном с мальчиками в строителей, шоферов, с мальчиками играет на равных, но притом среди них она  лидер, веселая, общительная; на музыкальные занятия  ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет с удовольствием без приглашения взрослого.

Наташа  Х.5,7лет девочка  тихая спокойная, общительная, веселая, любит рисовать, играть в тихие и спокойные  игры, такие как  больница, парикмахерская; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

Цель: изучить  особенности  восприятия музыкальных  произведений детьми старшего дошкольного возраста.

Задание№1

1)Прослушать  музыку П.И.Чайковского  «Жаворонок».

2)Мысленно  нарисовать картину.

3)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность  музыки).

4)Уметь  рассказать о картине,  которую мысленно  нарисовал. 

5)Уметь  подобрать  в  памяти стихотворную строчку, элюстрационную картину

.6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать (без слов) о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№2

1)Прослушать  музыку Г.Свиридова  «Метель».

2)Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах .

3)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность  музыки).

4)Уметь  рассказать о картине  которую мысленно  нарисовал. 

5)Уметь  подобрать в памяти  стихотворную строчку,  элюстрационную картину

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную  строчку).

7)Пластикой  показать о чём  эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила  мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном ин струменте,с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№3

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой  «Лошадки».

2)Мысленно  нарисовать картину  и проиграть (прохлопать). 

3)Уметь  рассказать о картине  которую мысленно  нарисовал.  

4)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность  музыки).

5)Уметь  в памяти подобрать  стихотворную строчку,  элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать, о чём  эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила  мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№4

1)Прослушать  музыку Э.Григ "Шествие  гномов".

2)Мысленно  нарисовать картину,  проиграть на музыкальных  инструментах и  выполнить элементы  танца.

3)Уметь  рассказать о картине,  которую мысленно  нарисовал. 

4)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность  музыки).

5)Уметь  в памяти подобрать  стихотворную строчку,  элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную  строчку).

7)Пластикой  показать, о чём  эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Э.Григ "Шествие  гномов". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила  мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№5

1)Прослушать  музыку Е.Тиличеевой "Весёлые  лягушата".

2)Мысленно  нарисовать картину,  проиграть на музыкальных  инструментах и  выполнить элементы танца.

3)Уметь  рассказать о картине,  которую мысленно  нарисовал. 

4)Уметь  рассказать о музыке (характер  музыки, выразительность  музыки).

5)Уметь  в памяти подобрать  стихотворную строчку,  элюстрационную картину.

6)Выразительно  прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой  показать, о чём  эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Весёлые лягушата». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель  попросила  мысленно нарисовать картину по произведению   прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять. Дети прослушали все музыку доконца, а Вова К.,Настя Н.,Даша К.,Наташа Х.,Валерия С., просили поставить прослушать еще раз. Музыка очень понравилась детям. Все задания выполняли с удовольствием, не смотря на то, что не которые задания вызывали у некоторых детей затруднение, а не которые отказывались выполнять задания.

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

После проведения ряда заданий  группа была разделена  на две подгруппы  контрольную группу и экспериментальную  группу по пять человек  в каждой.Группа разделена  порезультатом выполненных  заданий.(См.Приложение).

Контрольная группа:  Экспериментальная группа

Аня Е.                                                           Вова К.

Лена  Б.                                                          Настя Н.

Максим  М.                                                   Даша К.                                                                                         

Вова  Л.                                                         Наташа Х

Лёша  Л.                                                        Валерия С.                                                                   

 

3.2.Формирующий  эксперимент

 

Цель- предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности.В начале учебного года  был составлен план работы кружка по определенным темам: “Книги - наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна красна”, “Дружба”, “В гостях у сказки” включила практический выход на сцену с премьерой сказки “Кошкин дом”, который затем  показали на семинаре, посвященный игре.

Занятия  проводились с  детьми старшей группы, продолжила работу в  подготовительной группе.  Занятия провобились  с экспериментальной  группой по 30-40 мин. Индивидуальную работу и репетиции проводились  за неделю или за две до спектакля. На занятиях было необходимо музыкальное сопровождение и аудиотехника. Помогала в этом музыкальный руководитель. У старших детей репетиции занимали час,  но дети не уставали, и даже просили продолжить занятия. Занятия  всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и с гордостью называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой. В ходе занятий дети придумали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.).

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности