Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...….3
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………....6
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке……………..…..6
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте…………..…...13
1.3 Способы развития воображения средствами
изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста……....17
ЧАСТЬ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….28
2.1 Организация и методы исследования………………………………………….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 2.

№ ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

13.

солнце

телевизор

дом

14.

яблоко

телевизор на тумбе

елка

15.

солнце

картофель

дом


 

Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

круг – солнце, шарик;

квадрат – телевизор, портфель, дом;

треугольник – елка, дом, человек.

После проведенных занятий, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры». Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

 

Таблица 3. Количество изображенных детьми оригинальных предметов

№ ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Группа

1.

+

+

2

2.

+

3

3.

+

3

4.

+

3

5.

+

+

2

6.

+

3

7.

+

3

8.

+

+

2

9.

+

+

2

10.

+

3

11.

+

+

+

1

12.

+

+

+

1

13.

+

+

2

14.

+

3

15.

+

3


 

Таблица 4. Перечень изображенных детьми предметов

№ ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

утенок

книга

ваза с цветами

2.

новогодняя игрушка

портфель

треугольник

3.

самовар

окно

гиря

4.

бабушка

скворечник

гриб

5.

часы

сумка

зонт

6.

петух

кастрюля

колпак

7.

царевна

торт

флажок

8.

снеговик

телевизор

стрела

9.

аквариум

картина

компас

10.

чайник

клетка с попугаем

ракета

11.

ежик

робот

карандаш

12.

барабан

машина

пчела

13.

цветок

стол с вазой

конфета

14.

телефон

дом

дом

15.

звезда

салфетка

буратино


 

Оригинальных изображений 24.

Диагностическое исследование и его анализ показали, что после проведения занятий обнаружены более высокие показатели оригинальных изображений.

 

Выводы по II части

 

Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения у детей подготовительной группы, после реализации программы занятий, по сравнению с результатами диагностики до проведения занятий, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данных занятий на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Значительная динамика в развитии воображения детей подготовительной группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.

Предложенная программа занятий положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Таким образом гипотеза, о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности; оптимальным средством для его развития у детей на занятиях изобразительной деятельностью является:

- соблюдение принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;

- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности; выдвинутая нами, в ходе исследования нашла свое подтверждение. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный нами анализ психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.

Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

В экспериментальной части работы нами была реализована разработанная нами серия занятий, направленная на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Система занятий построилась с учетом таких дидактических принципов как: принцип сознательности и активности; принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип индивидуализации. Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения.

Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения у детей подготовительной группы, после реализации программы занятий, по сравнению с результатами диагностики до проведения занятий, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данных занятий на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Значительная динамика в развитии воображения детей подготовительной группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.

Предложенная программа занятий положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Таким образом гипотеза, о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у детей на занятиях изобразительной деятельностью является:

- соблюдение принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;

- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности; выдвинутая нами, в ходе исследования нашла свое подтверждение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.

3. Боровик  О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И. Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С. Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

7. Вьюнова М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Просвещение, 2013. - С.74.

8. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я. Дудецкий.- Смоленск, 2014. - С.214.

9. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О. Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.

10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - С.79.

11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М. Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

12. Ермолаева М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) [Текст]/М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2002. - С.123.

13. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]/А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - С.70.

14. Кириллова Г. Д. Начальные формы  творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

15. Кириллова  Г.Д. Реалистические тенденции в  воображении детей [Текст]/Г. Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.

16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2010. - С.41.

17. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.

18. Коршунова Л.С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. /Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

19. Кравцова Е. Развитие воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.

20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2001. - С.66.

21. Крутецкий В.А. Психология [Текст]/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2014. - С.278.

22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

23. Люблинская А.А. Детская психология [Текст]/А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - С.43.

24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С.314.

25. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

26. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005. - С.342.

27. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2003. - С.63.

28. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности