Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...….3
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………....6
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке……………..…..6
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте…………..…...13
1.3 Способы развития воображения средствами
изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста……....17
ЧАСТЬ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….28
2.1 Организация и методы исследования………………………………………….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….39
Продолжение таблицы 2.
№ ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
13. |
солнце |
телевизор |
дом |
14. |
яблоко |
телевизор на тумбе |
елка |
15. |
солнце |
картофель |
дом |
Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
круг – солнце, шарик;
квадрат – телевизор, портфель, дом;
треугольник – елка, дом, человек.
После проведенных занятий, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры». Результаты представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Количество изображенных детьми оригинальных предметов
№ ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. |
+ |
– |
+ |
2 |
2. |
– |
– |
+ |
3 |
3. |
+ |
– |
– |
3 |
4. |
– |
+ |
– |
3 |
5. |
+ |
– |
+ |
2 |
6. |
– |
+ |
– |
3 |
7. |
– |
– |
+ |
3 |
8. |
+ |
+ |
– |
2 |
9. |
+ |
– |
+ |
2 |
10. |
+ |
– |
– |
3 |
11. |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. |
+ |
– |
+ |
2 |
14. |
– |
+ |
– |
3 |
15. |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица 4. Перечень изображенных детьми предметов
№ ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. |
утенок |
книга |
ваза с цветами |
2. |
новогодняя игрушка |
портфель |
треугольник |
3. |
самовар |
окно |
гиря |
4. |
бабушка |
скворечник |
гриб |
5. |
часы |
сумка |
зонт |
6. |
петух |
кастрюля |
колпак |
7. |
царевна |
торт |
флажок |
8. |
снеговик |
телевизор |
стрела |
9. |
аквариум |
картина |
компас |
10. |
чайник |
клетка с попугаем |
ракета |
11. |
ежик |
робот |
карандаш |
12. |
барабан |
машина |
пчела |
13. |
цветок |
стол с вазой |
конфета |
14. |
телефон |
дом |
дом |
15. |
звезда |
салфетка |
буратино |
Оригинальных изображений 24.
Диагностическое исследование и его анализ показали, что после проведения занятий обнаружены более высокие показатели оригинальных изображений.
Выводы по II части
Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения у детей подготовительной группы, после реализации программы занятий, по сравнению с результатами диагностики до проведения занятий, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данных занятий на развитие воображения и познавательных процессов в целом.
Значительная динамика в развитии воображения детей подготовительной группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.
Предложенная программа занятий положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Таким образом гипотеза, о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности; оптимальным средством для его развития у детей на занятиях изобразительной деятельностью является:
- соблюдение принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;
- создание эмоционально-положительной
творческой атмосферы сотрудничества,
пробуждение интереса к творческой деятельности;
выдвинутая нами, в ходе исследования
нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный нами анализ психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.
Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.
Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
В экспериментальной части работы нами была реализована разработанная нами серия занятий, направленная на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Система занятий построилась с учетом таких дидактических принципов как: принцип сознательности и активности; принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип индивидуализации. Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения.
Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения у детей подготовительной группы, после реализации программы занятий, по сравнению с результатами диагностики до проведения занятий, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данных занятий на развитие воображения и познавательных процессов в целом.
Значительная динамика в развитии воображения детей подготовительной группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.
Предложенная программа занятий положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Таким образом гипотеза, о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у детей на занятиях изобразительной деятельностью является:
- соблюдение принципов активности, постепенности усложнения и т.д.;
- создание эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности; выдвинутая нами, в ходе исследования нашла свое подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.
3. Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И. Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С. Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.
7. Вьюнова М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М.: Просвещение, 2013. - С.74.
8. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я. Дудецкий.- Смоленск, 2014. - С.214.
9. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О. Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.
10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - С.79.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М. Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.
12. Ермолаева М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) [Текст]/М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2002. - С.123.
13. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]/А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - С.70.
14. Кириллова Г. Д. Начальные формы
творческого воображения у
15. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст]/Г. Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2010. - С.41.
17. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.
18. Коршунова Л.С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. /Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
19. Кравцова Е. Развитие воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2001. - С.66.
21. Крутецкий В.А. Психология [Текст]/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2014. - С.278.
22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
23. Люблинская А.А. Детская психология [Текст]/А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - С.43.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С.314.
25. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
26. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005. - С.342.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2003. - С.63.
28. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.