Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...….3
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………....6
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке……………..…..6
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте…………..…...13
1.3 Способы развития воображения средствами
изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста……....17
ЧАСТЬ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………….28
2.1 Организация и методы исследования………………………………………….28
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология .Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2004. - С.66.

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2014. - С.25.

31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени  педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 2006. - С.123.

32. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н. Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.

33. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е. Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.

34. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Просвещение, 2000. - С.62.

35. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]/Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 2003. - С.123.

36. Рибо Т. Творческое воображение [Текст]/Т. Рибо. - М.: Просвещение, 2001. - С.83.

37. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2003. - С.50.

39. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.

40. Субботина Л. Ю. Развитие воображения  детей. Популярное пособие для  родителей и педагогов / Художник  Куров В. Н. – Ярославль: «Академия  развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе  учимся, играем»/.

41.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2006. - С.97.

42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2007. - С.219.

43. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д. Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

44. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2014. - С.223.

45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2005. - С.68.

46. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): [от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 27.07.2013)] // РФ. - 2013. - № 273. ИА «ГАРАНТ»: http://base.garant.ru/70291362

47. Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 17.09.2013 №51-ФЗ // - 2013.

48. Российская Федерация. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: [от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 25.11.2013)] /. - 2013.

49. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы…..» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июля 2014 г. Регистрационный N 33660)

50. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150570

51. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г. Регистрационный N 30550) (Вступает в силу с 1 января 2015 г.). Консультант Плюс: Консультант Плюс: consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553

52. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки РФ) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html

53. Закон Республики Северная Осетия – Алания «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» г. Владикавказ 27 декабря 2013 г. № 61 – РЗ. Сайт Минобрнауки РСО-А.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

 

  1. Экспериментальный материал.

 

2. Порядок исследования.

Инструкция. На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

 

3. Анализ результатов.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные  изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные  изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные  изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных  изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема «Мои игрушки»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом.

• Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.

• Развивать чувство цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ

Лист бумаги; мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага; кусочки пенопласта; акварельные краски.

ПОДГОТОВКА

Проводится беседа на тему «Игрушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный метод (демонстрация).

* * *

Педагог вместе с детьми вспоминает, какие игрушки имеются в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Педагог зачитывает стихотворение об игрушках.

 

Игрушки

Тьма игрушек у меня:

Ванька-встанька, два коня,

Пестрый мячик,

Толстый мальчик,

Мишка,

Зайка,

Кукла Майка.

Иногда я папу с мамой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш

упрямый -

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

Говорю я

Мишке, зайке,

Двум лошадкам,

Кукле Майке:

- Так упрямиться

Нельзя -

Папа с мамой нам друзья!

 

Педагог предлагает ребятам нарисовать свою любимую игрушку. Для этого необходимо прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить мисочку и пенопласт. Недостающие детали дорисовываются акварельными красками.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует рисунок каждого ребенка: какую игрушку хотел изобразить малыш, получилось ли это сделать, что не получилось нарисовать и почему.

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Дети научились использовать шаблон из пенопласта как основу для своих рисунков. Изображения получились яркими, структура пенопласта придала рисункам новое видение обычных вещей. Дети с радостью приняли участие в занятии. Небольшую сложность вызвало дорисовывание деталей, но после небольших разъяснений проблема была решена.

 

Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческие способности, воображение.

• Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.

• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать развивать тонкие движения руки.

• Воспитывать аккуратность в процессе работы.

ОБОРУДОВАНИЕ

Черная тушь; баночки с водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».

ПОДГОТОВКА

До занятия ведется просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.

Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).

* * *

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).

Дети выполняют задание.

А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.

Дети рисуют изображение птицы или животного акварельными красками. Контур животного или птицы обводят черной тушью, ею же дорисовывают глазки, носик, ротик, усики. В волшебном мире животные и птицы необычные: разной формы (круглой, овальной, треугольной), строения (с двумя головами, несколькими хвостами), окраса (одно животное может пестрить красками, а другое быть невидимым).

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке

нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 

По окончании занятия организуется выставка детских работ. Дети самостоятельно оценивают рисунки, стараются подчеркнуть положительное в каждой работе. Педагог проводит беседу, отмечая с какими трудностями встретились ребята при рисовании необычных птиц и животных, сразу ли возник замысел того или иного животного, запомнили ли они с помощью какой техники рисовали.

В свободное от занятий время можно поставить инсценировку по любой сказке о животных или сходить в зоопарк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие оказалось для многих детей несколько сложным, так как данная техника изображения не практикуется в детском саду. Труднее всего было нарисовать только половину животного, и поэтому рисунки получились очень разными. Дети научились делать отпечаток и узнали о зеркальном изображении.

 

Тема «Спящий зимний лес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческое воображение.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.

• Совершенствовать координированность мелкой моторики.

• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).

ОБОРУДОВАНИЕ

Гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.

ПОДГОТОВКА

До занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; читает художественные произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два мороза».

Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).

* * *

Воспитатель вместе с детьми обсуждает просмотренные картины известных художников. Задает вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок

слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим.

Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.

Два - поймаем.

Приседают, ловят «снежок».

Три - уроним

Встают, роняют «снежок».

И… сломаем.

Топают.

В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Тема пейзажной работы очень привлекла детей. Особенно понравилось всем, что рисунок не требует больших усилий и выполняется быстро, а результат удивляет.

Информация о работе Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности