Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5

1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20

Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41

Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45

Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46

Заключение……………………………………………………………. 47

Список использованной литературы………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад  № 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Воспитатель: Морозова Е.Ю.

                                                                         Заявленная категория первая  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воткинск

2013г.

Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………    3

 

 

Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..…………………………………………….       5

 

1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе ………………………….        5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня…………………………………………………….        11

1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..………………….     16

1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами ……………………………………………………………         20

         

Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.………             29

2.1 Организация и методика проведения  исследования…………..            29

2.2 Анализ результатов экспериментального  обучения……………           41

 

Глава 3. Работа с родителями…………………………………………         45

 

Глава 4. Работа с воспитателями……………………………………..          46

 

Заключение…………………………………………………………….          47

 

Список использованной литературы…………………………………           50

 

Приложение……………………………………………………………          52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование  заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она  является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многие деятели науки  и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств  развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному  рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Дошкольный возраст  является сензитивным для процесса воображения как основы любой  творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Сензитивность дошкольного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения определили выбор темы работы.

 

Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Объект исследования – дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Гипотеза – нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Поставленная цель привела  к решению следующих задач:

1. изучить научно – методическую литературу по данной проблеме;

2.изучить нетрадиционные  техники, доступные детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

3. рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

4. апробировать данную  систему мероприятий в практике  работы;

Были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. Анализ педагогического опыта;

3. Количественный и  качественный анализ полученных результатов;

4. Экспериментальный  метод (проведение констатирующего,  формирующего и контрольного  эксперимента).

При проведении исследовательской  работы были использованы следующие  методы:

наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые  служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции  творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества

 

1.1 . Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе

 

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как  личностная характеристика. Многие исследователи  определяют креативность через свойства личности, ее способности.

  В характеристике понятия креативность обращаются как психологи так и педагоги.

  В "Педагогике" Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Но это не говорит о том, что отечественные исследователи не обращаются к данной проблеме, они рассматривают ее в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности. Так Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства….

В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной  творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему  ассимилировать нужным образом сумму  специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как  этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга" .Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Л. С. Выготский выделил  четыре формы, связывающие воображение  с действительностью:

1. Воображение опирается  на опыт, новое создается из  элементов действительности. "Чем  богаче опыт человека, тем больше  материал, которым располагает его воображения".

2. Воображение выступает  как средство расширения опыта.  Это "высшая форма связи"  воображения с реальностью, которая  возможна "только благодаря чужому  или социальному опыту".

3. Эмоциональная связь,  которая проявляется двояко:

1) Воображение руководствуется  эмоциональным фактором - внутренней  логикой чувств, "чувства влияют  на воображение". Это "наиболее  субъективный, наиболее внутренний  вид воображения".

2) Воображение влияет  на чувства, проявляется "закон  эмоциональной реальности воображения".

4. "Воображение становится  действительностью", когда оно  кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать  в мире и воздействовать на  другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения,  возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов  творчество, как и способность  к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. По этому нашей задачей в данном параграфе и является рассмотрение креативности в детстве. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка, поэтому мы остановимся на развитии воображения у дошкольников.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей  беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным  личным опытом.Отсюда автор делает вывод о необходимости" расширять  опыт ребенка, если мы хотим создать  достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

А. В. Петровский выделяет такие приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я. А. Дудецкий – включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования