Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5

1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20

Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41

Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45

Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46

Заключение……………………………………………………………. 47

Список использованной литературы………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Детям с недоразвитием  речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и  некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных  движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности  выявляются при выполнении серии  движений по словесной инструкции.

Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении заданий. Для многих детей характерны недостаточная  координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Итак, подводя итог вышеописанному: общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития детей; дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной монологической речи.

Неполноценная речевая  деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для всех детей с общим  недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств  внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

При относительно сохранной  смысловой, логической памяти у детей  заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок.

Дети забывают сложные  инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.

Связь между речевыми нарушениями у детей и другими  сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

Известно, что преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребенка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности.

Из этого следует, что  своевременно не проведенная коррекция  трудностей в обучении, имеющихся  у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных  дефектов – социально педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.

С точки зрения Л.С. Выготского, невозможно анализировать познавательные процессы у ребенка, не учитывая особенностей его личности. «Сама мысль рождается  не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции».

У большинства детей  с ОНР жизненный опыт и представления  об окружающем мире значительно беднее, чем у нормально говорящих  детей. В связи с этим ограничивается их общение со сверстниками и взрослыми, следствием чего становится недостаточное понимание значения и смысла слов.

Обращает на себя внимание недостаточная познавательная активность дошкольников. Эти дети часто не замечают поставленную воспитателем задачу даже в тех случаях, когда проблемная ситуация специально организуется. Вопросы, с которыми они обращаются к взрослому, чаще всего относятся лишь к внешним, несущественным сторонам объектов. У таких детей нарушен процесс ориентировочной деятельности, что влечет за собой недостаточно активный поиск способов решения: они обычно удовлетворяются первым пришедшим в голову вариантом и не стремятся найти более адекватный. Дети дошкольного возраста с ОНР не пытаются самостоятельно оценить результаты своей деятельности, соотнести их с условиями поставленной задачи. Здесь проявляется стремление либо избежать всякого интеллектуального напряжения, либо уйти от трудностей. Постоянное обращение за помощью к взрослому может свидетельствовать как о слабой сформированности логических операций, так и о низкой самооценке, неуверенности в своих возможностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Значение нетрадиционных методик рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня

 

    Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является чуть ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем его мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для творческого развития ребенка.

       К  концу дошкольного возраста ребенок  представляет собой личность. Он  имеет представления о том,  какого он пола, знает в какой стране он живет. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе, но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Это все обуславливается тем, что дошкольный возраст в целом является “сензитивным” периодом развития ребенка. Наличие сензитивных периодов развития объясняется тем, что наибольшее влияние обучения оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться. В этот момент они наиболее гибки, податливы, пластичны, их можно “повернуть” в новую сторону. Гораздо труднее изменить, перестроить уже сложившиеся качества. И дошкольный возраст наиболее чувствителен к тем видам обучения, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения, мышления, а также на развитие творчества.

     Творческий  процесс – это создание новых  общественно значимых духовных  и материальных ценностей. Процесс  творчества включает в себя  интеллектуальную деятельность  по осмыслению жизни, созданию новых теоретических идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь. Различные виды деятельности имеют свои специфические особенности, что делает многогранным, специфичным и процесс творчества.

     Дети с  различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями (ОНР), являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов, причем перенос этот является стойким.

    Малонасыщенные  цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их название. Если дети с нормально развитой речью в старшем возрасте свободно используют слова – определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой», то дети с ОНР III уровня такими определениями не владеют. Четырехлетние дети часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

    У детей  с ОНР III  уровня, речевые проблемы сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. У детей с ОНР III  уровня отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При ОНР III уровня отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, наблюдения пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. В ряде случаев при ОНР III уровня наблюдается легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У детей с ОНР III уровня  нарушены тонкие, дифференцированные движения пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования.  Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. При рисовании тех или иных предметов, из-за бедного словарного запаса, и трудностей в усвоении понятий часть-целое опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

   В  целом,  у детей с различными речевыми  нарушениями моторики наблюдается  несформированность техники рисования.  Это приводит к однообразию  способов изображения предметов,  наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы  (повышенная  возбудимость  нервной  системы.)  Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных  процессов, речевой деятельности, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

   Нетрадиционные  техники рисования - это способы  создания нового, оригинального  произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова,

Т.И. Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова и другие. Дети  изучают различные технологии изображения, такие как:

   -  рисование  пальчикам;

   -  рисование  ладошками; 

   -  оттиск печатками  из картофеля;

   -  тычок жесткой  полусухой кистью;

   -  тампонирование.

    Включение  в работу с детьми нетрадиционных  техник рисования позволяет развивать  сенсорную сферу не только  за счет изучения свойств изображаемых  предметов, выполнение соответствующих  действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. ( Чем я еще могу рисовать?  Что я могу этим материалом нарисовать?)  За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику« кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

     В процессе  такой работы по мере тренировки  движений рук совершенствуется  состояние речи детей. Формированию  психофизиологической основы речи  способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом  грамматически правильного  согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

     Таким образом,  использование нетрадиционных техник  рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может  способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; дает представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий,   а также создаёт  мощную психофизиологическую базу для развития речи.  Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия как:

  - широкий подход  к решению проблемы;

  - проявление творчества  в художественной деятельности;

  - атмосфера творчества;

  - единая позиция  педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

  - комплексное и  системное использование методов  и приёмов;

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования