Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5

1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20

Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41

Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45

Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46

Заключение……………………………………………………………. 47

Список использованной литературы………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по выводам проведенного констатирующего эксперимента можно сказать, при выявлении особенностей творческого воображения у детей экспериментальной группы характерен низкий и средний уровень развития творческого воображения, высокого уровня нет. У детей имеются трудности создания воображаемой ситуации. Одной из причин этому может являться низкий уровень развития речи и представлений об окружающем мире, а у детей контрольной группы преобладает средний уровень творческого воображения.       

Проводимая нами работа показала эффективность использования данных условий  в изобразительной деятельности дошкольников, так как они способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества и необходимость использования нетрадиционных техник изображения.

 

При проведении формирующего эксперимента, мы занимались на основе требований и методических рекомендаций программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

На основе анализа  методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография, рисование цветными нитками. Проведя анкетирование с педагогами [приложение 10] , мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисование цветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих: монотипия, кляксография, рисование нитями. Выбор этих техник не случаен:

- во-первых, они наиболее  благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны  в техническом отношении детям  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи;

- в-третьих, процесс  выполнения изображения названными  техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техник изображения:

Одной из простейших графических  техник считается монотипия. Благодаря  этой технике оттиск живописного  изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название -- монотипия (от греческих слов monos -- один, единый и typos -- отпечаток). Количество красок в монотипии -- любое.

Важно, чтобы рядом  всегда был взрослый. Ведь может  возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе в случае неудачи ребенок  надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Стараться пробудить фантазию детей, а для этого обратить занятия в увлекательную игру.

При подборе и организации  занятий мы опирались на следующие  принципы:

1) свобода выбора ребенком  стимульного и изобразительного  материала;

2) неограниченность временными рамками;

3) положительное принятие  результата работы.

 

"Бабочка".

 

Программные задачи: познакомить  с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: Монотипия для  каждого ребёнка, краски, кисти, вода.

Ход занятия:

Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о бабочках. Здесь могут быть выполненные аппликации бабочек.

Педагог: "У нас в  гостях - бабочки. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные бабочки. Других бабочек Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках бабочки умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды. А в жизни бабочки не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос). Бабочек можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебная, таинственная бабочка. Как может такая бабочка называться? (дети придумывают необычные названия бабочкам). Придумайте и своих бабочек. А помогут нам краски. Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию, объясняет и показывает способ выполнения. В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своей бабочке, как её зовут, какие у неё повадки, что она любит делать…

 

"Во что  превращаются кляксы?"

 

Программные задачи: Познакомить  детей с техникой монотипии, последовательностью  ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь, семи цветов, кисти мягкие, пленка.

Ход занятия:

Педагог: "Какими разными  материалами приходится рисовать Карандашу - карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти  работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины - гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)

Чтобы получить такие  замечательные картины, Карандашу  пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?

- Я не только умею  рисовать, - гордо ответила Клякса, - но и уже нарисовала одну  из замечательных картин. Вот  она. И клякса показала на  изображение, похожее на густую  траву или деревья. Как же она это сделала?

- В этом мне помогли  добрые Кляксочки. Хотите и  вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это  делать”. На столе разложены  гуашь, кисть, вода, пленка. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:

1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность пленки.

2. Накрыть листом бумаги  изображение на пленке и произнести волшебные

слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?" 3. Движением  руки открыть листок, на котором  будет монотипия.

По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.

 

 

“Кто спрятался  в лесу”.

 

Программные задачи: учить  детей составлению цветной композиции,

продолжать знакомить  с монотипией, развивать воображение, связную речь.

Материал: монотипия для  каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин, составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.

Ход занятия:

Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки  и оказались в волшебном лесу. Перед нами не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и  форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнуло среди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.

По окончании занятия  детям предлагается рассказать о  созданном ими лесе: какой он (светлый, дремучий, приветливый…), какие в  нем растут деревья, обитают животные.

 

Рисование в  технике “кляксография”, задания по типу кляксографии.

 

“Сегодня мы - волшебники”.

 

Программные задачи: познакомить  с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников - добрых, умных и  веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном  проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы - волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается  с помощью кисти или ватного  тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

- Кто спрятался в  кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти  нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился  ежик. В пятне можно поискать и  хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик - вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки.

- Вот ручеек краски  убежал в угол листа, словно  жираф вытянул шею. А вот  вытянулся во весь рост длинноногий страус…

Давайте посмотрим через  наши волшебные окошки: кого или  что вы видите? Из какой сказки могли  прийти к нам эти герои?”

 

 

“Животные, которых  я сам придумал”.

 

Программные задачи: учить  самостоятельно выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

Материал: черная или  цветная тушь в мисочке, белый  лист (20х20 см),  кисть, пипетки, трубочки для коктейля.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит - чудеса да и только - у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: “Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки” - сказала клякса.

- Ладошки? - удивилась  Катя.

- Да. Обведи свою ладошку,  и она оживет! (показывает). А теперь  дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу  попасть в вашу страну, только  как это сделать?- спросила Катя.

- А ты нарисуй нас,  и мы всегда будем с тобой! - ответила Кате клякса и пропала”.

Дети рассматривают  педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким  из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.

 

 

Рисование в  технике “цветные нитки”.

 

“Морозные узоры”.

 

Программные задачи: познакомить  детей с ассоциативной связью цвета и времени года, познакомить  с техникой “рисование нитками”.

Материал: простые нитки  № 10, гуашь разных цветов, Бумага для  рисования, розетки для краски, емкость  для использованных ниток.

Ход занятия: Педагог: “Каждое  время года по-своему прекрасно. Весна - это пробуждение природы, время  появления молодых листочков и пения птиц. Лето - это яркие краски и солнечное тепло. Осень - богатство оттенков от огненно-красного до золотисто-желтого. А чем может порадовать нас зима, как вы думаете? Одна из прекрасных тайн зимы - это волшебные узоры на окнах. Фантазия мороза безгранична, и вот, он рисует на стеклах неведомые леса, им самим придуманных животных, загадочные растения… Рисунки мороза никогда не повторяются. Сегодня мы тоже попробуем составить зимний узор. А чтобы он получился таким же необычным и неповторимым, мы будем создавать свой узор с помощью ниточек. У каждого времени года есть свой характерный цвет. Посмотрите на палитру и скажите, какие цвета помогут нам показать, что это зимние узоры? Представьте себе, что вы сейчас в зимнем лесу. Холод. Озноб. Какие цвета подошли бы для этого случая? (синий, голубой, фиолетовый). Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким зимним цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Интересно, что за рисунок на стекле у нас получился? Давайте подумаем ”.

Дети дают название узорам, называют увиденные образы. “Посмотрите, а ведь у нас получилось ни чуть не хуже, чем у самой зимы! В  наших узорах есть и дремучие леса, и светлые заснеженные полянки, а вот и загадочный зимний цветок… ”

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования