Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5

1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20

Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41

Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45

Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46

Заключение……………………………………………………………. 47

Список использованной литературы………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

 

“Цветные сны”

 

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение  детей.

Материал: простые нитки  № 10, гуашь разных цветов, бумага для  рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Все мы видим  сны. Конечно, они у всех разные, но всегда необычные и волшебные. Яркий, красочный сон создаст хорошее  настроение на весь день. Ну, а если сон приснился страшный, наутро о  нем останется лишь воспоминание. Иногда нам снится целый фильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногда приснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочется оставить воспоминание об этом сне, но только как? В этом нам помогут волшебные ниточки. Посмотрите на палитру и подумайте, какие цвета помогут нам изобразить теплый, солнечный, а какие - снежный, зимний сон. Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Попробуем разгадать, что же нам приснилось”.

Дети называют увиденные  в полученном изображении образы или говорят, с каким настроением  ассоциируется рисунок. Дают название своей работе.

 

“О чем рассказала ниточка”

 

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать творческое воображение.

Материал: простые нитки  № 10, гуашь разных цветов, Бумага для  рисования, розетки для краски, емкость  для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня к нам  в гости пришла волшебная ниточка. Она очень рада всех вас видеть и хочет поделиться историей, которая  с ней произошла, но так волнуется, что ничего не может сказать. Ниточка, но ведь нам очень интересно послушать  про твои приключения! Что же делать, ребята? (Педагог выслушивает предложения детей) Ниточка не может рассказать нам свою историю словами, но ведь она может нарисовать ее. Главное, ей не мешать. Подготовим для ее рисунка лист бумаги, сложим его пополам. Теперь подумайте, каким цветом будет у вас рисовать ниточка. А может, в ее рассказе будет несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы выложите нитку, пусть вам она сама подскажет. Прикроем сверху другой половиной листа, чтобы не отвлекать нашу гостью. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку… О чем тебе рассказала ниточка?”

По окончании занятия  дети по цепочке составляют рассказ  о приключениях ниточки, опираясь на увиденные в своей работе образы.

 

 

После проведенной мной работы , я составила перспективно – тематический план по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования, разработанный согласно лексической теме недели логопеда[приложение 4] .

В процессе взаимодействия сочетается групповая и индивидуальная работа. На специально организованной деятельности создаются благоприятные условия для общения друг с другом. Особое значение для общения и доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом приобретают коллективные занятия, на которых дети создают общую картину средствами рисунка.

  Наблюдая за деятельностью и взаимодействием детей, был сделан вывод, что организуемая деятельность:

- формирует у детей  умение работать индивидуально  и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

- воспитывает стремление  договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументировано  и спокойно отстаивать свое  мнение, радоваться общему результату  деятельности;

- помогает формированию  грамотной устной речи; её развитию и обогащению;

- способствует расширению  словарного запаса, практическому  овладению навыками словообразования, развитию связной фразовой речи.

Дети легко усваивают  новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия. Разработанные занятия помогают детям открыть многообразие изобразительных приемов, материалов, техник, с помощью которых он сможет создавать свои композиции. Для поддержания интереса детей я использовала разнообразный речевой материал [приложение 5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  экспериментального обучения

 

 

После организации и  проведения формирующегося эксперимента я повторно обследовала детей  экспериментальной группы по тем  же заданиям, что и в констатирующем эксперименте.

Цель контрольного эксперимента – провести повторное обследование уровня развития творческого воображения детей с общим недоразвитием речи.

 

Методика  «Дорисуй фигуру» О.М. Дьяченко

[приложение 1, таблица № 1 ]

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

уровень

%

Кол-во человек

%

Кол-во

человек

низкий

21%

3

0%

0

средний

79%

11

86%

12

высокий

0%

0

14%

2


 

 

 

 

 

 

Методика «Клякса»

[приложение 1, таблица № 2 ]

 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

уровень

%

Кол-во человек

%

Кол-во

человек

низкий

0%

0

0%

0

средний

100%

14

79%

11

высокий

0%

0

21%

3


 

 

 

Методика «Волшебные нити»

[приложение 1, таблица № 3]

 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

уровень

%

Кол-во человек

%

Кол-во

человек

низкий

14%

2

0%

0

средний

86%

12

86%

12

высокий

0%

0

14%

2


 

 

Повторное исследование показало [приложение 1], что дети легко справляются с заданиями, техники выполнения стали более точными, уверенными, правильными, привносят необычность в рисунки, у детей увеличилась продуктивность воображения и отмечалась гибкость принимаемых решений. При выполнении методики «Клякса» дети уже называли не 2 – 3 предмета, на которые может быть похоже пятно, а 5 и более. При дорисовке пятна дети не использовали уже ранее озвученные варианты, а изображали новое содержание. Также помимо этого у детей повысилась речевая активность. Они стали сопровождать свои действия комментарием.

По выводам контрольного эксперимента мы видим, что уровень развития творческого воображения детей экспериментальной группы и контрольной группы значительно повысился. Это говорит о том, что проведенная работа дала положительные результаты.

 Во-первых, уже стараются не прибегать к стереотипным и шаблонным дорисовкам, а привносят необычность в рисунки. Также работы стали более детализированными, исчезает примитивная схематичность изображений. На смену ей приходит сюжетное рисование.

 Во-вторых, повысился  уровень способности к построению  графического образа. Дети уже не ограничивались стандартными дорисовками круга (шар, солнце, голова), а изображали различные предметы, не находящиеся в поле зрения ребенка. Несколько детей дорисовали круги до фантастических объектов.

  Также помимо этого у детей повысилась речевая активность. Они стали сопровождать свои действия комментарием.

  Нетрадиционные техники действительно способствуют развитию творческого воображения у детей с ОНР III уровня. Они придают детям уверенности и подталкивают их на создание нового, такого же необычного как и сами техники.

  Результаты проведенного исследования могут использоваться в практике дошкольных учреждений. Развитие творческого воображения возможно не только в рисовании. Огромный потенциал заложен в игровой деятельности и развитии словотворчества детей. Поэтому эти аспекты также заслуживают дальнейшего изучения. Создание системы работы по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности  через использование нетрадиционных техник изображения поможет ребенку больше видеть, слышать, переживать и связи с этим значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Работа с родителями

 

 

Для того чтобы, моя работа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития была более эффективна, я подключила к работе родителей.

Были проведены консультации для родителей на темы:

  1. «Рисование нетрадиционным способом»;
  2. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования»;
  3. «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»;
  4. «Как научить ребенка рисовать»; [приложение 6]

Были оформлены папки-передвижки на темы:

  1. «Нетрадиционные техники рисования»;
  2. «Как мы умеем рисовать» [приложение 7]

В родительский уголок помещала фотографии на данную тему с детьми.

С родителями был проведен семинар-практикум на тему: «Знакомство  с нетрадиционными техниками  рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Родители сами попробовали различные нетрадиционные техники рисования.

Таким образом, проводя совместную работу с родителями, можно сделать следующий вывод, что использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие. Рисовать ребенку так же необходимо как и разговаривать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Работа с воспитателями

 

Работа с воспитателями по использованию нетрадиционных техник рисования подразумевает под собой консультирование, планирование работы и создание развивающей среды, необходимо для всестороннего развития ребенка.

Было проведено анкетирование  воспитателей [приложение 10]. Анализируя анкеты воспитателей, можно сделать следующий вывод, что воспитатели используют в своей работе нетрадиционные техники рисования постоянно, на занятиях, в свободное время, дети с удовольствием рисуют; знают практически все техники  нетрадиционного рисования, применяют свои новые техники.  Проводят выставки детских работ.

Так, например, для воспитателей групп детского сада была проведена консультация «Рисование нетрадиционным способом», где были предложены разные техники рисования [приложение 9] .

Также с воспитателями  был проведен семинар-практикум  на тему «Нетрадиционное рисование в развитии детей дошкольного возраста» [приложение 8].

Таким образом, благодаря  такой планомерной и систематической  работе воспитатели имеют большой  объем накопленного материала и  применяют его в своей работе и на занятиях, который помогает детям открыть многообразие изобразительных приемов, материалов и техник, с помощью которых он сможет создавать свои композиции, обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля, - процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни и отражения ее в творческой деятельности, что благоприятно влияет на речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив проблему, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития, я выявила, что дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с правильной, хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности.  И наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи III уровня через обучение нетрадиционным техникам рисования