Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение педагогических условий творческого развития школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Данная цель реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать эффективность создания ряда психолого-педагогических условий для творческого развития младших школьников.
Введение
Возрастающая потребность
общества в людях, способных творчески
подходить к любым изменениям, нетрадиционно
и качественно решать существующие проблемы,
обусловлена ускорением темпов развития
общества и, как следствие, необходимостью
подготовки людей к жизни в быстро меняющихся
условиях. Творческие, образованные личности
востребованы во всех сферах современной
жизни: политики и бизнесмены, ученые и
специалисты-профессионалы – все они
люди с развитым творческим мышлением.
В современной школе творческое развитие
личности, развитие культуры мышления
и интеллекта – побочный процесс, зависящий
от активности самого учащегося, а не от
действий педагога.
Чем настоятельнее
потребность общества в творческой инициативе
личности, тем острее необходимость в
теоретической разработке проблем творчества,
изучении его природы и форм проявления,
его источников, стимулов и условий.
Стратегия
современного образования заключается
в предоставлении возможности всем учащимся
проявить свои таланты и творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации
личных планов. Эти позиции соответствуют
современным гуманистическим тенденциям
развития отечественной школы, для которой
характерна ориентация педагогов на личностные
возможности учащихся, их непрерывное
«наращивание».
Одним из основополагающих
принципов обновления содержания образования
является его личностная ориентация, предполагающая
опору на субъектный опыт учащихся, актуальные
потребности каждого ученика. В связи
с этим остро встал вопрос об организации
активной познавательной и созидательной
деятельности учащихся, способствующей
накоплению творческого опыта младших
школьников, как основы, без которой самореализация
личности на последующих этапах непрерывного
образования становится малоэффективной.
Потенциал
творческого развития курса «Окружающий
мир», по мнению большинства исследователей
и преподавателей, очень высок, особенно
это касается младшей школы, где элементы
креативности должны пронизывать практически
любую деятельность школьников.
На сегодняшний
день актуальна проблема поиска средств
развития мыслительных способностей,
связанных с творческой деятельностью
младших школьников как в коллективной,
так и в индивидуальной форме обучения.
Данной проблеме
посвящены работы Т.М. Давыденко, Л.В. Занкова,
И.Б. Котовой, А.И. Савенкова и др., в которых
акцентируется внимание на таких аспектах
проблемы, как определение средств повышения
продуктивности познавательной деятельности
учащихся, организации их совместной творческой
деятельности.
В работах
других отечественных психологов и педагогов
Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой
и др. рассматриваются вопросы организации
творческой деятельности учащихся с помощью
создания проблемных ситуаций. Авторы
отмечают недостаточную теоретическую
разработанность проблемы организации
самостоятельной творческой деятельности
учащихся.
В экспериментальных
психологических исследованиях Р.М. Грановской,
В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А.А. Леонтьева
и др. рассматриваются вопросы развития
креативных способностей учащихся, особенности
их формирования в учебной и внеучебной
деятельности. Вместе с тем отмечаем, что
младшему школьнику для обеспечения эффективного
продвижения в развитии креативных способностей
необходимо освоение доступных видов
творческой деятельности.
Основой для
определения особенностей творческой
деятельности учащихся младшего школьного
возраста служат труды известных российских
педагогов и психологов А.С. Белкина, Л.И.
Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
В.А. Петровского, Е.С. Полат и др.
Способы управления
творческими процессами интеллектуальной
деятельности личности и технологии диагностики
креативных способностей учащихся рассмотрены
в работах И.П. Подласого, П. Торренса, Е.Е.Туник,
Л.И. Шрагиной и др.
Проблема: Каковы педагогические
условия развития творческих способностей
младших школьников на уроках курса «Окружающий
мир».
Целью работы является изучение педагогических
условий творческого развития школьников
в процессе изучения курса «Окружающий
мир».
Данная цель
реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую
литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого
развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития
творческих способностей у младших школьников
средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать
эффективность создания ряда психолого-педагогических
условий для творческого развития младших
школьников.
Объектом работы является процесс
развития творческих способностей у детей.
Предмет изучения – педагогические
условия развития творческих способностей
младших школьников в процессе изучения
курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие творческих
способностей младших школьников в процессе
изучения курса «Окружающий мир» будет
эффективным, если:
- систематически использовать познавательные игры на разных этапах урока;
- создать условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика;
- разработать и реализовать систему творческих заданий на уроках курса «Окружающий мир», особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
Методической
базой работы являются теоретический
анализ, наблюдение, методы опроса (беседы,
анкетирование), тестирование, анализ
результатов творческой деятельности
учащихся, педагогический эксперимент,
обобщение результатов исследования,
методы математической статистики.
Основными
методами исследования выступили: анализ,
обобщение результатов исследования,
методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 54 города Улан-Удэ. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «а» и 3 «б» классов. Эксперимент проходил в начале конце октября- первой половине ноября.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список используемой литературы и приложения
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. 1 Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.
Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [8, с. 12].
Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность [19, с.127].
Способность - это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции [10, с. 145].
Одной из важнейших задач современной педагогики является формирование у человека способности быть творцом, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности. Погружение личности в атмосферу творчества способствует удовлетворению ее потребности в активном познании нового.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Новизна - одна из важнейших характеристик творческой сущности личности. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается не только в накоплении знаний и мастерства, сколько в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути.
Однако сущность творческого процесса не исчерпывается новизной, тем более, что последняя может быть субъективной: человек (особенно ребенок) считает, что он открыл новое, но объективно это уже известно. Отсюда деление творчества на субъективное и объективное.
В.П. Пархоменко выделяет следующие основные характеристики творчества: элементы творчества присутствуют во всех видах человеческой деятельности; реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов; творчество является двигателем прогресса; творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом; творчество высшего уровня предполагает или включает в себя самотворчество; в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека; творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью; творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания; в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни.
В научно-методической литературе последних десятилетий понятие «творчество» чаще всего рассматривается в тесной взаимосвязи с категорией «развитие». Для развития человека творчество имеет огромное значение, творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.
А. И. Кочетов,
определяя творческую деятельность как
«процесс создания новой информации или
продукции с высокими показателями их
количества и качества и с наименьшей
затратой времени и сил», выделяет три
вида творческой деятельности:
- комбинационное творчество (создание
нового на основе комбинации известного);
- инновационное творчество (внесение
новых, ранее неизвестных элементов);
- исследовательское творчество (создание
нового подхода или идеи).
Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой деятельности. Дети включаются в творческую деятельность с удовольствием, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.
Под понятием «творческая деятельность» иногда понимают просветительство, выдвигая на первый план лишь знания. При этом утрачивается сознательный характер деятельности. Высокий уровень положительно влияет на развитие творческого потенциала личности. Однако эти два понятия далеко не всегда находятся в прямой зависимости. С другой стороны, развить интеллект можно только в самостоятельной, особенно в творческой деятельности. Это поможет максимально развить творческий потенциал личности.
В отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [17, с.41].
Всё сказанное можно изложить в данном определении, введённом Ф.Барроном, который делает вывод о том, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции:
1. Творчество - это
способность адаптивно
2. «Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, в котором легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.
3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей является их новизна, оригинальность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.
Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Они проявляются в любой деятельности человека. Характеристика типов творческих способностей.
1). Зоркость в поисках проблем.
Способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного - это нечто большее, чем просто наблюдательность.
Эта зоркость связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.
2). Способ кодирования информации нервной системой.
Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми, акустически-образными и т.д. способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга, условия развития и первые годы жизни определяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.
Задача развития способностей в том, что нужно помочь школьнику «найти себя», то есть понять, какие символы, какой ход информации для него наиболее доступен. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.
Другие психологи возражают против такой установки. Говорят, что истина посередине. Однако нельзя слишком рано ограничивать круг интересов ребёнка.
3). Способность к свёртыванию.
В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Свёртывание - это проявление более широкое, способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более ёмких в информационном отношении символов.
Информация о работе Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»