Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение педагогических условий творческого развития школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Данная цель реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать эффективность создания ряда психолого-педагогических условий для творческого развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИ КУРСОВОЙ.docx

— 148.06 Кб (Скачать файл)

4). Способности к « сцеплению»  и переносу.

Этим словом обозначается способность определять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остаётся мёртвым грузом.

Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности - способности к переносу.

Умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть приемлемы при решении широкого круга проблем.

5). Боковое мышление.

Широко распространённое внимание повышает шансы на решение задач. По аналогии с боковым зрением врач де Боко назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

6). Готовность памяти.

Последнее время память противопоставляют мыслительным способностям. Память включает в себя способность запоминать, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из её компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту.

7). Сближение понятий.

Для продуктивного мышления нередко имеют значение лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними.

Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одарённости и быть залогом продуктивности мышления.

8). Гибкость мышления.

Означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, окостенелостью.

9). Способность к оценочным действиям.

Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу её и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющим различные этапы и стадии творческого процесса. Среди критериев оценки следует назвать, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, эстетические критерии изящества и простоты. Прежде, чем оценивать новую идею, она должна быть создана, выдвинута, воплощена в слова, чертеж, техническую конструкцию. Здесь мы переходим к следующей важнейшей способности интеллекта.

10). Лёгкость генерирования идей.

Ещё одна составляющая творческой одарённости - лёгкость создания новых идей. Причём, не обязательно, чтобы каждая была правильной. Идея - это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений - один из главных критериев ценности той или иной идеи.

Другой критерий - широта идеи, то есть умения охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, ещё не открытых. Идеи оцениваются по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащие на поверхности, не явными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Такие идеи, оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой для теории исследований.

11). Беглость речи.

Лёгкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слове.

12). Способность к доработке.

Имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Таким образом, перечисленные типы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей [14,с.22].

«Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключом же к этому является вера...» [13,с.120].

Один из аспектов теории творческих способностей – одаренность.

В отечественной психологической науке проблема творческой одарённости рассматривалась в связи с проблемой способностей. Одарённость бывает разная. Одарённость - это высший уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей [23, с.10].

В список наиболее важных способностей и умений, подлежащих развитию у одарённых детей, фигурируют три большие группы: познавательные способности и навыки; творческие способности; особенности эмоциональной сферы [18,с.16].

Дж. Рензуми считает, что одарённость является результатом взаимодействия трёх факторов: способности выше среднего, или таланты; приобщённость к задаче; креативность. Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают в одарённость мотивационно - личностные [23,с.15].

Творческие способности включают в свою структуру воображение, которое является условием и предпосылкой их развития.

«В минуты кризиса только воображение лучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса и заглянуть в будущее» [13,с.120].

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений мыслей на основе имеющегося опыта, путём перестройки представлений человека. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания на творческом воображении [8,с.101]. Всякая деятельность человека, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

«Всякое изобретение - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений... все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является так сказать, кристаллизованным воображением».

Из этого легко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но везде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6, с.6].

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или

простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способность творца - гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6, с.22].

Таким образом, творческие способности определяются наследственными предпосылками, условиями обучения и воспитания, опытом ребенка, ранним развитием.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1). Среди ученых есть разногласия  в трактовке определения, понимании  природы творческих способностей, условий, факторов их развития.

2). Ученые сходятся в понимании  задатков как природной основы  способностей.

3). В науке исследованы взаимосвязи  творческих и интеллектуальных  способностей, творчества и деятельности, творчества и личности, креативности и одаренности.

4) В психологии раскрыты механизмы  творчества, выделены его этапы, определена роль познавательной потребности в процессе творческой деятельности.

  В следующей главе рассмотрим  особенности творческого мышления  детей младшего  школьного возраста

 

1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников

         Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

         В этом  случае мы имеем дело с творческим  процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении  ученика. Здесь важен сам психологический  механизм деятельности, в которой  формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

         Успешное  формирование у младших школьников  творческого мышления возможно  лишь на основе учета педагогом  основных особенностей детского  творчества и решения центральных  задач в развитии творческого  мышления.

         П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников.

         Особенностью  творческого мышления школьников  является то, что ребенок некритически  относится к своему продукту  творчества. Детский замысел не  направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

         Развитие  творческого мышления неотделимо  от формирования исполнительских  умений и навыков. Чем разностороннее  и совершеннее умения и навыки  учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы.

         Психологами  установлено, что развитие мышления  человека неотделимо от развития  его языка. Усвоение учащимися  необходимого словарного запаса  очень важно для формирования  и развития у них внутреннего  плана действия. При всяком творческом  процессе задача решается сначала  в уме, а затем переносится  во внешний план.

          А. Савенков, работающий над исследованием  специального, целенаправленного развития  креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного  и конвергентного типа, то есть  задания дивергентного типа должны  не только присутствовать как  равномерные, но и в некоторых  предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих возможностей  учебного материала над его  информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития  продуктивного мышления с навыками  его практического использования;

- доминирование собственной исследовательской  практики над репродуктивным  усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную  инициативу, понятия «интеллектуальная  инициатива» предполагает проявление  ребенком самостоятельности при  решении разнообразных учебных  и исследовательских задач, стремление  найти оригинальный, возможно альтернативный  путь решения, рассматривать проблему  на более глубоком уровне либо  с другой стороны;

- неприятие конформизма, необходимо  исключать все моменты, требующие  конформистских решений;

- формирование способностей к  критичности и лояльности в  оценке идей;

- стремление к максимально глубокому  исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной  деятельности, самостоятельный поиск  знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание условий  для полноценного проявления  и развития специфичных личностных  функций субъектов образовательного  процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

         Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

 

1.3.Условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

 

 Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:

Информация о работе Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»