Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является изучение педагогических условий творческого развития школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Данная цель реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать эффективность создания ряда психолого-педагогических условий для творческого развития младших школьников.
Следующим заданием было сочинение загадок о животных, растениях. Здесь дети испытали трудности. Это задание требовало большой фантазии и творческого подхода. Но некоторые дети отлично справились с заданием. Этому способствовало наше подробное объяснение и подготовка.
Для начала была взята и «разобрана» загадка. О чем в ней говорится, какие признаки данного предмета описывает. Затем, загадали любой предмет, например, зонтик, и предложили ответить на вопрос: на что предмет похож? Последовали следующие ответы: на гриб, на волчок, на колокольчик и т.д. Чем отличается от похожего предмета? (не растет в лесу, не крутится, укрывает от дождя). Затем мы предложили детям собрать из этих слов загадку. Вот что у нас получилось:
На гриб похож, но не растет в лесу.
Как волчок, но не крутится,
Как колокольчик, но от дождя укроет.
Что это?
Одним из заданий, предложенных в учебнике, было - подготовить рассказ: что необходимо растению для жизни. Дети активно участвовали в обсуждении. Многие рассказывали связный текст.
Использовались задания на воссоздающее воображение:
- нарисовать
рисунок-схему «Дерево» и
-описать кустарники или травянистые растения по иллюстрациям в учебнике и др.
Дети активно принимали участие при выполнении таких заданий. С большим удовольствием работали в тетради «Учимся думать и фантазировать». Но у некоторых детей возникали трудности при выполнении письменных заданий (например: сочинение). Из этого, можем сделать вывод, что детям легче выразить свои мысли устно.
Условие систематического использования познавательных игр на разных этапах урока по курсу «Окружающий мир» нравится детям больше всего, поэтому все дети с большим желанием принимали участие в них, проявляя свои творческие возможности.
Изучая тему «Первое знакомство со звёздами», на этапе - первичное закрепление изученного, детям выдавались карточки с изображением и названием профессии. Учащиеся должны были рассказать о солнце с учетом особенностей своей профессии. Например, Кате досталась карточка с названием профессии: поэт. Она говорит: «Я в своих стихотворениях говорю о красоте солнца», композитор: «Я передаю людям красоту и тепло солнышка в своей музыке», Кирилл выбрал карточку, на которой был изображен астроном: «Я наблюдаю за солнце и его изменениями в телескоп» и т.п.
Использовались ролевые игры. В содержание урока включались исценирование различных ситуаций. Например: разыграть диалоги: зайца и ежа, лисы и ужа, медведя и волка и так далее. Например, рассказывает Катя: «я рыжая, пушистая. А ты какой? Хвост у меня большой и пушистый, а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься? И т.п. остальные учащиеся должны угадать, каких же животных представляют их одноклассники.
Так же детям ставились проблемные вопросы. Например: представьте, вы гуляете по лесу, любуетесь красотой природы, вдыхаете аромат цветов и вдруг…змея. Что вы будете делать? Чего вы не должны делать? Детьми были предложены следующие варианты: «Нужно убежать. Надо что-нибудь кинуть в нее. Надо аккуратно, не испугав ее, уйти». В классе появились различные мнения, как нужно делать, а как нельзя. Но в итоге пришли к правильным решениям.
Были предложены следующие экологические ситуации для решения их детьми: например, «Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Андрей хотел сорвать и принести ее в класс, а Юля предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?»
« Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
- А что ты делал для своего ежика? – спросил он у Коли.
- А я отнес его в лес и выпустил на волю!
Кто из мальчиков поступил правильно и почему?».
Дети активно участвовали в дискуссиях, без боязни высказывали свои мнения.
Все ответы и предложения детей нами поощрялись.
Согласно требованию включения школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисование собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы, учащиеся учились словесно описывать состояние природы, выражать свое эмоциональное состояние в зависимости от погоды. Использовалось пособие Е.А. Гриневой «Учись наблюдать и рассказывать о природе» (1998, Ульяновск). В начале каждого урока окружающего мира, мы отводили 5 минут на обсуждение таких вопросов: «Давайте посмотрим за окно. Что вы видите? Какая сегодня погода? Как выглядят растения? Нравится вам сегодняшняя погода? Почему? и т.д.» Дети высказывали свои впечатления, говорили о том, что погода влияет на душевное и физическое состояние человека. Описывали свое эмоциональное состояние. Например, что говорили дети: «Сегодня я проснулся с плохим настроением. Но сейчас за окном светит солнышко, и мне хочется веселиться», «Когда хорошая погода, тепло и светит солнце, у меня хорошее настроение», «А мне нравится зима. Потому что можно играть в снежки и кататься на горках, а еще Новый год» и т.п.
Данное упражнение способствовало развитию таких психических процессов, как речь, фантазия.
Так же ребятам предлагалось нарисовать рисунок, изобразив погоду и отразив в нем эмоциональное состояние, соответствующее данной погоде. После этого детям предлагалось показать свой рисунок и как можно красочнее выразить, какое же эмоциональное состояние выражено в его рисунке. Например, Валерия А. рассказывает: «Я нарисовала зимний вечер. Я представляю зиму суровой и холодной. Здесь изображена метель, огромные сугробы. И хотя за окном я не увидела такой погоды, мне представляется февраль именно таким». Оля С. проанализировала свой рисунок вот как; «Выглянув сегодня в окно, мне захотелось нарисовать деревья, которые отличались своей красотой. Их ветви были покрыты инеем, а рябинка выделялась своими яркими насыщенными красными ягодами. Возле нее собралась стая птичек, которая поедала эти зимние плоды». Дима С.: «А мне совершенно не нравится такая погода, и выглянув в окно я бы хотел увидеть большое яркое солнце. Множество распустившихся цветов, над которыми порхают красивые бабочки. Теплую речку и пышные зеленые деревья. И на душе сразу становится тепло и весело» и т.д.
Приведем пример конспекта урока с включением элементов творческого развития младших школьников (Приложение 7). Отметим, что творческие задания были даны учащимся в качестве домашнего задания, затем обработаны и сгруппированы и только после – представлены на уроке.
На этом занятии для творческого развития младших школьников использовались такие приемы, как беседа, побуждение к высказыванию собственной точки зрения, рисование «признаков» осени, сочинение рассказов «Как я вижу осень» с опорой на наводящие вопросы, рассказ-описание картинки, элементы театральной постановки (деревья сбрасывают листья), рисование почек на доске, создание коллективного панно.
Отметим также, что использованная методика творческого развития младших школьников кроме своей прямой цели (формирование творческих способностей) имела еще ряд важных результатов. А именно, была отмечена общая активизация учебной деятельности на занятиях «Окружающего мира». Многие учащиеся отмечали повышение интереса к курсу, рост мотивации. Положительным образом сказались творческие упражнения и на учебном процессе в целом – учащиеся и на других уроках стали предлагать альтернативные решения стоящих перед ними учебных задач.
На наш взгляд, при организации более длительного эксперимента можно было бы говорить о значительных позитивных изменениях в самом ходе детской мысли. Конкретнее – стала обнаруживаться значительно более выраженная гибкость и оригинальность мышления, дети стремились поразить учителя и друг друга все новыми и новыми решениями одной задачи. Это было отмечено даже родителями. При этом отмечалось и некоторое снижение дисциплины на уроках, что может объясняться более спонтанным образом работы мысли, а также повышением его скорости. В связи с этим следует отметить потребности в качественно другой, неклассической организации занятий с использованием методик творческого развития младших школьников.
2.3. Контрольный этап эксперимента. Анализ и оценка результативности опытной работы
Для того чтобы оценить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей младших школьников (экспериментальной группы) необходимо было повторное тестирование обеих групп по всем ранее использованным методикам.
Как было описано ранее, нами использовались следующие методы исследования уровня творческого развития младших школьников:
1.Сравнительный анализ творческого развития учащихся на начало и конец эксперимента.
2.«Анкета изобретателя».
3.Тест на выявление активности характеристик творческого процесса.
После проведенного формирующего исследования было повторно проведено фиксирование результатов наблюдения за творческой активностью школьников. Результаты повторного наблюдения приведем в диаграмме на рис. 2.
Рис. 2.. Уровни творческого развития учащихся а) 2 «А» (ЭГ) и б) 2 «Б» (КГ) классов на контрольном этапе
а)
Из диаграмм видно, что количество школьников с низким уровнем творческого развития в экспериментальной группе уменьшилось на 2 человека, что свидетельствует о положительной динамики. При этом в контрольной группе повторное наблюдение не выявила каких-либо количественных сдвигов.
По итогам наблюдения в экспериментальной группе сократилось и число ребят со средним уровнем развития творческих способностей (на одного человека), школьников с высоким уровнем, наоборот, стало больше(на 2 человека) . В КГ ситуация осталась неизменной. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Несмотря на то, что в КГ учителями также проводились программные занятия с включением заданий на творческое развитие детей, очевидно, их оказалось недостаточно, поскольку с помощью данной методики выявить сколько-нибудь значимые изменения не удалось.
По прошествии двух этапов эксперимента ребятам было предложено повторно ответить на вопросы «Анкеты изобретателя», описанной ранее. Здесь также была выявлена положительная динамика в ответах младших школьников из экспериментальной группы. Теперь , согласно данной анкете, 42% учащихся ЭГ имеют высокий уровень развития творческих способностей, 58% проявили средний уровень и 0% - низкий. В КГ у 36% детей был выявлен высокий уровень и у 64 – средний. Чтобы сравнить изменение уровня развития творческих способностей детей двух групп в начале и в конwе эксперимента, обратимся к рис.3 и 4.
Рис 3 Динамика творческого развития школьников ЭГ по данным «Анкеты изобретателя»
Как видим, положительные результаты выявлены и в ЭГ и в КГ, однако во 2 «А» классе они более очевидны: рост числа школьников с высоким уровнем творческого развития составляет 23,08 %.
Рис. 2.9. Динамика творческого развития школьников КГ по данным «Анкеты изобретателя»
Для подведения итогов были суммированы результаты по трем методикам и для выявления динамики данные были представлены в Таблице3:
Таблица 3.
Комплексные результаты исследования уровня сформированности творческих способностей в ЭГ и КГ на этапе контрольного эксперимента
Количество детей
Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Начало экспер., % |
Конец экспер., % |
Динамика, % |
Начало экспер., % |
Конец экспер., % |
Динамика, % | |
Высокий |
15,38 |
38,46 |
+23,08 |
16,67 |
16,67 |
-- |
Средний |
61,54 |
53,85 |
-7,69 |
58,33 |
66,66 |
+8.33 |
Низкий |
23,08 |
7,69 |
-15,39 |
25 |
16,67 |
-8.33 |
Из данной таблицы следует, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития творческих способностей стало на 23,08% больше, в то время как с низкими на 15,39% меньше. В контрольной группе количество детей с высоким уровнем творческого развития осталось прежним, а группа школьников со средним уровнем выросла на 8,33% за счет уменьшения группы с низким уровнем, что тоже является положительным результатом, учитывая относительно непродолжительную длительность эксперимента.
Полученные числовые данные подтверждают эффективность проведенной формирующей работе в экспериментальной группе. Отмечен и средний рост творческих способностей детей контрольной группы, что объясняется методической работой педагога, однако он значительно ниже, чем в экспериментальной группе.
Следовательно, результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что при соблюдении ряда психолого-педагогических условий развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будет эффективным.
В ходе данного исследования было выявлено следующее.
Творчество – центральное понятие всех методик развития творческих способностей школьников. Как виду человеческой деятельности творчеству присущ ряд характерных признаков (наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи, социальная и личная значимость и прогрессивность, наличие объективных предпосылок для творчества, наличие субъективных предпосылок для творчества, новизна и оригинальность процесса или результата).
К компонентам творческих способностей как объекта формирования у человека (в нашем случае – у младшего школьника) принято относить творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Опыт творческой деятельности в современной педагогической литературе рассматривается как составная часть опыта учебного научного творчества.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Осуществление технологии развивающего обучения в корне меняет роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Однако традиционная классно-урочная система недостаточно позволяет в полной мере осуществить педагогу свою деятельность как наставника и координатора.
Школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Особенно восприимчивы к данному воздействию младшие школьники. Начальная школа является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Значение творчества и воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека.
Информация о работе Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»