Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение педагогических условий творческого развития школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Данная цель реализуется путем решения ряда научно-исследовательских задач:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2. . Изучить сущность творческого развития и его роль в обучении;
3. Проанализировать условия развития творческих способностей у младших школьников средствами курса «Окружающий мир»;
4. Экспериментальным образом доказать эффективность создания ряда психолого-педагогических условий для творческого развития младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИ КУРСОВОЙ.docx

— 148.06 Кб (Скачать файл)

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы.

Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается на искреннем уважении и эмпатическом понимании учащихся, умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, на поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными.

Условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников, являются: возможность овладения опытом самостоятельной разнообразной деятельности через использование тренинго-игрового метода,  создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды, выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика, совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Критерии и показатели проявления детьми творческого развития, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории: отношение ученика к творческой работе, качество поисково-творческих действий учащихся и выразительность и грамотность выполнения работ.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников.

Курс «Окружающий мир» обладает огромным потенциалом для развития творческих способностей младших школьников.

В ходе изучении курса «Окружающий мир» можно использовать такие типы творческих заданий как создание, преобразование, познание, использование в новом качестве.

Для развития творческих способностей средствами курса «Окружающий мир» необходимо обеспечение ряда общих для таких целей психологических и педагогических условий.

Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование).

Для подтверждения нашего предположения о том, что для обеспечения эффективного  процесса творческого развития младших школьников необходимо обеспечение ряда психолого-педагогических условий, было проведено исследование, которое включало в себя педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент.

Целью данного исследования было выявление потенциала творческого развития младших школьников средствами курса «Окружающий мир». Исследование проводилось в течение четырех недель в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующему этапу педагогического эксперимента предшествовал этап педагогического наблюдения, проводимого по ряду показателей.

В ходе наблюдения было выявлено, что учитель уделяет определенное внимание развитию самостоятельности детей. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников.

Для проведения первого этапа эксперимента была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей младших школьников.

Для исследования уровня творческого развития младших школьников была составлена схема, состоящая из следующих методик:

1.Результаты  наблюдений за уровнем творческого  развития.

2.«Анкета  изобретателя».

3.Тест на выявление активности характеристик творческого процесса.

Для обеспечения чистоты эксперимента исследование проводилось сразу в двух вторых классах: 2 «А» и  2 «Б», которые являлись соответственно экспериментальной и контрольной группами.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в обоих классах присутствует примерно одинаковый, средний уровень развития творческих способностей младших школьников, что может служить хорошей базой для дальнейшего их развития.

На этапе формирующего эксперимента была проведена серия занятий по курсу «Окружающий мир» с включением большого количества различных творческих заданий учебного курса, а также авторской разработки, познавательных игр и с включением школьников в процесс наблюдения.

Детям были предложены такие задания, как написание сочинение, проведение бесед и обсуждений по иллюстрациям и изучаемым темам, инсценирование диалога цветов, задания на развитие воображения, подготовка сообщения (с разработкой проекта, с наличием красочных рисунков, использованием гербария и пр.), загадки, ролевые игры, экологические ситуации и другие творческие задания. Данные упражнения способствовало развитию таких психических процессов, как речь, фантазия.

Для того, чтобы оценить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей младших школьников (экспериментальной группы) необходимо было повторное тестирование обеих групп по всем ранее использованным методикам.

Как показали результаты повторного исследования, по всем трем методикам в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика творческого развития. Отмечен и средний рост творческих способностей детей контрольной группы, что объясняется методической работой педагога, однако он значительно ниже, чем в экспериментальной группе.

Все это свидетельствует об эффективности проведенной формирующей работы и о справедливости выдвинутой гипотезы исследования.

         Данная работа может быть продолжена  при разработке методического пособия для дополнения УМК по курсу «Окружающий мир», используемых в современных школа, а также результаты исследования имеют практическую значимость для учителей начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития  / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2006 . - 606c.
  2. Бердяев, Н. А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии) [текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Книга, 1991. - 446 с. - ISBN 5-212-00417-9
  3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [текст]: Учеб. Пособие / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия. - 2002. - 320 с. - ISBN 5-7695-0888-4
  4. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества [текст] / В.А. Бухвалов. – 2-е изд. - М.: Просвещение. -  2004 - 96 с. - ISBN 5-09-004471-6
  5. Валери, П. Взгляд на современный мир / Избранные произведения [текст] / П. Валери. М.: 1936.
  6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [текст]: учебник для 3 кл. четырёхлетней начальной школы / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - М.: Вентана-Графф, 2001.-160с. - ISBN, 5-88717-872-8
  7. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [текст]: рабочая тетрадь для 4 кл. четырёхлетней начальной школы / Н.Ф. Виноградова.  - М.: Вентана-Графф,  2005. - 38с.
  8. Выготский, Л.С. Отрывки. [текст]: Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с. - ISBN: 5-87852-044-3.
  9. Горфункель, А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения [текст] / А.Х. Горфункель. - М.: Мысль. – 1977. - 624 с. - ISBN 5-88812-164-9
  10. Зденек, М. Развитие правого полушария: Углубленная программа высвобождения силы Вашего воображения [текст] / М. Зденек. - М.: Попурри, 2004. - 352 с. -  ISBN: 985-483-204-Х
  11. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - 2-е изд.- М. : Междунар. образоват. и психол. колледж: Психол. ин-т РАО, 2007. - 197 с. - ISBN 5-88919-007-5, с. 94
  12. Коротяев, Б.И. Учение - процесс творческий [текст]: учеб. пособие / Б.И. Коротяев.- М.: Просвещение, 1989.-159с.
  13. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [текст] / И.Я. Лернер. – 2-е изд. - М.: Педагогика, 2006. - 185 с. - ISBN 5-09-01469707
  14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; Под ред. А.Г. Рузской. - 2-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 383 с. - ISBN 5-89502-209-X
  15. Лободина, С. Как развивать способности ребёнка [текст]: учеб. пособие / С. Лободина. – С.-Пб.: Питер. - 1997. - 256с. - ISBN 5-88782-363-1
  16. Лук, А.Н. Мышление и творчество [текст] / А.Н. Лук. - М. : Политиздат, 1976. - 144 с.
  17. Мусийчук, М.В. Практикум по развитию креативности личности [текст]: Метод. пособие по приклад . психологии / М.В. Мусийчук. — Магнитогорск: МГПИ. - 1994 - 48 с. - ББК 88я771-5 + 88.251.31 + 88.825.131
  18. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В. С. Мухина. - 11-е изд., доп. и перераб. - М. : Академия, 2007. – 637 с. - ISBN 978-5-7695-4136-0
  19. Немов, Р.С. Психология [текст] / Р.С. Немов. – 2-е изд. - М, Просвещение, 2006 - т.2. – 384с. - ISBN: 5-250-01838-6
  20. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [текст]: учеб. пособие. / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение. - 1989.-160с.
  21. Пуанкаре, А. Избранные труды, тома 1—3 [Текст] / А. Панкаре.  — М.:  Наука, 1971—74.
  22. Развитие творческого воображения младших школьников на основе применения базовых элементов ТРИЗ [текст] / В.Б. Кузнецов // Региональная научно-практическая конференция. – Челябинск. - 1998.  – 288с.
  23. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавели) [текст] / Д. Реале, Д. Антисери – М.: Академия. – 2008. – 412 с. - ISBN 5-7646-0013-8.
  24. Рерих Елена Ивановна // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999—656 с.
  25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии  [текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. - 713с. - ISBN 978-5-314-00016-8
  26. Теплов, Б.И. Избранные труды : В 2т. Т.1./ Б.И. Теплов.– М.: Просвещение, 1985. – 385с.
  27. Терехова, Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе [текст]: методические материалы к программе "Уроки творчества" / Г.В. Терехова. – М.: Наука. – 2008. – 52 с.
  28. Фёдоров, Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. [текст] / Н.Ф. Федоров. — М.: Традиция, 2008. — Т. 3. — ISBN 5-89493-003-0
  29. Юркевич, B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность [текст]: учеб. пособие / В.С. Юркевич. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 136с. - ISBN 5-89357-0448
  30. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Избранные психологические труды (Серия Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70 -ти томах) М. - 1998. - 304с.
  31. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л.Яковлева – М.: Просвещение, 1999. – 190с. - ISBN 5-8252-0008-8.

        Статьи:

  1. Видовая структура творчества [текст] /А.В. Большаков // Аналитика культурологи. – 2006. - №1 (5)
  2. Воображение ребёнка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - 2001. - №5. – c. 34-36.
  3. Педагогические идеи Сократа [текст] / Б. А. Фохт  // Дидактика — М. 1998. — № 1 (22). — С. 60-64.
  4. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников / Л.Н.Прохорова // Начальная школа. – 2003. - №2. – С.38-42.
  5. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью / Л.М. Пакша // Начальная школа. - 2005. - № 12. - с.40-44
  6. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.
  7. Творческое развитие ребенка / Р.П. Керенский // Школа сегодня. – 2007. - №4. – с. 15-18.

        Словари и энциклопедии:

  1. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: Словарно-энциклопедический ресурс «Академик». – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p
  2. Краткий психологический словарь [текст] / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. – 431 с. - С. 165. - ISBN 5-691-00074-8

        Электронные ресурсы:

  1. Аверьянова, Г.А. Роль учителя в развитии опыта творческой деятельности учащихся [Электронный ресурс]: Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534672/
  2. Белова Ю.А. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Органы чувств». [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогический идей «Первое сентября». - Режим доступа к ресурсу: http://festival.1september.ru/articles/517049/
  3. Бондаренко, С.М. Развитие творческих способностей младших школьников посредством современных информационных коммуникативных технологий / С.М. Бондаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2009-art9&catid=42:conf-prof&Itemid=72
  4. Илиева, Л.П. Гастон Башляр : особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/1998/ilieva_bachelard.htm
  5. Колесникова, Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке (конец 19 начало 20 века) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Колесникова Е.А. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18750.php
  6. Мстиславская, Ю.С. Управление развитием творческих способностей детей средствами школьной газеты / Ю.С. Мстиславская [Электронный ресурс]: Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/514817/
  7. Мухина, С.А. Развитие творческих способностей младших школьников на основе гендерного подхода / С.А. Мухина, Е.А. Игнатьева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marsu.ru/gender/blog/wp-content/uploads/2009/05/d0bcd183d185d0b8d0bdd0b0-d0b8d0b3d0bdd0b0d182d18cd0b5d0b2d0b0.pdf
  8. Нуриева, Р. С. Творческое развитие младших школьников на уроках труда и рисования [Электронный ресурс]: Издательский дом «Первое сентября». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/416633/
  9. Никитин, Б.П. Что такое творческие способности? Ступеньки творчества [Электронный ресурс]: Разумники. – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/chto_takoe_tvorcheskie_sposobnosti.html
  10. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Электронный ресурс] / Е.Д. Патаракин. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 64 с. Режим доступа: http://www.bgpu.ru/intel/courses/manual_3.pdf
  11. Серавин, А.И. Возможность исследования творчества // Исследование творчества. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/polpsy/lib/seravintvor/4.html
  12. Симонов, П.В. Структура творческого акта [Электронный ресурс]: Сборник статей по исследованиям психических явлений. – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/ritorica/mem95.htm
  13. Творческие способности / Творческое мышление [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.remox.ru/articles/creative_ability.html
  14. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/solovey_35_76_2_230_235.pdf
  15. Щербакова Н.М. Активность субъекта как важный фактор развития интеллекта [Электронный ресурс]. - Психологические публикации. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2635.htm

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творчества школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»