Развитие физических качеств на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых (…) , в настоящее время возникли существенные противоречия между целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями их осуществления для каждого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик диплома.docx

— 50.10 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых (…) , в настоящее время возникли существенные противоречия между целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями их осуществления для каждого человека.

 

Поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий  совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как  основы физической подготовленности.

 

Особенностью раннего детства является взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Начиная с трёхлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер.

 

Комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. Однако к решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия.

Глава 1.Теоретическое обоснование  проблемы развития физических качеств  дошкольников в процессе физической подготовленности.

1.1.

Сегодня основной целью физического  образования является обеспечение  гармоничного развития личности с высокой  умственной, физической и социальной активностью.

 

Особое место занимает укрепление здоровья. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие  охрану и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает роль физической культуры и ее ведущих учебно-воспитательных задач: физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, стремление приобрести хороший уровень физической работоспособности, большой жизненный потенциал с максимальным накоплением двигательного опыта.

 

Важнейшим средством в достижении цели по воспитанию гармонично развитой личности с самого раннего возраста является развитие физических качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости, прыгучести и других. Интенсивная  работа большого количества ­мышц при  выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее, развивающее действие. Благодаря разнообразным движениям улучшаются функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.

 

Развитие физических качеств с  самого раннего возраста является залогом  укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека.

 

Предлагаемая творческая разработка направлена на внедрение большего объема подвижных игр для  развития физических качеств у детей дошкольного  возраста.

1.2. Проблема исследования физического  воспитания в ДОУ.

 

 Разработка вопроса развития  физических качеств дошкольников  как основы физической подготовленности  затрагивается в программах воспитания  и обучения детей только частично. Поэтому очевидна актуальность темы творческой разработки, заключающаяся в поиске новых методических подходов к использованию подвижных игр на прогулке, развивающих физические качества дошкольников.

 

Цель исследования – разработать  методическое обоснование эффективности процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста на прогулке.

 

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:

 

1.                 Проанализировать состояние проблемы  в литературе.

 

2.                 Выявить уровень развития физических  качеств старших дошкольников  и их физической подготовленности.

 

3.                 Разработать  серии подвижных игр для развития физических качеств.

 

4.                 Оценить эффективность разработанной  методики развития физических  качеств старших дошкольников.

 

Объект исследования – процесс  развития физических качеств у детей.

 

Предмет исследования – применение подвижных игр, как средства развития физических качеств дошкольников.

 

Гипотеза исследования. Эффективное  развитие физических качеств детей  старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется на прогулке методика, включающая:

 

-       Целенаправленное  применение системы подвижных  игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).

 

-       Более расширенный  объём подвижных игр 

 

Методы исследования.

 

Теоретические:

 

-       анализ педагогической  литературы по теме исследования;

 

-       интерпретация  литературных источников;

 

-       обобщение;

 

Эмпирические:

 

-       наблюдение;

 

-       тестирование;

 

-       беседа;

 

-       методы математической  обработки данных эксперимента.

 

База исследования. ГБДОУ «Детский сад № 39комбинированного вида Калининского района города Санкт-Петербурга.

 

Этапы исследования.

 

1.                 Изучение и обобщение учебной  и научной психолого-педагогической  литературы по проблеме развития  физических качеств старших дошкольников с помощью подвижных игр с целью осознания актуальности проблемы данной темы.

 

2.                 Осуществление экспериментальной  работы с целью выявления уровня  физической подготовленности старших  дошкольников и оценки эффективности  методики развития физических  качеств.

 

3.                 Обобщение и интерпретация теоретического  и практического исследования, выявление  научной ценности проделанной  работы, разработка методических  рекомендаций для педагогов и  родителей.(?)

 

Теоретическая значимость, научная  новизна исследования.

 

1.                 В работе проанализирован, обобщен,  систематизирован материал по  проблеме развития физических  качеств старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности.

 

2.                 Подобраны серии подвижных игр и расширен их объём, позволяющие развивать физические качества старших дошкольников по сравнению с традиционным подходом на прогулке.

 

Практическая значимость исследования.

 

1.                 Составлен диагностический инструментарий  для оценки уровня развития  физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности.

 

2.                 Разработаны блоки подвижных игр, направленных на развитие определенных физических качеств старших дошкольников, включающие расширение объёма подвижных игр.

 

3.                 Разработаны методические рекомендации  для педагогов ДОУ по использованию  подвижных игр с целью развития  физических качеств старших дошкольников.

 

4.                 Результаты экспериментального  исследования дают возможность  усовершенствовать процесс повышения  уровня физических качеств у  детей старшего дошкольного возраста  и могут быть использованы  в работе педагогов ДОУ.

1.3. Средства, методы и приёмы  формирования физических качеств  в дошкольном возрасте в процессе  физического воспитания с учётом  групп физической подготовленности  детей.

 

Многие учёные в области физической культуры и спорта считают, что целью  физического воспитания подрастающего  поколения является формирование основ  физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как  системы ценностей, активно и  долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному  возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

 

- формирование у детей осознанной  потребности в освоении ценностей  здоровья, физической культуры и  спорта;

 

- природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

 

- общее физкультурное образование  дошкольников, направленное на освоение  ими интеллектуальных, технологических,  нравственных, этических и эстетических  ценностей физической культуры;

 

- актуализация знаний на уровне  начальных навыков проведения  самостоятельных занятий. 

 

Для выполнения ряда движений детям  дошкольного возраста необходим  определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого  движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью  имеющийся резерв возможностей организма.

 

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии  организма, при благоприятном эмоциональном  фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или  при отрицательных эмоциях заметно  снижаются частота движений и  их скорость, двигательная реакция  замедляется, увеличивается число  неточных движений, особенно сложно координированных.

 

По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить  на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

 

Дети первой группы, имеющие высокие  показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают  от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать  решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства  и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать  воспитателя, выполнять его указания и поручения.

 

Детей второй группы, имеющих средние  показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность  развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

 

Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве  случаев имеющие низкий уровень  развития физических и волевых качеств  и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти  не прилагают усилий, чтобы заставить  себя работать. В ситуациях, требующих  решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную  уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние  уг­нетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

 

Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учётом индивидуальных особенностей их двигательного  развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование  их двигатёльных умений и навыков. Этому  способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в  парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого  приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.

 

Этот материал может быть использован  и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники  основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).

Информация о работе Развитие физических качеств на прогулке